Обзор DVD 180

Share this post

Обзор DVD 180

Shallow Grave. A film by Danny Boyle. 1994. The Criterion Collection. Blu-Ray. («Неглубокая могила» – режиссёр Дэнни Бойл). «Неглубокая могила» – первый фильм Дэнни Бойла. Два года спустя, после своего следующего фильма «На игле» (Trinspotting, 1996), Дэнни Бойл был окончательно приписан к мастерам чёрного юмора. Впрочем, после этого режиссёр брался – с большим или меньшим […]

Share This Article

Shallow Grave. A film by Danny Boyle. 1994. The Criterion Collection. Blu-Ray. («Неглубокая могила» – режиссёр Дэнни Бойл).

«Неглубокая могила» – первый фильм Дэнни Бойла. Два года спустя, после своего следующего фильма «На игле» (Trinspotting, 1996), Дэнни Бойл был окончательно приписан к мастерам чёрного юмора. Впрочем, после этого режиссёр брался – с большим или меньшим коммерческим успехом, – за самые разные проекты, пока в 2008 году не вытянул козырного туза. Картина «Миллионер из трущоб» (Slumdog Millionaire) сделала Дэнни Бойла всемирно знаменитым.

«Неглубокая могила» – многообещающий дебют. Лента демонстрирует высокое мастерство и стилистическую последовательность, которой могли бы позавидовать и режиссёры с многолетним стажем.

Если вас развлекает чёрный юмор – фантастические убийства-страшилки, отпиливание рук, разбивание челюсти молотками и проч., вы посмотрите эту картину с удовольствием (может быть, «удовольствие» для любителей чёрного юмора не совсем правильное слово?)

 ***

Фильм превосходно отреставрирован и без каких-либо видимых потерь трансформирован в цифровой формат. На диске вы найдёте множество дополнительных материалов. Кроме того, у вас есть возможность посмотреть картину с комментарием самого Дэнни Бойла, сценариста Джона Ходжа и продюсера Эндрю Макдонольда.

The Blue Angel. A film by Josef von Sternberg. 1930. Kino Lorber. DVD. («Голубой ангел» – режиссёр Джозеф фон Штернберг). На немецком языке с английскими субтитрами.

Картина «Голубой ангел», снятая по мотивам романа Генриха Манна «Учитель Унрат», вошла в историю как первый звуковой фильм, в котором снялась Марлен Дитрих, как фильм, сделавший Марлен Дитрих мировой звездой, как фильм, запрещённый в фашистской Германии, и при этом – один из любимых фильмов Гитлера…

Фильм рассказывает историю преподавателя гимназии Эммануила Рата, который, узнав, что его ученики проводят время в ночном клубе «Голубой ангел», отправляется туда в надежде вырвать подростков из лап порока, и в результате сам оказывается под его властью. Старый холостяк влюбляются в певицу Лолу-Лолу, женится на ней, бросает работу и присоединяется к труппе бродячего кабаре. «Развязная», «наглая и эгоистичная» Лола-Лола, «новое воплощение секса» (так характеризует Лолу-Лолу историк немецкого кино Зигфрид Кракауэр), смеётся над мужем, помыкает им, заводит на его глазах романы и даже заставляет его кукарекать на сцене. В конце концов, когда труппа комедиантов возвращается в родной город Эммануила Рата, он, выступив со своим петушиным воплем, сходит с ума, в полузабытьи добирается до родной гимназии и там умирает.

Снова процитирую книгу Кракауэра «Психологическая история немецкого кино»: «Лола-Лола пела о том, что ей интересно только заниматься любовью и больше ничем…» «Штернберг/…/ изобразил Лолу-Лолу не только губительницей учителя, но и разрушительницей его среды. Сквозной лейтмотив фильма – старые соборные часы, которые исполняют мелодию популярной немецкой песенки, прославляющей законопослушание, благопорядочность, мелодию, где как бы фокусируются врождённые нравственные представления учителя. И когда в заключительном эпизоде замирает песня Лолы-Лолы и в последний раз возникает эта мелодия, камера показывает мёртвого учителя. Лола-Лола убила его и вдобавок своими куплетами посрамила старую песенку соборных часов».

 ***

Вскоре после выхода фильма в прокат в Париже был открыт кабачок «Голубой ангел».

 ***

В фильме Лукино Висконти «Гибель богов» (The Damnеd, 1969) садист и насильник Мартин фон Эссенбек, нарядившись в женское платье, исполняет со сцены песенку, которую пела в ночном клубе Лола-Лола.

 

Silicon Valley. A Film by Randall Mac Lowry. 2013. PBS. DVD. («Кремниевая долина» – режиссёр Рэндал Маклори).

Полуторачасовой фильм Рэндэла Маклори рассказывает о том, как на месте фруктовых садов, просёлочных дорог и небольших городков Северной Калифорнии возникло то, что сегодня называется «Кремниевой долиной». И как эта «Кремниевая долина» изменила не только Америку, но и весь мир.

Рэндол Маклори начинает рассказ с 1956 года, когда один из изобретателей транзистора Вильям Шокли, уйдя из «Bell Lab» и покинув Нью-Джерси, перебрался в Калифорнию и основал «Shockley Semiconductor Laboratory».

Впоследствии группа из восьми учёных и инженеров, «вероломная восьмёрка», покинула «Shockley Lab» и организовала новый производственно-исследовательский центр «Fairchild Semiconductor», сосредоточивший свои исследования на кремниевых полупроводниках. Именно здесь один из членов восьмёрки Роберт Нойс изобрёл кремниевую интегральную схему.

В 1968 году бывшие сотрудники «Shockley Lab», а затем и «Fairchild Semiconductor», Роберт Нойс и Гордон Мур основали новую компанию, получившую название «Intel».

Прошло меньше полувека с тех пор, как Вильям Шокли открыл свою лабораторию, и сегодня в «Кремниевой долине» работают сотни компаний, конструирующих и производящих приборы и механизмы, без которых мы уже не мыслим своей жизни: компьютеры и телефоны, часы и утюги, фотоаппараты и детские игрушки, самолёты, автомобили и даже поющие поздравительные открытки – всё это связано видимыми и невидимыми нитями с Кремниевой долиной.

 

Island of Lost Souls. A film by Erle C. Kenton. 1932. The Criterion Collection. Blu-Ray. («Остров потерянных душ» – режиссёр Эрл Кентон).

Экранизация романа Герберта Уэллса «Остров доктора Моро».

Сюжет этого романа, наверное, знают все: гениальный учёный и хирург доктор Моро при помощи скальпеля пытается превратить животных в людей.

«Остров потерянных душ» – с Чарльзом Лоутоном в роли Моро – был первой попыткой кинематографа освоить этот сюжет. В следующей экранизации романа Монро играли Берт Ланкастер («Остров доктора Моро», 1977) и Марлон Брандо («Остров доктора Моро», 1996).

Герберт Уэллс картиной Эрла Кентона был недоволен – автору романа она представлялась упрощённой, лишенной философской глубины, мелодраматичной. Однако сегодня, по прошествии 80 лет, можно сказать, что недостатки фильма с лихвой перекрываются его достоинствами. Да, разумеется, рассуждения Уэллса об эволюции и прогрессе остались по большей части за рамками картины, мелодраматическая интрига упорно выходит на авансцену – всё это правда. Но, утратив глубину уэллсовской прозы, сюжет приобретает динамичность и остроту, необходимую фантастической истории, а так смутившая Герберта Уэллса мелодраматичность обеспечивает фильму наше живое эмоциональное участие.

Даже сегодня картина вовсе не кажется архаичной, более того, выглядит гораздо реалистичнее последующих экранизаций этого романа. А обитатели острова, полулюди – полузвери, в масках и костюмах, изготовленных 80 лет назад студийными художниками, выглядят гораздо убедительнее, нежели нынешние компьютерные чудища-юдища.

Отдельно стоит отметить великолепную операторскую работу Карла Страуса. Этот блестящий мастер снял за свою долгую карьеру множество незаурядных фильмов: от  «Тарзанов» до «Восхода солнца» Фридриха Мурнау и навсегда вписал себя в историю кино, сняв Чаплину «Великого диктатора» и «Огни рампы» (с моей точки зрения, один из величайших фильмов всех времён и народов).

 ***

Фильм прекрасно отреставрирован. На диске вы найдёте множество дополнительных материалов.

 Михаил Лемхин

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »