Не верим

Share this post

Не верим

Госсекретарь США Джон Керри прибыл на Ближний Восток. За время его каденции это уже четвертый визит в регион. Злые языки утверждают, что это – погоня за Нобелевской премией, имея в виду награду, которой был удостоен Джимми Картер, не в последнюю очередь за то, что навязал Израилю ословские соглашения. – Любите ли вы театр? – вопрошал […]

Share This Article

Госсекретарь США Джон Керри прибыл на Ближний Восток. За время его каденции это уже четвертый визит в регион. Злые языки утверждают, что это – погоня за Нобелевской премией, имея в виду награду, которой был удостоен Джимми Картер, не в последнюю очередь за то, что навязал Израилю ословские соглашения.

– Любите ли вы театр? – вопрошал Белинский. Легко было ему говорить такое. В его время еще не догадывались о грядущем пришествии Ионеско и Беккета, еще не маячил на горизонте Камю с его «Мифом о Сизифе», и легко и приятно было любить театр «всеми силами души своей».

Да, весь мир – театр. А Ближний Восток – особенно. Но этот локальный театр мне совсем не нравится. Чем дальше, тем сильнее. Я гляжу на тех, кто вместе со мной смотрит на сцену, и вижу, что они увлекаются зрелищем все больше и больше. Еще немного, и они начнут аплодировать и кричать «браво». Тогда мне придется встать и тихо выйти из зрительного зала. Я этот спектакль уже видел, причем с более сильным актерским составом.

Давайте разгладим пожелтевшую от времени афишу, и посмотрим, кто прежде подвизался на главных ролях.

Ахмед Ясин, создавший ХАМАС и до самой смерти руководивший им, а также Ясер Арафат, сумевший всеми правдами и неправдами подмять под себя светские палестинские организации и признанный, в конце концов, единственным законным руководителем автономии, были, бесспорно, на голову выше нынешних палестинских деятелей. Эти постоянно сбиваются с текста и всякий раз с трудом восстанавливают действие. Но все же восстанавливают.

Сейчас как раз такой случай. После шиканья из зрительного зала, после лихорадочных усилий суфлеров перед зрителем предстала знакомая мизансцена.

В Иудее и Самарии правит ФАТХ.

Мировое сообщество вновь видит перед собой палестинскую национальную администрацию без участия исламистов (в перемирие между ФATХом и ХАМАСом никто не верит).

Правительство Израиля желает иметь на палестинской стороне переговорщика в лице Махмуда Аббаса, которого при желании можно считать легитимным.

При этом, с самым неприятным во всей этой истории фактом, а именно – наличием в Газе террористического территориального образования, предпочитают поступать по рецепту Скарлетт О‘Хара: «Не будем думать об этом сегодня».

Таким образом, не считая наличия в Газе «Хамастана», мы вернулись к ситуации двухтысячного года. Как и тогда, сегодня Израиль готов для достижения мира предложить палестинцам очень много. Вопрос лишь в том, как они к этим предложениям отнесутся.

Летом двухтысячного года премьер Эхуд Барак выложил перед Арафатом такое, что, казалось, только сумасшедший может от этого отказаться:

– палестинская национальная независимость;

– палестинское государство на 98 процентах «территорий» с исчерпывающей территориальной компенсацией «недостающих» двух процентов за счет территорий Негева;

– контроль палестинцев над Храмовой Горой и Восточным Иерусалимом;

– частичное возвращение «палестинских беженцев» в пределы Израиля и полная свобода «возвращения» в пределы палестинского государства.

От Арафата требовалось:

– заявление об отказе от дальнейших претензий;

– декларация о прекращении враждебных действий по отношению к Израилю.

Вот тут-то и наступил момент истины: Ясер Арафат от предложения отказался. Он не захотел стать обыкновенным руководителем обыкновенной страны, живущей в мире со своими соседями. Первый и единственный в мире террорист, получивший Нобелевскую премию мира, Арафат так и не смог преодолеть своей террористической сущности. Понимая, что внятно мотивировать свое решение он не сможет, Арафат привнес в вопрос, который до тех пор являлся территориальным, религиозную составляющую, и уже осенью того же года, воспользовавшись ничтожным поводом, посещением Храмовой горы Ариэлем Шароном, объявил «интифаду Аль-Акса». С этих пор арабо-израильский конфликт, в котором речь шла о создании двух государств для двух народов, перешел в плоскость теологических споров: кто имеет право молиться на Храмовой горе.

Не знаю, предчувствовал ли Арафат, что ему осталось жить после этого лишь четыре года, но своим безумным поступком он унес вместе с собой в могилу надежды не только евреев, но и арабов. На территориях автономии экономика оказалась в катастрофическом положении: если к началу интифады количество безработных составляло десять процентов, а количество людей, живших ниже уровня бедности, не превышало двадцати процентов, то в настоящее время эти показатели просто не поддаются анализу. Если к началу интифады рост ВВП в автономии превышал двадцать процентов, то теперь ни о каком росте не может быть и речи. В этой ситуации нет ничего легче, чем за гроши рекрутировать голодное население в бригады, комитеты и прочие подразделения различных «мучеников», что и привело автономию к нынешнему тупику.

Конечно, есть надежда, что Махмуд Аббас, как он это время от времени демонстрирует, действительно хочет заключить с Израилем мир. К этому его подталкивает и умеренный арабский мир, у которого есть и другие заботы, кроме затянувшейся истории с созданием палестинского государства. Вся беда в том, что, как только Израиль соглашается на разумные уступки вменяемым палестинским силам, на сцену выступают исламисты, которые воспринимают это как слабость и подталкивают светские группировки к продолжению конфликта.

Спектакль в жанре театра абсурда надо остановить. Надо выработать новые правила игры, если угодно – переписать сценарий. Необходимо удалить со сцены резонеров и оставить тех, кто не играет в искусство ради искусства.

Как это может выглядеть конкретно? Очень просто. Признанный мировым сообществом руководитель автономии Махмуд Аббас и его правительство письменно, от лица всех палестинцев, провозглашают мирное сосуществование с Государством Израиль. Все это оформляется гарантиями ООН. Достаточно? Я думаю, что это необходимо, а вот достаточно ли, покажет время.

Но это все наши рассуждения, рассуждения зрителей. Артисты на сцене играют свое. То, что удалось Картеру, Керри вряд ли сможет повторить. Театр абсурда за прошедшее с тех пор время перестал пользоваться популярностью. По крайней мере, в Израиле. Здесь вновь хотят реализма. И вслед за Станиславским говорят: «Не верим».

Сергей Восковский

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »