Недавно свадьба Фигаро состоялась в Сан-Франциско

Share this post

Недавно свадьба Фигаро состоялась в Сан-Франциско

Очень люблю и ценю оперное искусство, но «Свадьба Фигаро» сыграла в моей жизни особую роль: с неё, ещё в подростковом возрасте, началось моё влечение к опере. Слушал этот моцартовский шедевр много раз, но до сих пор не пропускаю новые постановки «Свадьбы» и каждый раз нахожу там что-либо новое и интересное для себя. Думаю, я не […]

Share This Article

Очень люблю и ценю оперное искусство, но «Свадьба Фигаро» сыграла в моей жизни особую роль: с неё, ещё в подростковом возрасте, началось моё влечение к опере. Слушал этот моцартовский шедевр много раз, но до сих пор не пропускаю новые постановки «Свадьбы» и каждый раз нахожу там что-либо новое и интересное для себя.

Думаю, я не одинок: в нынешнем сезоне все восемь спектаклей «Свадьбы» в Сан-Францисской опере проходили при переполненном зале, а на трансляцию этого произведения на стадион АТ &T явилось более 30 тысяч зрителей. Ещё одна ссылка: в прошлом сезоне «Свадьба Фигаро»  была поставлена в 420 театрах мира.

Граф Альмавива (Лука Писарони)

Пунктирное содержание оперы: события разворачиваются в поместье графа Альмавивы (бас-баритон Лука Писарони). Его камердинер Фигаро (бас-баритон Филиппе Сли) и горничная Сузанна (сопрано Лисетте Оропеса) собираются сыграть свадьбу, но их хозяин, граф, хочет воспользоваться «Правом первой ночи», что почему-то не устраивает ни жениха, ни невесту. Все события оперы разворачиваются вокруг этой завязки. А тут ещё домоправительница, престарелая девушка Марселина  (меццо-сопрано Катерина Кук, хорошо знакомая нам певица)             требует, чтобы Фигаро женился на ней в счёт погашения его долга, который он не в состоянии вернуть.

В комнате Сузанны появляется беспредельно влюбчивый во всех женщин юный паж Керубино (меццо-сопрано Кэйт Линдсей). Возникает и граф, разъярённый увиденным ранее флиртом пажа с дочерью садовника, Барбариной (сопрано Мариа Уалдес). Керубино прячется, а граф пытается ухаживать за Сузанной, но тут появляется ещё музыкальный мастер и отъявленный сплетник, Дон Базилио (тенор Грег Федерли), так что графу тоже приходится прятаться. Дон Базилио сообщает, что Керубино ухаживает за графиней (сопрано Надин Сиерра, хорошо знакомая публике Сан-Франциско). Появляется Фигаро, и создаётся массовое безумие лиц, оказавшихся в комнате Сузанны.

Графиня переживает явное охлаждение супруга и вместе с Сузанной разрабатывает план «возвращения» графа. К ним присоединяется и Фигаро. Они вовлекают и Керубино, который, вместо того, чтобы отправиться в ссылку, присоединяется к заговорщикам, где ему уготована роль девушки. Женщины немедленно начинают переодевать его. Это событие уже акта второго переплетается с бурными событиями последних двух, третьего и четвёртого, в которых граф  начинает подозревать графиню в неверности, а Керубино приходится выпрыгивать из окна.

Марселина вместе с Др. Бартоло (бас-баритон Джон Дел Карло) и Дон Базилио настаивают, чтобы «Верховный судья», граф, принял решение, обязывающее Фигаро жениться на Марселине. Однако вскоре выясняется, что тот является незаконнорожденным сыном Марселины и Др.Бартоло. Счастливый Фигаро обнимает своих родителей, Сузанна, как оказалось, сможет выплатить долг Фигаро, а найденные родители решили обвенчаться. Обе свадьбы состоялись.

В последнем акте заговорщики решили проучить графа, который назначил Сузанне ночное свидание в парке. Она якобы  приняла приглашение, но вместо неё на свидание явилась графиня, хорошо замаскированная, так что в темноте граф не может разглядеть её. Фигаро не знал об  этих приготовлениях и тоже явился в парк, чтобы наказать «неверную» Сузанну. Однако всё закончилось  посрамлением графа, который попросил у графини прощения.

Ведущие роли в этой постановке «Свадьбы Фигаро», в основном, исполняли талантливые молодые артисты, тогда как партии солидных персонажей были доверены вокалистам «среднего» поколения. Фигаро – канадец Филиппе Сли – в 2011 году закончил Мерола Опера Програм, а затем и Адлер Феллоу, занял первое место при прослушивании голосов в Метрополитен Опера и выступил уже в нескольких спектаклях в Сан-Францисской Опере и в других театрах и  концертных залах. Графиня Альмавива – Надине Сиерра – в 2009 году завершила Мерола Опера Програм, исполнила несколько ролей в нашем оперном театре, где особенно запомнилась в роли Мюзетты в «Богеме». Выступала во многих солидных оперных театрах, в том числе в Цюрихе, Бостоне, Атланте. Она очень артистична и обладает великолепным голосом.

Графиня (Надин Сиерра) и граф Альмавива (Лука Писарони)

Граф Альмавива –итальянец Лука Писарони, самый титулованный участник спектакля, который в Сан-Франциско исполнял ведущие партии в «Свадьбе Фигаро» и в «Дон Жуане», выступал с Венским Филармоническим  на Зальцбургском фестивале, в оперных театрах Мадрида, Вены, Метрополитен Опера, и тоже в ведущих партиях. Керубино – меццо-сопрано Кэйт Линдсей – не проходила стажировку в Сан-Франциско, но исполнила здесь партию Церлины в «Дон Жуане». Эту же партию она пела в Ковент Гардене. Несколько ведущих партий исполнила в Метрополитен Опера, в Венской государственной опере, Золушку в Лос-Анжелесе и т. д. Между делом успешно сочиняет музыку.  Марселина – Катерина Кук, проживающая в Сан-Франциско, является чемпионом по созданию небольших ролей (их у неё  насчитывается более пятидесяти), и каждая роль становилась шедевром. Перечисление участников рецензируемого спектакля следовало бы продолжить, но надо вернуться к «Свадьбе Фигаро».

Я побывал на первом представлении этой оперы. Оркестр и вокальные ансамбли звучали превосходно. А вот некоторых уже  знакомых нам певцов то почему-то почти не было слышно, то они в других сценах звучали великолепно, наполняя пространство  красивыми и мощными голосами. Единственным объяснением этому феномену может быть следующее: недостаточное количество репетиций перед спектаклем. Именно поэтому некоторые певцы и певицы не были достаточно уверены в себе. Видимо, руководство театра решило усилить  внимание к последующим двум постановкам за счёт  всем известной «Свадьбы». Можно понять  руководство театра, но можно понять и исполнителей. Особенно трудно было оркестру и дирижёру Патрику Саммерсу, которым всё время приходилось поддерживать требуемые темпы. Однако постепенно исполнение вокалистов улучшалось, и к четвёртому акту, весьма непростому, все исполнительские компоненты выровнялись.

Фигаро (Филиппе Сли)

Как и следовало ожидать, возглавил исполнительскую рать бас-баритон Лука Писарони. По роли – красивый мерзавец, готовый на всё для достижения своих низменных целей, вокалист обладает ещё и великолепным голосом и нажитым исполнительским мастерством. Его пение целиком ориентировано на раскрытие личности этого хама, который может внезапно стать предельно нежным и завлекательным. Он может быть невероятно грубым и жестоким, высокомерным и бесчеловечным, Но когда Альмавива  охотится за женщинами, он может быть предельно ласковым и обаятельным. Замечательная певица и актриса Лисетте  Оропеса превосходно исполняет роль Сузанны. Помимо того, что она обладает прекрасной внешностью и хорошим голосом, её героиня ещё  и очень умна, решительна, деликатна и неотразима. Граф не зря влюбился в неё. Но он не мог предполагать, что она также ещё и изобретательна и сможет вывести его на чистую воду. Актрису можно поздравить с  прекрасным достижением в её творчестве.

Хорошо зарекомендовавший себя в прежних работах бас-баритон Филиппе Сли, по-видимому, не успел ещё полностью войти в образ Фигаро. Обладая и голосом, и приятной внешностью, он ещё несколько скован и теряется в окружении других характеров. Но вот свою знаменитую арию «Друзья, откройте очи…» он исполнил выразительно и убедительно, клеймя притворство и жестокость неверных женщин.  В небольших партиях запомнились также сплетник Дон Базилио в исполнении тенора Грэг Феддерли; Барбарина, пассия Керубино, которая  очаровательно спела свою арию, а в завершение оперы получила разрешение выйти замуж за Керубино, – сопрано Мариа Валдес, участница программы Адлер Феллоу; садовник Антонио, маленькая роль, уморительно сыгранная баритоном Бояном Кнежевичем, в последние годы, к сожалению, редко появляющимся на сцене нашей Оперы.

Дирижёр Патрик Саммерс, тесно связанный с Сан-Франциско Опера, сумел преодолеть все подводные камни постановки и успешно завершить представление.

Поставил спектакль Роберт Гуарино. Как всегда, замечательно прозвучали все хоровые эпизоды, подготовленные гордостью  Сан-Францисской Оперы, Яном Робертсоном. Костюмы созданы под руководством Джей Олтизер.

Мне не удалось побывать ещё раз на этом спектакле, но я  уверен, что  некоторые  отмеченные мной недостатки были успешно преодолены.

Х. АНАТОЛЬЕВ

Сан-Франциско

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »