Обзор DVD выпуск 211

Share this post

Обзор DVD выпуск 211

Stalingrad. A film by Fedor Bondarchuk. 2013. Blu-Ray. Sony Pictures. («Сталинград» – режиссёр Фёдор Бондарчук). На русском языке с убирающимися английскими субтитрами. «Сталинград»  Фёдора Бондарчука – необычайно амбициозный проект, на который было истрачено 60 миллионов долларов. Фильм широковещательно назван «Сталинград», но речь в нём идёт лишь об одном  эпизоде Сталинградской битвы, о так называемом Доме […]

Share This Article

Stalingrad. A film by Fedor Bondarchuk. 2013. Blu-Ray. Sony Pictures. («Сталинград» – режиссёр Фёдор Бондарчук). На русском языке с убирающимися английскими субтитрами.

«Сталинград»  Фёдора Бондарчука – необычайно амбициозный проект, на который было истрачено 60 миллионов долларов.

Фильм широковещательно назван «Сталинград», но речь в нём идёт лишь об одном  эпизоде Сталинградской битвы, о так называемом Доме Павлова, в котором небольшая группа солдат держала оборону в течениие двух месяцев, с 23 сентября по 25 ноября 1942 г.

В романе Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» история Дома Павлова преобразилась в историю дома «шесть дробь один». В доме «шесть дробь один» появилась женщина – молодая радистка Катя, и эта сюжетная линия переплелась с рассказом о судьбе юного миномётчика Серёжи Шапошникова, одного из сквозных героев романа.

Со своей стороны, Бондарчук и его сценаристы, взяв общую ситуацию из романа Гроссмана, выбросили психологические портреты Кати, Серея и командующего обороной дома «шесть дробь один» Грекова (у Бондарчука капитана Громова), превратив их в картонные фигурки, а всю историю – в целлулоидную (хотя теперь уже не целлулоидная плёнка, а диск с цифровым файлом) мелодраму, выдающую себя за правду войны. То есть – за Правду. Правду с большой буквы. Именно на это претендует Бондарчук.

В фильме пятеро бойцов, волей судьбы оказавшиеся в полуразрушенном доме, встречают там восемнадцатилетнюю Катю, которая живёт в этих руинах. И, естественно, все пятеро – как и у Гроссмана – не остаются равнодушны к ней.

Фильм начинается в наши дни, сценой в японском городе. После землетрясения российские спасатели освобождают из-под руин группу немецких туристов. Руководит  спасателями сын Кати. «Мама всегда говорила, что у меня пять отцов», – произносит закадровый голос. Все они погибли, Катя осталась жива, и вот теперь её сын, сын кого-то из этих погибших солдат – который как бы представляет здесь всех погибших Русских Солдат, – спасает немцев.

На самом деле режиссёра вовсе не интересует Дом Павлова или дом «шесть дробь один», его не интересуют реалии Сталинградской битвы. Он пытается создать мифологический образ войны – опять же, Войны с большой буквы – и мифологический образ Русского Солдата.

Мог ли режиссёр добиться успеха? Выполнима ли такая задача? Возможно, выполнима. Этого добился, например, Чухрай в «Балладе о солдате». Но Чухрай нашёл адекватный своей истории язык.

А Бондарчук пользуется заёмным языком, усреднённым языком нынешнего  голливудского кино, рассчитанного на подростков. Гладко-красивые декорации, короткий монтаж, бьющие по глазам спецэффекты, темпоритм компьютерной игры. Речь идёт о Великой Отечественной войне, но, глядя на экран, вы практически в любую минуту готовы к тому, что вот сейчас из живописных руин выберется толпа злобных вампиров или, скажем, из-за линии горизонта устремится на зрителя летающая тарелка, выпуская из своего кастрюльно-алюминиевого бока светящиеся пулевые трассы.

Почему? Потому что стиль, то есть киноязык, которым пользуется Бондарчук, уже нагружен определённым содержанием. Пользуясь языком фантастических страшилок, нельзя снять ничего, кроме других фантастических страшилок; пользуясь языком компьютерной игры, нельзя создать ничего, кроме другой компьютерной игры, какие бы задачи режиссёр перед собой ни ставил.

 

Red River. A film by Howard Hawks. 1948. The Criterion Collection. Dual-Format Edition  DVD + Blu-Ray. (“Красная река” – режиссёр Говард Хоукс). 

Говард Хоукс (1896-1977) окончил Корнельский университет – один из самых престижных в США – и получил диплом инженера. Служил в авиации, работал конструктором на авиационном заводе.

При этом, одновременно с учёбой в университете и работой, он пишет сценарии, потом, опять же, одновременно с основной работой, становится независимым кинопродюсером, участвует в создании более 60 фильмов. И, наконец, в 1926 году полностью переходит в кино и ставит свой первый фильм «Дорога к славе» (The Road to Glory).

За свою длинную жизнь Хоукс поставил больше сорока фильмов; одновременно с работой в кино он конструировал самолёты и гоночные автомобили, азартно коллекционировал старинное оружие, собирал западноевропейскую живопись, занимался архитектурой, на профессиональном уровне делал ювелирные украшения.

Среди работ Говарда Хоукса – «Лицо со шрамом» (Scarface, 1932), «Да здравствует Вилья!» (Viva Villa!, 1934), «Глубокий Сон» (Big Sleep, 1946) с Хэмфри Богартом, «Джентльмены предпочитают блондинок» (Gentlemen Prefer Blonds, 1953) с Мэрилин Монро – вестерны, гангстерские фильмы, комедии, драмы, мюзиклы, фильмы-нуар.

При этом, как отмечает историк кино Дэвид Томсон, Хоукс нередко переворачивал жанр вверх ногами: «Иметь и не иметь» и «Глубокий сон» якобы приключенческие фильмы, триллеры, а на самом деле – любовные истории. «Рио Браво» выглядит как вестерн – все там в ковбойских шляпах, – а на самом деле это комический групповой портрет».

«Красная река» – это история о том, как владелец техасского ранчо Томас Дансон (Джон Уэйн) со своим приёмным сыном Мэсью (Монтгомери Клифт) и большой группой наёмных ковбоев перегоняет для продажи огромное стадо в десять тысяч коров из Техаса в Канзас. С одной стороны, это приключенческий фильм, с другой – рассказ о столкновении двух разных характеров.

«Красная река» – один из тех фильмов, который любители вестернов пересматривают вновь и вновь.

Этот фильм – прекрасный образец стиля, который прокламировал Хоукс: «хороший режиссёр  – это тот, кто не раздражает вас». В том смысле, что режиссёра не должно быть видно, режиссёр не красуется, история как бы течёт сома собой.

 

***

Картина представлена в двух вариантах: один – как бы разделённый на главы титрами в виде книжных страниц, второй – где вместо книжных страниц звучит закадровый голос рассказчика.

Лента прекрасно отреставрирована.

 

The Story of the Jews. A film by Ella Bahaire and Hugo Macgregor.  2013. DVD. («История евреев» – режиссёры Элла Бахаир и Хьюго Макгрегор). 2 диска.

Этот пятисерийный цикл – очередная работа историка и искусствоведа Саймона Шамы. Он не только автор сценария, но и ведущий, то есть рассказчик. И рассказ этот максимально личный. Отец Саймона Шамы, Артур Шама, был из семьи сефардов, которая попала в Англию через Грецию, Молдавию, Румынию. Мать, Герти Штейнберг, – ашкенази из Литвы.

Что же делает родившегося в Англии сына выходцев из Литвы и Румынии евреем? Шама рассказывает об истории евреев, о разрушении Первого и Второго храмов, о рассеянии, о странствиях евреев по Европе и Азии.

В отличие от других народов, национальная принадлежность которых определяется местом их рождения и проживания, не имеющие своей страны евреи могли сохранить национальную самоидентификацию, только оставаясь закрытой группой, проживающей в тех или иных странах, но живущей по своим законам. По своим законам – и, значит, где-то на обочине, вне большого мира человеческого знания и культуры.

Шама рассказывает о философе Мозесе Мендельсоне (1729-1786), сделавшем решительный шаг в сторону интеграции еврейства c европейской культурой. Мендельсон, основоположник движения «Хаскала» («еврейское просвещение»), настаивал на том, что евреи могут и должны стать частью единой семьи народов, сохраняя при этом свою религию.

Мендельсон, верующий еврей, полагал себя немецким философом и считал религию частным делом человека. Это удалось самому Мендельсону, но уже следующее поколение, четверо из шести его детей, оставили иудаизм и перешли в христианство. Мендельсон мечтал о сосуществовании, а происходила ассимиляция *.

И в то же время призывы к веротерпимости не уничтожили антисемитизма. Шама рассказывает о деле офицера французского Генерального штаба Альфреда Дрейфуса, обвинённого в шпионаже. Процесс Дрейфуса вызвал гигантскую волну антисемитизма и буквально расколол французское общество. Дрейфус был признан виновным, с него были публично сорваны погоны, и он был приговорён к пожизненному тюремному заключению. Шесть лет он провёл в тюрьме во французской Гвиане, пока в 1900 году не был помилован президентом Франции, а ещё через шесть лет, в 1906 году, судом совершенно оправдан.

Именно процесс Дрейфуса послужил толчком, приведшим ассимилированного венгерского еврея Теодора Герцля к идее создания независимого еврейского государства как единственного способа решения еврейского вопроса.

В 1897 Герцль (вместе с  Оскаром Мармореком и Максом Нордау) организовал всемирный еврейский конгресс, на котором он был избран президентом Всемирной еврейской организации.

На примере композитора Арнольда Шонберга (1842-1951), родившегося в Австрии в еврейской семье, перешедшего в 1898 году в протестантство, но вернувшегося в 1933 году в иудаизм, Шама говорит о возвращении евреев к еврейской самиодентификации. Процессу, который в конце концов, в результате длительной борьбы, привёл к созданию еврейского государства.

***

Саймон Шама – автор множества книг. Он преподавал в Оксфорде, в Гарварде, в Колумбийском университете. Он также автор и ведущий нескольких телевизионных циклов. Его пятнадцатисерийная «История Британии» не только с большим успехом была показана по телевидению, но, выпущенная на DVD, стала бестелером.

Шама – редкий пример европейского интеллектуала, который называет себя сионистом.

Он был одним из немногих в Англии, кого возмутило предложение романиста Джона Бергера бойкотировать израильские университеты и израильских учёных в ответ на «притеснения Израилем палестинцев». В статье (написанной Шамой совместно с юристом Энтони Джулиусом) Шама сравнил призыв Бергера с призывом Гитлера – после того, как тот стал канцлером Германии, – бойкотировать еврейские лавки, магазины и банки.

* Внук Мозеса, выдающийся композитор Феликс Мендельсон, крещённый в детстве, много занимался религиозной музыкой, именно он восстановил в 1829 году совершенно забытые «Страсти по Иоанну» Баха.

Михаил ЛЕМХИН

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »