Опера Сан-Хосе – на верном пути

Share this post

Опера Сан-Хосе – на верном пути

Более тридцати лет назад  замечательная оперная певица, меццо-сопрано Ирен Дейлис, выступавшая  на самых престижных сценах Америки и Европы, завершила карьеру. Она сплотила вокруг себя  толковых энтузиастов и создала в Сан-Хосе, можно сказать, на пустом месте,  оперный театр, привлекающий публику не только интересным репертуаром, но, как правило, и качеством исполнения. Театр  не боялся исполнять оперы современных […]

Share This Article

Более тридцати лет назад  замечательная оперная певица, меццо-сопрано Ирен Дейлис, выступавшая  на самых престижных сценах Америки и Европы, завершила карьеру. Она сплотила вокруг себя  толковых энтузиастов и создала в Сан-Хосе, можно сказать, на пустом месте,  оперный театр, привлекающий публику не только интересным репертуаром, но, как правило, и качеством исполнения.

Театр  не боялся исполнять оперы современных композиторов, добиваясь здесь хороших результатов. Многие постановки известных опер становились своего рода громкими событиями. Назову хотя бы постановки «Идоменея» Моцарта, «Кармен» Бизе, «Летучей мыши» Иоганна Штрауса, «Фальстафа» Верди и  т.д.

Чтобы обеспечить плодотворную деятельность театра, требовались немалые финансовые затраты, и Ирен Дейлис вместе со своими сотрудниками сумела привлечь к новому коллективу внимание значительного числа надёжных компаний и «денежных людей», любящих музыку и музыкальные театры. Но немалую роль играла и правильная, разумная организация деятельности отдельных подразделений большого коллектива. И это тоже способствовало успешной работе театра. У него появились свои помещения и регулярно арендуемый очень уютный и красивый зал – Театр «Калифорния». Регулярное пополнение труппы, в основном, обеспечивается ежегодным ( в конце театрального сезона) конкурсом вокалистов имени Ирен Дейлис.

Среди многочисленных наград и почётных званий, которыми Дейлис была отмечена не только в Соединённых Штатах, но и во многих странах мира, есть у нее и звание Почётного доктора музыки в университетах Санта Клары  и  Сан-Хосе.

После тридцати лет самоотверженной деятельности в Опере Сан-Хосе Ирен Дейвис объявила 30 июня 2014 года о своей отставке. Начались, опять-таки с её участием, поиски нового руководства. Генеральным директором Оперы стал Лэрри  Хэнкок, музыкальным директором и главным дирижёром – Джозеф  Марчесо. Произошли и другие изменения в составе коллектива. Были внесены и некоторые новшества в планирование выступлений. Например, если прежде каждую оперу исполняли два состава певцов, и каждый состав участвовал  в четырёх спектаклях, то отныне каждую запланированную оперу исполняет лишь один состав артистов, но шестикратно.

Только убедившись в целесообразности всех изменений и в надёжности нового руководства, Ирен Дейлис позволила себе уйти в мир иной. Это случилось 14 декабря 2014 года.

Всемирная премьера оперы американского композитора Марка Лэнц Вайзера   «Куда ангелы боятся ступать» состоялась в Сан-Хосе в феврале нынешнего года. Автором либретто является Роджер Бруньет. Постановщиком стала Лилиан Гроаг, которой уже приходилось прежде ставить спектакли в Опере Сан-Хосе. Интересно отметить, что ранее это произведение пытались поставить несколько других коллективов, но ни один из них не сумел довести дело до конца, столкнувшись с рядом трудностей. Эта новая опера базируется на новелле  И.М.Форстера, в которой главный конфликт основан на социальном различии разных слоёв общества и вытекающих отсюда последствий. Молодая и богатая вдова выходит замуж за молодого и красивого итальянца, представителя среднего класса, вопреки желанию её  родни.

Краткое содержание этой трёхактной оперы. Акт 1. Филип Херритон прибывает в итальянский город Монтериано, чтобы не допустить брака Лилии, молодой вдовы его брата, с Джино Карелла, двадцатиоднолетним красавцем, с которым она познакомилась двумя неделями раньше. Сразу же после приезда Филип выясняет, что, предвидя его вмешательство, Лилия вступила в брак с Джино ещё утром, до приезда Филипа. Он возвращается в Англию с подругой Лилии, Каролин Эббот. Через несколько месяцев, будучи уже беременной, Лилия решила оставить Джино и вернуться в Англию, однако случилось непредвиденное: она упала на улице.

Сцена из оперы «Куда ангелы боятся ступать»

Во время рождения сына Лилия умерла. Филип и его сестра Хэриет приезжают, чтобы «спасти» ребёнка. Независимо от них возвращается и Каролина с той же целью, но и с отличием: она хочет усыновить ребёнка. Хэриет настаивает, чтобы Филип немедленно принёс малыша, но при виде Каролины, которую знает давно и которой полностью доверяет, она успокаивается.

Акт 2. Филип и Каролина беседуют один на один, и девушка сообщает о своём желании усыновить ребёнка. Ей кажется, что Херритоны вряд ли будут питать какие-либо чувства к малышу. В то же время Каролина чувствует большую ответственность за ребёнка, так как в своё время она убеждала Лилию выйти замуж за Джино. Афиша возле  гостиницы объявляет о спектакле «Лючия ди Ламмермур» Доницетти, и Филип настаивает, чтобы Хэриет и Каролина вместе с ним отправились в театр.

После спектакля брат и сестра, а также Каролина увидели Джино и нескольких его друзей, которые также посетили оперу. Женщины ушли, а Филип присоединился к друзьям Джино, и ему очень понравились друзья Джино и их доброжелательность.

Каролина хочет обсудить усыновление восьмимесячного сына Джино и Лилии. Она появилась в тот момент, когда Джино готовился купать ребёнка. Помогая ему, Каролина поняла, как сильно он любит своего сына. Когда появился Филип, Каролина исчезла, так как почувствовала, что обсуждение её плана об усыновлении ребёнка будет сейчас неуместным.

Акт 3.  Каролина молится в церкви, чтобы Херритоны оставили в покое Джино и ребёнка. Но вскоре Херритоны появились, и возмущённая Хэриет кричит, что Каролина пытается противодействовать их плану. Каролина аргументированно отказывается поддерживать замыслы Херритонов. Все трое решают уехать ночным поездом, а Филип сообщает Каролине, что после полудня он поговорит с Джино. Каролина уверяет его, что тот откажется расставаться  с сыном.

Между тем, Хэриет договорилась с извозчиком экипажа, чтобы он ждал её за городскими воротами. Хариет появляется с ребёнком на руках. Филип не может понять, как ей удалось уговорить Джино отдать своего ребёнка, но она не отвечает на его вопросы и торопит извозчика ехать быстрее по крутой дороге в темноте и  к тому же под дождём. В полутьме на большой скорости экипаж перевернулся, а укутанный ребёнок выпал из кабины. Дальше непонятно, остался ли он жив, получил ли серьёзные травмы, оставшись живым, или погиб.

В любом случае, произошла ужасная катастрофа.

Возникает эмоциональное  столкновение между Филиппом, Джино и Каролиной. В финальной сцене английские гости собираются покинуть Монтериано. Появляется Хэриет и заявляет, что они никогда больше не вернутся в Италию, но Филип поправил её: он ещё вернётся.

Спектаклем дирижировал нынешний музыкальный директор и главный дирижёр тетара Джозеф Марчесо. Публика уже знакома с ним: он дирижировал двенадцатью операми в Сан-Хосе и многими – в других театрах. В частности, принимал участие в постановках нескольких опер в Сан-Франциско, в том числе  в «Моби Дик», «Никсон в Китае», «Долорес Клэйборн» и др. Неплохой список. Оркестр в рецензируемом спектакле звучал великолепно, сочно, без помарок, точно следуя указаниям дирижёра.

Режиссёром-постановщиком была Лилиан Гроаг, которая в прошлом уже встречалась с Оперой Сан-Хосе. Ей пришлось выявить характеры действующих лиц и воплотить их на подмостках. Трудность состояла в том, что содержание оперы требовало более десяти сцен, смена которых могла бы очень замедлить действие на сравнительно небольшой площадке Театра «Калифорния». Но, во взаимодействии с Майклом Ганио, недавно приступившим к своим обязанностям сценического дизайнера, Лилиан добилась желаемого. Каждая сцена плавно переходила в следующую путём замены каких-либо деталей предыдущей новыми и изменением углов поворота оставшихся деталей без остановок действия.

Элизабет Пойндекстер, крупнейший специалист по созданию сценических костюмов и макияжа, изменяющего лица и даже характеры действующих лиц, принимала активное участие в создании этой оперы. В театре она трудится много лет (часто совмещая это с работой в других коллективах), создавая сценические шедевры в операх «Хенсель и Гретель»,  «Трубадур», «Кармен», «Тоска», «Фальстаф» и т.д. Следует воздать должное и композитору, Марку Лэнц Вайзеру. Его музыка в этой опере достаточно выразительна, подчёркивает особенности как ситуации, так и характера действующих лиц. Кроме того, она достаточно легко воспринимается публикой в зале.

Состав исполнителей, в основном, молодёжный. Единственным «солидным» исполнителем является бас Сайлес Илеш в небольшой роли извозчика. Он обладает прекрасным голосом и умением создавать роль в самых «неблагоприятных» ситуациях. Публика слышала и видела его много раз.  Небольшую роль хозяйки гостиницы исполнила молодая сопрано Хло Смарт. Сложная, как сценически, так и вокально, партия Каролин Эббот досталась сопрано Кристине Коновер. Тут и непростые отношения с давним приятелем Филипом Доерти, и желание усыновить сына умершей во время родов подруги Лилии Херритон, и возникшее уважение к отцу ребёнка. Это одна из сложных партий оперы, психологически весьма непростая, и она была исполнена прекрасно. Быть может, менее  интересной сценически, но достаточно важной стала партия тенора Кёрка Доерти в роли Филипа Херритона. Он самый основательный из всех действующих лиц, но иногда выглядит несколько пассивным.

Партию Джино Карелла должен был исполнять баритон Мэтью Хансом, но в последнгий момент его заменили (по болезни) баритоном Брайаном Джеймсом Майером. Он обладатель хорошего голоса и хорошей внешности, но в новой роли чувствовал себя скованным. Правда, он несколько оживился в сцене купания своего малыша. Сопрано Изабелла Айви убедительно исполнила небольшую роль избалованной вдовы. Сложную партию сестры Филипа достаточно хорошо подала меццо-сопрано Лиса Чавез. Хотелось бы услышать и увидеть более тонкий анализ характера этой взбалмошной женщины. На месте оказалась певица Дженни Литстер, исполнявшая главную роль в оперном спектакле «Лючия ди Ламермур». Дженни обладает красивой внешностью и основательной колоратурной техникой, которая совершенно необходима в этой роли.

В прошлом время от времени случались у некоторых исполнителей интонационные погрешности (фальшивое звучание отдельных фраз). В рецензируемом спектакле такие погрешности фактически отсутствовали.

Подводя итоги, следует отметить ещё раз, что все действующие лица обладают хорошими голосами и правильной их постановкой и с удовольствием демонстрируют свои певческие возможности. Но, в принципе, этого недостаточно, так как в опере именно пение позволяет создавать характеры действующих лиц и их эволюцию, и тут одного лишь звукоизвлечения, как бы красиво оно ни было, недостаточно для развития сюжета.

Постановка  оперы «Куда ангелы боятся ступать» с участием молодых и талантливых исполнителей стала серьёзным достижением Оперы Сан-Хосе.

      Х. АНАТОЛЬЕВ

Сан-Франциско

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »