Мифы и факты – Отношение к евреям в арабских и других мусульманских странах

Share this post

Мифы и факты – Отношение к евреям в арабских и других мусульманских странах

Продолжение. Начало в №816-872 Мы продолжаем публикацию  отрывков из содержащей много интересной и малоизвестной информации книги Митчелла БАРДА «Мифы и факты. Путеводитель по арабо-израильскому конфликту» (Myths & Facts. A Guide to the Arab-Israeli Conflict.  Mitchell G. Bard). Cитуация сегодня   Евреи Ирана Еврейское население 1948: 100 000 2004: 10 900 Еврейская община Персии – современного […]

Share This Article

Продолжение. Начало в №816-872

Мы продолжаем публикацию  отрывков из содержащей много интересной и малоизвестной информации книги Митчелла БАРДА «Мифы и факты. Путеводитель по арабо-израильскому конфликту» (Myths & Facts. A Guide to the Arab-Israeli Conflict.  Mitchell G. Bard).

Cитуация сегодня

 

Евреи Ирана

Еврейское население

1948: 100 000

2004: 10 900

Еврейская община Персии – современного Ирана – одна из самых старинных в диаспоре; ее исторические корни восходят к 6 в. до н. э. – ко времени создания первого Храма.

В 1925 г. к власти пришла династия Пехлеви. В стране была осуществлена секуляризация, государство стало светским, ориентированным на Запад. Это заметно улучшило положение евреев, они перестали подвергаться угнетению, стали равноправными членами общества, принимали активное участие в развитии экономики и культурной жизни.

Накануне исламской революции 1979 г. в Иране жили 80 тыс. евреев. После этого переворота десятки тысяч евреев, в особенности состоятельных, покинули страну, оставив там всю свою – довольно значительную – собственность. Несмотря на это, иранская еврейская община является самой большой на Ближнем Востоке за пределами Израиля.

После Второй мировой войны был создан Совет еврейских общин. В парламенте есть представитель евреев; закон обязывает его поддерживать иранскую внешнюю политику и антисионистскую позицию этого государства.

Несмотря на официально принятые различия между понятиями «евреи», «сионисты» и «Израиль», наиболее распространенным обвинением, предъявляемым евреям, является «поддержание контактов с сионистами». Еврейская община обладает некоторой религиозной свободой, но она всегда находится под подозрением о связях с «сионистским государством» и с «империалистической Америкой»; активность такого рода карается смертью. Евреи, желающие получить заграничный паспорт, должны обратиться в специальное бюро, после чего немедленно оказываются под надзором полиции. Чтобы предотвратить еврейскую иммиграцию, правительство обычно не разрешает всем членам семьи одновременно выезжать за границу.

Евреи опять стали обладателями статуса dhimmi со всеми его ограничениями, накладываемыми на представителей национальных меньшинств. Еврейские лидеры опасаются, что, если они привлекут внимание к официально одобряемому плохому обращению с членами их общины, то за этим последуют правительственные репрессии.

Исламизация страны повлекла за собой введение строгого контроля над еврейскими учебными заведениями. До революции в стране функционировали 20 еврейских школ. В последние годы большинство их закрыли. В оставшихся школах еврейских директоров заменили мусульманскими. В Тегеране есть три школы, в которых среди учеников преобладают евреи. Учебный план составлен на основе исламских понятий и законов, но персидский язык запрещено применять в процессе преподавания предметов еврейской тематики. Специальные уроки на еврейском языке проводятся по пятницам ортодоксальной еврейской организацией «Отцар а-Тора», на которую возложена ответственность за проведение еврейского религиозного обучения. Суббота более не признается в качестве еврейского Шабоса, и еврейские ученики должны посещать школу в этот день. В Тегеране есть три синагоги, но с 1994 г. в Иране нет раввина-резидента, и бет-дин (раввинский суд) более не функционирует.

После свержения шаха и провозглашения исламского государства в 1979 г. Иран расторг дипломатические отношения с Израилем. В дальнейшем Иран стал поддерживать многие исламские террористические организации, которые угрожают евреям и израильтянам. В особенности это относится к организации «Хизбалла», базирующейся в Ливане.

В 1999 г., накануне Пейсаха, 13 евреев из городов Ширан и Исфаган в Южном Иране были арестованы и обвинены в шпионаже в пользу Израиля и Соединенных Штатов. Среди арестованных были раввин, ритуальный мясник и несколько учителей. В сентябре 2000 г. иранский апелляционный суд одобрил решение заключить в тюрьму 13 обвиняемых. На заседании этого суда 10 обвиняемых были признаны виновными в сотрудничестве с Израилем и осуждены на разные сроки тюремного заключения – от двух до девяти лет. Трое обвиняемых на первом же заседании суда были признаны невиновными. В марте 2001 г. один из обвиняемых был освобожден, второго освободили в январе 2002 г. Восемь человек были освобождены в октябре 2002 г.

Еще пятеро были освобождены условно, оставаясь под угрозой ареста. Трое были помилованы иранским главой аятоллой Али Хаменеи. После начала исламской революции в Иране по меньшей мере 17 евреев были казнены, большинство из них – по религиозным причинам либо за связи с Израилем.

 

Евреи Ирака

Еврейское население

1948: 150 000

2004: примерно 35

Одна из самых древних еврейских общин до сих пор существует в Ираке. В 722 г. до н. э. северные колена Израиля были покорены Ассирией и некоторые евреи были уведены в плен в регион, где сегодня находится Ирак. Община была расширена в 586 г. до н. э., когда вавилоняне покорили южные колена и взяли в плен евреев.

Позднее этот регион сделался более гостеприимным для евреев, став домом многим выдающимся мудрецам, составившим Вавилонский Талмуд между 500 и 700 гг. н. э. К началу Первой мировой войны евреи составляли более трети населения Багдада.

В 1922 г. Британия получила мандат над Ираком и начала преобразовывать его в современное государство. Ирак стал независимым в 1932 г.

На протяжении этого периода власти во многом опирались на таланты хорошо образованных евреев, пользуясь их связями за границей и знанием иностранных языков. Иракский министр финансов Иехезкель Сасон был евреем. Евреи также играли ведущую роль в юридической и почтовой системах страны.

После отмены мандата еврейская община Ирака, существовавшая 2700 лет, подверглась яростным преследованиям. В июне 1941 г. произошел спровоцированный муфтием пронацистский переворот под руководством Рашида Али, сопровождавшийся массовыми беспорядками и погромом в Багдаде. При соучастии полиции и армии вооруженные иракские толпы убили 180 и ранили почти тысячу евреев. Британские войска отразили атаку армии Али и подавили восстание.

Евреи активно занимались культурной деятельностью, создали развитую сеть медицинских услуг и школ. Почти все члены Багдадского симфонического оркестра были евреями. И все же этой процветающей общине пришел конец в 1947 г. с разделением Палестины и началом борьбы Израиля за независимость. Дополнительные вспышки массовых антиеврейских беспорядков произошли в период с 1946 по 1949 г. После создания Государства Израиль в 1948 г. сионизм считался преступлением, караемым смертной казнью.

В 1950 г. иракским евреям разрешили в течение года оставить страну, если они согласятся отказаться от гражданства. Годом позже собственность эмигрировавших евреев была арестована, а на евреев, решивших остаться в стране, были наложены экономические ограничения. В период с 1949 по 1951 г., в процессе проведения операции «Эзра и Нехемия», из Ирака были эвакуированы 104 тыс. евреев и 20 тыс. – тайно переправлены через Иран.

В 1952 г. иракское правительство запретило эмиграцию евреев и публично подвергло двух евреев смертной казни на виселице, ложно обвинив их в том, что они бросили бомбу на территорию багдадского отделения Информационного агентства США.

Когда в 1963 г. усилилась межфракционная борьба в партии БААС, на оставшихся иракских евреев были наложены дополнительные ограничения. Им запретили продавать имущество и заставили носить с собой желтые удостоверения личности. После Шестидневной войны были введены новые репрессивные меры: еврейское имущество было конфисковано; банковские счета евреев – заморожены; торговые предприятия и фирмы – закрыты; разрешения на торговлю – аннулированы; телефоны – отключены; евреев уволили с общественных и государственных постов. Многие на длительное время подверглись домашнему аресту, и было ограничено их передвижение между городами.

К концу 1968 г. преследования евреев достигли пика. Сотни евреев были заключены в тюрьмы после «раскрытия» местной «агентурной сети», якобы состоявшей из еврейских бизнесменов. 14 человек – в их числе 11 евреев – были приговорены к смертной казни по окончании инсценированных судебных процессов. Их повесили на площадях в Багдаде, остальные скончались от пыток.

27 января 1969 г. багдадское радио призвало иракцев «прийти и получить удовольствие от пира». Примерно 500 тыс. мужчин, женщин и детей танцевали рядом с виселицами, на которых висели тела евреев; толпа скандировала «смерть Израилю» и «смерть всем предателям». Это безобразное «шоу» вызвало возмущение во всем мире, но радио Багдада категорически не согласилось с осуждением. Евреи находились под постоянным наблюдением иракского правительства.

Уступая международному давлению, багдадское правительство в начале 1970-х гг. разрешило большинству оставшихся евреев эмигрировать, но оставило в силе другие ограничения. В 1991 г., до начала войны в Заливе, Государственный департамент США опубликовал сообщение о том, что «в последнее время нет свидетельств неприкрытых преследований евреев, но существующий режим ограничивает зарубежные поездки (в особенности в Израиль) и контакты с еврейскими группами в других странах».

Только одна синагога продолжает функционировать в Ираке, «разрушающееся здание темно-желтого цвета, спрятанное в одном из переулков» в Батаване, ранее – главном районе проживания евреев. Администратор этой синагоги говорит: «Здесь всего несколько детей, для которых надо будет провести церемонию бар-мицвы (вступление в совершеннолетие), и несколько пар, которые в свое время вступят в брак. Евреи могут совершать религиозные обряды, но им не разрешается занимать должности на государственных предприятиях или служить в армии». Единственный раввин скончался в 1996 г., и никто из оставшихся евреев не может совершать богослужения; иврит знают лишь несколько человек. Последний обряд бракосочетания был совершен в 1980 г.

Сегодня в Багдаде проживают 35 евреев, и немногим больше в северной части Ирака, контролируемой курдами. Около половины евреев Багдада – старики, не имеющие средств к существованию и испытывающие нужду в одежде, медикаментах и продуктах  питания. Прямой угрозы их жизни нет. Нужды маленькой общины удовлетворяет единственная синагога – синагога Меира Тавейга. Самому молодому иракскому еврею 38 лет, и он исполняет функции раввина и шойхета.

Свержение режима Саддама открыло возможности для улучшения условий жизни евреев и возвращения части эмигрантов. Существует также надежда на улучшение отношений с Израилем. Однако, учитывая отсутствие стабильности в Ираке, трудно надеяться на немедленные перемены. Но, по крайней мере, на сегодняшний день Ирак не является открыто враждебной Израилю страной.

 

Продолжение следует

 

 

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »