Мерола Опера Програм не побоялась «Трамвая «Желание»

Share this post

Мерола Опера Програм не побоялась «Трамвая «Желание»

Пьеса “Трамвай Желание»  была создана знаменитым американским  драматургом Теннесси Уильямсом в1947 году и почти мгновенно приобрела необычайную популярность и восторженные отклики не только в США, но и во всём цивилизованном мире.  Её ставили самые выдающиеся театры, порой меняя некоторые акценты. По мотивам этой пьесы был создан выдающийся фильм с участием Марлона Брандо и Вивьен Ли. […]

Share This Article

Пьеса “Трамвай Желание»  была создана знаменитым американским  драматургом Теннесси Уильямсом в1947 году и почти мгновенно приобрела необычайную популярность и восторженные отклики не только в США, но и во всём цивилизованном мире.  Её ставили самые выдающиеся театры, порой меняя некоторые акценты. По мотивам этой пьесы был создан выдающийся фильм с участием Марлона Брандо и Вивьен Ли.

Пьеса шла с колоссальным успехом и в Советском Союзе – от Москвы до самых до окраин. До сих пор помню, какое огромное впечатление произвело тогда на меня знакомство с этим выдающимся спектаклем. Это было одно из двух-трёх лучших творений замечательного драматурга.

Вот что пишет сам автор по поводу этой пьесы. «Текст пьесы – лишь тень спектакля, к тому же довольно нечёткая… То, что напечатано в книге, – не более чем эскиз здания, которое ещё не возведено. Печатный текст – лишь набор формул, по которым должен строиться спектакль. Цвет, изящество, лёгкость, искусная смена мизансцен, быстрое взаимодействие живых людей, прихотливое, как узор молнии в тучах, – вот что составляет пьесу». И дальше: «Я романтик, неисправимый романтик». Всё это – серьёзная и весьма требовательная программа для постановщиков пьесы, выполнение которой в значительной мере зависело от таланта и ума режиссёров. Было много удач, но изредка случались и неудачи.

Так как музыкальное сопровождение многих спектаклей, как правило, значительно усиливало их эмоциональное воздействие на публику, возникали различные идеи сочетания драматических коллизий тех или иных спектаклей с музыкой. Эта идея увлекла и американского дирижёра, пианиста и композитора Андре Превина.  Он родился в 1929 году в семье еврейских иммигрантов из России. В 1937 году семья бежала из Германии во Францию, а в 1941 – из Франции в США. Превин руководил симфоническими оркестрами как в Америке, так и за рубежом, много работал для кинематографа в качестве дирижёра и аранжировщика, удостоен ряда премий (в том числе нескольких премий «Оскар»  и «Грэмми»). Определённой известностью пользуется опера Превина «Трамвай «Желание» по пьесе Теннесcи Уильямса, которая была заказана Оперой Сан-Франциско и  впервые поставлена у нас же в 1998 году. Дирижировал автор.

Спектакли прошли с большой помпой, рецензии были восторженные, но со временем страсти улеглись, и у любителей музыки и профессиональных музыкантов предметом обсуждения стал вопрос: добавила ли музыка Превина что-либо к восприятию пьесы Теннесcи Уильямса, а если добавила, то с каким результатом.

Вот и настало  время хотя бы кратко  изложить содержание оперы.

Потерявшая  свой родительский дом и работу школьного учителя, Бланш Дюбуа приезжает в Новый Орлеан и на трамвае под названием «Желание» добирается к  дому, где в небольшой двухкомнатной квартирке проживает её младшая сестра, беременная  Стелла, со своим мужем, Стэнли Ковальски. Стэнли не в восторге от новой «жилицы», к тому же ещё и основательно пьющей, что говорит о её неблагополучии. Как-то во время игры в покер Бланш не могла отвести взгляд от Митча, друга и сослуживца Стэнли, а пьяный Стэнли затеял драку и ударил Стеллу. Раскаивающийся  Стэнли просит у неё прощения, и Стелла прощает его.

Джулия Адамс

Прошло несколько недель. Стэнли вскользь  упоминает, что его приятель знает Бланш по сомнительному отелю в её родном городе. Та незамедлительно опровергает это, но потрясена  возможностью рспространения слухов о её прошлом. В отсутствие супругов Ковальски Бланш пытается соблазнить подростка, разносчика газет, а несколько позже уходит на свидание с Митчем. После их возвращения Митч признаётся в любви к Бланш, а та, в свою очередь,  рассказывает ему о своём кратком замужестве с молодым поэтом, который оказался гомосексуалистом и через некоторое время покончил  жизнь самоубийством.

Прошёл ещё один месяц. Отмечается день рождения Бланш. И тут Стэнли сообщает присутствующим все детали прошлого именинницы, включая связь с её  учеником-подростком,  и вручает ей  билет назад в её город, сообщая одновременно, что Митч посвящён во все эти события. Бланш остаётся одна,  приходит пьяный Митч и пытается овладеть Бланш. Рассудок женщины начинает расстраиваться, и она окончательно теряет его, когда Стэнли возвращается домой и, безжалостно стремясь отомстить Бланш, насилует её. Вернувшаяся Стелла не верит обвинениям Бланш в адрес Стэнли. Прибывшие врач-психиатр и санитарка увозят её в психлечебницу.

Томас Гюнтер

Я опустил много интересных деталей за неимением места и времени, но уже по краткому изложению сюжета можно судить о блестящих достоинствах пьесы. Психологически достоверные и разнообразные характеры, богатое хитросплетение событий, насыщенность действия и разнообразие мотиваций, – всё работает, ничего лишнего. Сюжет стремительно разворачивается, и мы верим каждому его повороту. Всё «кипит и пенится».

В этом году Мерола Опера Програм, учитывая наличие необычайно сильного состава участников Программы, рещилась поставить оперу Превина «Трамвай «Желание».  И сразу же возникает вопрос, соответствует ли музыка этой оперы разнообразию характеров, поворотам событий, стремительности сюжета? Помогает ли она в создании и развитии столь разнообразных характеров? Боюсь, что нет. При этом отмечу, что, приспосабливаясь к сравнительно небольшому оркестру Мерола Опера Програм, авторская оркестровка была существенно упрощена и изменена, что было осуществлено Питером Грунбергом. Но опера Превина оказалась лишённой должной музыкальности, лиричности и блеска. Иногда Превин обращается к джазовой стилистике, создавая впечатление банальности. Большинство вокальных номеров носит речитативный и достаточно однообразный характер, часто не соответствующий характеру персонажа. И, если сюжет «кипел и пенился», то ни о каком кипении музыки речи быть не могло. И это при том, что оркестром дирижировал прекрасный музыкант Марк Мораш.

Мингжи Лей

С каждым годом уровень Мерола Опера Програм повышается, а набор участников программы в этом году фантастически силён. Силами  участников Программы готовится опера Моцарта «Дон Жуан», блестяще прошли традиционные Летние концерты памяти Швабахера. Я подозреваю, что руководство  Мерола Програм решило продемонстрировать, как нынешнее поколение готово справиться даже с не очень удачными современными операми (что является довольно типичной ситуацией в оперном мироздании). Впечатляет доблесть, с которой молодые исполнители управляются с неблагодарными и нескладными музыкальными эпизодами.

Сцена из спектакля

Сопрано Джулия Адамс оказалась главным действующим лицом оперы, блестяще справившись с ролью Бланш Дюбуа и создав очень убедительный сценический и музыкальный образ этой запутавшейся в жизни женщины, вызывая одновременно осуждение и сочувствие зала. И тут же – явный просчёт композитора, заставляющего её петь почти беспрерывно в течение целого акта. При этом молодая певица сумела сохранить свежесть голоса, а публика потеряла свежесть восприятия: трудно слушать одно лишь сопрано, да ещё и в высокой тесситуре, в течение столь длительного времени.

Обладатель красивого голоса, баритон Томас Гюнтер в роли Стэнли создал сложный образ чувственного персонажа, грубость и неотёсанность которого удивительно и убедительно  переплетаются с его человеческими проявлениями. Созданный им образ многогранен, его Стэнли не лишён здравого смысла. Сопрано Аделаида Бойдеккер убедительно сыграла живую и эмоциональную Стеллу, добрую, любящую и любимую. Тенор Кэйси Кандебат создал привлекательный образ доброго увальня Митча, привнеся в свою роль природный ум и свежесть.  Очень естественной и убедительной была меццо-сопрано Элиза Боне в роли Юнис, соседки с верхнего этажа, доброй женщины, принимающей деятельное участие в жизни семьи Ковальски.

Тенор Мингжи Лей хорошо сыграл юного и наивного разносчика газет, которого пыталась соблазнить Бланш. Кстати, обратите внимание на этого парня. По-моему, это многообещающий певец.

Поставил оперу талантливый режиссёр Хосе Мариа Кондеми, хорошо знакомый публике по своим постановкам в Опере Сан-Хосе и в Сан-Франциско. Мерола Опера Програм сумела достойно справиться почти со всеми трудностями, связанными с новой постановкой, и вышла победительницей.

Х. АНАТОЛЬЕВ

Сан-Франциско

Вышла в свет книга Х.Анатольева «Пленённый музами Парнаса», посвящённая  музыкальной жизни Сан-Франциско и Района Залива и содержащая большое количество цветных иллюстраций. Книгу можно приобрести в Сан-Франциско в аптеке на 2300 Sutter St. (тел.567-3223)

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »