Обзор DVD Выпуск 224

Share this post

Обзор DVD Выпуск 224

Tootsie. A film by Sydney Pollack. 1982. The Criterion Collection. Blu-Ray.  (“Тутси” Режиссёр – Сидни Поллак). “Тутси” Сидни Поллака –  классическая комедия с переодеванием. Но комедийная ситуация – молодой актёр, переодевшись женщиной, получает роль в телевизионном сериале, – не порождает клоунады. Никто никому не наступает на ногу, никто не падает в бассейн, никого не припечатывают […]

Share This Article

Tootsie. A film by Sydney Pollack. 1982. The Criterion Collection. Blu-Ray.  (“Тутси” Режиссёр – Сидни Поллак).

“Тутси” Сидни Поллака –  классическая комедия с переодеванием. Но комедийная ситуация – молодой актёр, переодевшись женщиной, получает роль в телевизионном сериале, – не порождает клоунады. Никто никому не наступает на ногу, никто не падает в бассейн, никого не припечатывают тортом в лицо. Это комедия без гэгов. И в том её прелесть.

По версии AFI (Американского института киноискусства), картина Поллака заняла второе место среди американских кинокомедий всех времён, уступив только картине Билли Уайлдера «Некоторые любят погорячее» (Some Like It Hot, 1959).  Лента Уальдера (в советском прокате она называлась “В джазе только девушки”) тоже комедия с переодеванием: двое приятелей-музыкантов, скрываясь от гангстеров, переодеваются в женскую одежду.

Нет сомнений, что авторы фильма “Тутси” отталкивались от  картины Билли Уайлдера, но “Тутси” – не калька и не римейк.

Картина Уайлдера – универсальная комедия, комедия в чистом виде. Это комедия ситуаций, в которой всё, что происходит – происходит, так сказать, на первом плане. Второго плана нет, там задник, откровенно картонная декорация. Снимая фильм в 1959 году, Уайльдер разворачивает действие своей истории во времена сухого закона. Но обозначенное время здесь просто условность, именно театральный задник. На самом деле в фильме нет ни 1929 года, ни, тем более, 1959.

“Тутси” ровно наоборот – комедия на реальном фоне, который не просто дополняет, а в каком-то смысле определяет комедийные ситуации. Здесь всё связано со временем – начало восьмидесятых, изменение статуса женщины в обществе и в самосознании самих женщин.

Картина вышла в прокат перед Рождеством 1982 года и имела невероятный успех у публики. Она собрала 177 миллионов в кинотеатрах и продолжает пользоваться спросом в кинопрокате (по последним опубликованным данным, на кассетах и дисках фильм заработал ещё 95 миллионов).

Картина была номинирована на «Оскара» в десяти категориях, но выиграла только в одной – актриса второго плана. Статуэтка досталась Джесике Ланг.

Ни режиссура, ни операторская работа, ни великолепная игра Дастина Хофмана отмечены не были. Все главные статуэтки достались фильму “Ганди” – за фильм, за режиссуру (Ричард Аттенборо), за мужскую роль первого плана  (Бен Кингсли).

Газетные рецензенты фильм хвалили, но кто читает старые газеты? А вот кинокритики отнеслись к фильму весьма сдержанно, чего я не мог понять, пока не прочитал у Дэвида Томсона (самого авторитетного историка американского кино): «главная ошибка фильма – идея», что половая самоидентификация «просто игра», а не «постоянный контекст как шоу-бизнеса, так и всей жизни».

Вот, оказывается, в чём дело.

***

Принято считать, что на оскаровский выбор сильно влияет коммерческий успех фильма. В случае с «Тутси» и «Ганди» дело было ровно наоборот. Картина «Ганди» обошлась продюсерам в полтора раза дороже «Тутси», а денег в прокате собрала в четыре раза меньше.

***

Фильм великолепно отреставрирован и отлично трансформирован в цифровой формат.

На диске вы найдёте две документальные ленты о съёмках фильма «Тутси» (одна 1982-го, другая 2007-го года), интервью с Дастином Хофманом. Вы также можете посмотреть фильм с закадровым комментарием Сидни Поллака.

The Life Aquatic with Steve Zissou. A film by Wes Anderson. 2004. The Criterion Collection. Blu-Ray. («Водная жизнь» – режиссёр Уэс Андерсон). 

Знаменитый исследователь водных глубин Стив Зиссу показывает шикарной публике  фильм о своей последней экспедиции. Во время этой экспедиции погиб его старый друг Эстебен дю Плантье – его перекусила пополам чудовищных размеров акула. И вот теперь Зису готовит новую экспедицию, цель которой – найти эту акулу и убить её. Публика фильмом впечатлена, однако раскошеливаться на финансировании экспедиции никто не хочет. Но тут появляется молодой человек по имени Нэд, пилот коммерческой авиакомпании. Молодой человек сообщает Зиссу, что он его сын (и называет имя своей матери, с которой у Зиссу был роман), что он с раннего детства читал о путешествиях Зиссу и был даже членом Общества Зиссу, объединяющего поклонников исследователя. Нэд предлагает вложить все свои сбережения в новую экспедицию. И сам, естественно, принимает в ней участие.
Я не стану дальше рассказывать. Я знаю, что у Уэса Андерсена масса поклонников, зачем портить им удовольствие. Сам я не принадлежу к их числу. Фильмы Андерсона изобретательны, остроумны, в них играют прекрасные актёры, но его остроумие не кажется мне смешным и даже интересным, хохмы, нанизанные на шампур сюжета, представляются мне искусственными, и весь его кинематограф – головным, придуманным. По-моему, это какой-то интеллектуальный самообман, дистиллированный юмор, никак не связанный с моей жизнью.

В фильме «Водная жизнь» (так этот фильм называется в России) играют: Билл Мюррей, Уильям Дэфо, Анжелика Хьюстон, Кейт Бланчет, Джеф Гольдбаум, Оуэн Вильсон.

***

Фильм отлично трансформирован. На диске множество дополнительных материалов.

The Palm Beach Story. A film by Preston Sturges. 1942. The Criterion Collection. Blu-Ray («Приключения в Палм-Бич». Режиссёр Престон Стёрждес).

«Приключения в Палм-Бич» – эксцентиричная комедия. По-английски такие комедии называются slapstick (юмористически-преувеличенные действия, выходящие за пределы здравого смысла).

Семейная пара, Том и Джерри, кругом в долгах. Том, который пытается найти спонсора для постройки спроектированного им аэропорта, не желает идти ни на какие компромиссы. Ситуация такова, что их собираются выселить из квартиры. Однако некий странный господин, которого менеджер приводит осмотреть квартиру, вручает Джерри деньги, необходимые для уплаты долгов.

После этого Джерри решает, что ей и Тому лучше расстаться, она складывает чемодан и уезжает в Палм-Бич. По дороге, в соответствии с жанром, происходит множество приключений, чемодан потерян, денег нет, и нет даже платья, в котором она вышла из дома, так как вагон, где было её купе, отцепили от состава. В пижаме (причём чужой), Джерри знакомится с чудаковатым молодым мужчиной, который начинает опекать её, покупает ей одежду, сумки, украшения. В конце концов выясняется, что это сам Джон Хакенсакер. Его имя знают все – он один из самых богатых людей в мире.

А в это время Том, которого снабдил деньгами тот же странный господин, который дал деньги Джерри, прилетает в Палм-Бич на самолёте. Джерри выдаёт его за своего брата, капитана Мак-Глу. Капитаном немедленно начинает интересоваться любвеобильная сестра Хакенсакера.

Влюблённый Джон Хакенсакер делает Джерри предложение, и тут ей приходится рассказать – кто есть кто. Однако Джон Хакенсакер и его сестра тоже не в обиде. У Джерри есть сестра-близнец, а у Тома – брат-близнец. Фильм заканчивается двойной свадьбой, которая отсылает нас к прологу фильма; я не стану его пересказывать.

«Приключения в Палм-Бич» – весёлый и остроумный фильм. Это сказка, но сказка про живых людей, в отличие от «Водной жизни» – сказке о людях придуманных.

***

Престон Стёрджес (1898-1959, настоящее имя Эдмунд П. Байден) детство провёл во Франции, Германии и Швейцарии. В 16 лет он уже был управляющим косметической фирмы, принадлежавей его матери. Во время Первой мировой войны Престон Стёрджес был лётчиком. Вернувшись после войны в США, опять занялся косметическим бизнесом и, в частности, изобрёл помаду, не размазывающуюся при поцелуе (kissproof lipstick). Почти тридцатилетним Стёрджес увлёкся драматургией. Первая же его пьеса имела успех, вторая, “Stritcly Dishonorable“, стала гвоздём бродвейского сезона 1929-30 гг. и была экранизирована. В середине 30-х Стёрджес начинает писать диалоги для голливудских фильмов, затем – сценарии, а в 1940 году он по собственному сценарию ставит свою первую картину“Великий Мак-Гинти” ( The Great McGinty). Огромный успех фильма у публики и критики (плюс «Оскар» за лучший оригинальный сценарий), дали возможность Стёрджесу чувствовать себя более или менее свободно в выборе тем для своих новых работ. Идиллия, однако, продолжалась недолго. Студийная система была устроена так, что не режиссёр, а продюсер сосредоточивал в своих руках максимальный контроль, и после одного из конфликтов Стёржес покинул Голливуд. С 1954 года он жил в Париже и Лондоне, принимал участие в работе над сценариями, снимался в небольших ролях, написал несколько песен для кинофильмов, но за пять лет, проведённых в Европе, он снял – во Франции – только один фильм: “Записки майора Томпсона” (1955, Les Carnets du Major Thompson).

The Innocents. A film by Jack Clayton. 1961. The Criterion Collection. Blu-Ray. («Невинные» – режиссёр Джек Клейтон).

Фильмы ужасов либо смешны, либо отвратительны (во всяком случае, на мой вкус), но картина «Невинные», хоть и относится в этой категории, вовсе не обычная страшилка.

Начать с того, что она снята по повести замечательного англо-американского писателя Генри Джеймса «Поворот винта» и довольно аккуратно ей следует. В написании сценария принимал участие великолепный американский прозаик Трумен Капоте. А поставил картину режиссёр Джек Клейтон, советским зрителям известный по фильму «Путь в высшее общество», экранизации весьма популярного романа Джона Брэйна «Путь наверх» (фильм, как и роман, по-английски называется Room At The Top). В “Пути наверх”(1959) сыграла одну из лучших своих ролей Симона Синьоре.

Картина “Путь наверх” (1959)  была первой полнометражной работой Джека Клейтона, “Невинные” сняты всед за ней.

Викторианская Англия. Некий господин нанимает гувернантку для своих осиротевших племянников. Мисс Гидденс,  молодая женщина, дочка священника, согласна со всеми условиями, хотя и удивлена одному из них: что бы ни случилось, она не должна беспокоить своего нанимателя, а должна разбираться во всём сама.

Проведя всего несколько дней в мрачноватом загородном доме, мисс Гидденс обнаруживает, что, кроме детей, Майлса и Флоры, и минимального количества слуг, в имении присутствуют ещё и призраки – или это ей только кажется? – какого-то мужчины и какой-то женщины. Это призраки камердинера Квинта и гувернантки мисс Джессил, объясняет экономка. У них был роман, и оба они недавно погибли, порознь и при невыясненных обстоятельствах.

Постепенно мисс Гидденс догадывается, что каким-то невероятным образом Квинт и Джесси поселились в сознании – в теле? – Майлса и Флоры и могут общаться друг с другом только через посредство этих детей.  Попытка мисс Гидденс вырвать детей из плена потусторонних сил приводит к трагическому результату.

Этот фильм не обращён к сознанию зрителя, скорее, к подсознанию, он захватывает вас, но не предлагает никаких – даже квазилогических – объяснений. Может быть, именно поэтому он продолжате тревожить вас и после того, как погас экран.

***

Фильм великолепно отреставрирован. На диске вы найдёте множество дополнительных материалов.

Михаил ЛЕМХИН

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »