Мерола Опера породнилась с Доницетти

Мерола Опера породнилась с Доницетти

Завершается сезон нового набора стажёрской группы Мерола Опера. Отзвучала уже опера Доницетти «Дон Паскуале». 22 августа состоится заключительный концерт участников программы Мерола Опера, вызывающий обычно большой ажиотаж публики. Этот ажиотаж вполне оправдан: каждый набор программы дарит миру одного или нескольких сверхвыдающихся исполнителей. Одна из лучших опер Гаэтано Доницетти, «Дон Паскуале», является 64‑й или 65‑й оперой выдающегося […]

Share This Article

Завершается сезон нового набора стажёрской группы Мерола Опера. Отзвучала уже опера Доницетти «Дон Паскуале». 22 августа состоится заключительный концерт участников программы Мерола Опера, вызывающий обычно большой ажиотаж публики. Этот ажиотаж вполне оправдан: каждый набор программы дарит миру одного или нескольких сверхвыдающихся исполнителей.

Одна из лучших опер Гаэтано Доницетти, «Дон Паскуале», является 64‑й или 65‑й оперой выдающегося композитора. Она была создана в течение не то одиннадцати дней, не то двух недель Консервативная часть «знатоков» утверждает даже, что в течение трёх недель (консерватизм всегда имел место, хоть при Доницетти, хоть в наши дни). Музыкальная общественность ставит это произведение в один ряд (а то и даже выше) с такими операми Доницетти, как «Лючия ди Ламермур», «Любовный напиток», «Дочь полка». «Дон Паскуале» отличается кипучей энергией, весельем, остроумием, естественностью ситуаций и техническими трудностями. Быть может, именно по этой причине она исполняется реже, чем названные выше «соперницы»: здесь даже басы и баритоны обязаны владеть труднейшей колоратурной техникой.

Краткое содержание оперы.

Действие 1. Сцена 1. Начало ХIХ века. Пожилой богатый холостяк, Дон Паскуале, вздумал жениться. У него есть племянник и единственный наследник, Эрнесто. Появляется старый друг дома, доктор Малатеста, который нашёл как раз то, чего желает Дон Паскуале, – молодую девушку, готовую стать его женой. Доктор описывает её достоинства в арии «Красива, как ангел». Конечно же, она сестра Малатесты. Дон Паскуале в таком восторге, что пропускает мимо ушей предупреждение доктора, что со свадьбой необходимо поспешить, и выталкивает друга с требованием немедленно доставить этот чистейший образец красоты в его дом. Затем следует монолог старика, в котором он уже представляет себя отцом шестерых детей.

Малатеста (Алекс Десочио)

Входит юный племянник, Эрнесто, и старик сообщает ему, что нашёл красивую и богатую даму с целью женить его на ней. Но тот категорически отказывается: оказывается, он страстно влюблён в Норину. Это вызывает негодование старика. Он угрожает отлучить Эрнесто от дома и в конце концов сообщает племяннику, что сам собирается жениться. Это, конечно, ужасная новость для парня. Теперь он будет лишён наследства и не сможет жениться на Норине. Очень интересен дуэт, построенный на контрасте чувств персонажей. Дон Паскуале также сообщает, что намеревается жениться на сестре доктора М. Бедный Эрнест понимает, что Малатеста, которому он всегда доверял, его предал.

Сцена 2. Комната Норины. Она читает любовный роман и нежно напевает, завершая чтение исполнением прелестной арии. Вслед за этим ей приносят письмо от Эрнесто. Как только она прочла письмо, вбегает Малатеста, чтобы сказать ей, что его план сулит успех. Но Норина передаёт ему письмо. Малатеста вслух читает его и узнаёт, что сердце юноши разбито. В письме Эрнесто называет Малатесту негодяем, говорит, что будет лишён наследства из-за дядиной женитьбы, сообщает о своём намерении как можно скорее покинуть Европу.

Малатеста обещает, что Эрнесто будет очень рад остаться, когда услышит о его новом плане, который состоит в том, чтобы представить Дону Паскуале Норину (которую он никогда не видел) как его, Малатесты, сестру Софронию, которая на самом деле находится в монастыре (ее Дон Паскуале тоже не видел).

Малатеста уверен, что Дон Паскуале с радостью согласится жениться на ней, а кузен Малатесты, Карлотто, выступит в качестве нотариуса и исполнит фиктивный брачный обряд. Затем Норина устроит Дону Паскуале такую несносную жизнь, что он в отчаянии будет рад сбежать из дому. Малатеста и Норина поют забавный дуэт, в котором доктор наставляет ее, как ей вести себя в новой роли. Она должна научиться сначала быть скромной сельской девушкой, а в один прекрасный момент превратиться в истинную мегеру. Сцена завершается безудержным весельем доктора и Норины.

Действие 2. Сцена в доме Паскуале. Подавленнный, с разбитым сердцем, Эрнесто поёт драматичную арию «Пойду искать далёкие края». Полагая, что он лишён наследства и потерял свою Норину, он решает уехать очень далеко и закончить дни свои в печали и скорби. Входит Дон Паскуале. Выпроводив слуг, он молодцевато прохаживается, восхищаясь своей «великолепной фигурой»: Если тебе за семьдесят, никогда не говори, что ты устал… шагай осанисто, бодро… – бормочет он сам себе. Появляется Малатеста, чтобы представить Дону Паскуале робкую и смущающуюся, с лицом, закрытым вуалью, якобы Софронию. Два старика поют с девушкой прелестный терцет, а она притворяется, будто испугана, и едва не теряет сознание. Малатеста утешает её и просит, чтобы она мужалась, а Дон Паскуале выражает восторг, но опасается, столь же ли прелестно личико под вуалью и всё остальное.

Норина мастерски исполняет свою роль застенчивой девушки. Все её наивные ответы на вопросы Дона Паскуале совершенно восхищают его, и в конце концов она поддаётся на уговоры приподнять свою вуаль. Дон Паскуале сражён! Он делает ей предложение, она его принимает. Малатеста бежит за нотариусом. И вот брачный контракт подписан. Правда, это фальшивый контракт. Но нужен свидетель. Кто бы мог им стать? Почему бы не Эрнесто?.Благо, он как раз поблизости. Но разгневанный Эрнесто, которому Малатеста ещё не успел рассказать о своих планах, в отчаянии чуть ли не срывает весь замысел. Доктор, однако, успевает отвести его в сторону и объяснить, что контракт фальшивый. Кое – как успокоенный, Эрнесто соглашается участвовать в этом фарсе. Наконец, документ подписан, и нотариус удаляется. Естественно, этот момент – замечательный повод для вокального квартета « К вашему сведению, я требую».

Норина (Амина Эдрис) и Дон Паскуале (Джеймс Лоелу)

Вот тут-то и начинается… Неожиданно для Дона Паскуале – в соответствии с планом Малатесты – Норина превращается в настоящую мегеру. Она отталкивает Дона Паскуале, когда тот намеревается обнять её, и говорит, что он слишком стар. Это, добавила она, сделает за него Эрнесто. Далее, она вознамерилась и вовсе погубить Дона Паскуале. Она приказывает удвоить жалование слугам и отдаёт распоряжение домоправителю, чтобы он немедленно нанял ещё, по крайней мере, двадцать четыре слуги. Причём, все они должны быть молодыми и красивыми. Далее она приказывает, чтобы были приобретены новая карета и новая мебель. Тем временем Дон Паскуале стонет и охает, приговаривая, что всё это его погубит. Норина «успокаивает» его тем, что завтра, быть может, она отдаст ещё тысячу других распоряжений. Эрнесто и Малатеста поздравляют друг друга. Дон Паскуале клянёт свою судьбу. Эти четыре голоса составляют квартет, превращающийся в грандиозную кульминацию всего действия.

Действие 3. Сцена 1. Дон Паскуале рвёт на себе волосы. Его мнимая новая жена заказала всевозможные пышные наряды, и ему, бедному, надлежит оплатить счета. Величественно входит Норина и, не глядя на Дона Паскуале, беспечно сообщает, что собирается в оперу. Паскуале пытается преградить ей путь, но получает резкий отпор: «Старикам нужно рано ложиться спать». Норина уходит, как бы нечаянно обронив письмо. Дон Паскуале поднимает его и читает. Это любовное послание для «дражайшей Софронии», в которой назначается время и место в саду для свидания. Являются новые слуги. Они очень возбуждены и счастливы, что их наняли в этот дом, где им так хорошо заплатят.

Появляется Дон Паскуале, горько жалующийся на свою судьбу. Он желает, чтоба Эрнесто женился на Норине. Его «жена» растратит всё его состояние. А теперь, что совершенно непереносимо, она собирается на свидание с любовником в собственном саду Паскуале. Малатеста в очень смешном дуэте предлагает ему свой собственный план: «Застанем их врасплох в саду. Мы спрячепмся в беседке, чтобы жену твою подслушать, и, коль она и вправду согрешит, прогоним её».

Сцена 2 происходит весенней ночью в саду Дона Паскуале. Звучит одна из самых красивых арий в опере, «Чудесная ночь». Это Эрнесто поёт серенаду Норине, повествуя о своей страсти. Порой к нему присоединяется хор. Серенада закончилась, и к Эрнесту выходит Норина. Теперь они исполняют восхитительный дуэт, страстное излияние чувств, после чего появляются Дон Паскуале и Малатеста, а Эрнесто незаметно исчезает. Норина притворяется, что напугана, а Паскуале и Малатеста пытаются найти Эрнесто. Потерпев неудачу в поисках любовника, Дон Паскуале требует, чтобы «Софрония» убиралась из его дома, но она мило напоминает ему, что это её дом. Однако Малатеста отводит девушку в сторону и консультирует её, как ей следует поступать. Вслух же он объявляет, что завтра в доме должна появиться ещё одна хозяйка. Это будет жена Эрнесто.

Теперь фиктивная жена Дона Паскуале, Софрония, вполне натурально изображает притворный гнев. Она клянётся, что никогда не будет жить под одной крышей с этой Нориной. Зовут Эрнесто и говорят ему, что его дядя одобряет его женитьбу на Норине. «Софрония» возражает, что заставляет Дона Паскуале ещё решительней потребовать, чтобы этот брак был заключён. Он настаивает на том, чтобы увидеть невесту племянника. «Она уже здесь», – говорит Малатеста и подводит к нему Норину. Бедный Паскуале сбит с толку и разгневан и поначалу на всех сердится, однако, уступая общей атмосфере, он принимает всеми ожидаемое решение, благословляет брак Норины и Эрнесто, и они опускаются перед ним на колени. Он обнимает их. Начинается последний квартет «Мораль всего такова».

Подводя итог ознакомления с либретто этой известной оперы, следует отметить, что музыкальная сторона этого произведения намного превосходит его сюжетную часть. Я побывал на втором спектале, оба были показаны в Cowell Theater, Fort Mason Center. Небольшой уютный зал с хорошей акустикой, но крошечной сценой, создававшей серьёзные проблемы для постановщика, Ник Мюни, и артистов, которым иногда приходилось переодеваться на глазах у публики. Небольшим оркестром, раположенным в зале рядом со сценой, дирижировал Уорен Джонс. Он успешно справился со всеми трудностями партитуры и с хоровыми эпизодами, добившись требуемой динамичности спектакля и создавая нужное настроение на сцене. Несколько удивило его одеяние. Обычно в таком виде появляются на стадионе.

Наибольшее впечатление произвела сопрано Амина Эдрис. Прекрасная сценическая внешность, изящество, темперамент, чувство меры, артистизм, способность к перевоплощениям (с которыми ей пришлось столкнуться в этой опере) были превосходны. Она исполняла единственную в опере женскую роль, партию Норины, и справилась с ней блестяще. Но самым выдающимся компонентом её успеха стал голос (колоратурное сопрано), которым она владеет безукоризненно. Все фиоритуры были точны и красиво исполнены. В качестве Софронии она вначале была предельно пугливой и чрезвычайно скромной, а потом выпустила все коготки. А какой обаятельной и любящей она была в сценах с Эрнесто! Хотелось бы пожелать ей большего изящества при исполнении колоратурных пассажей.

Норина (Амина Эдрис) и Эрнесто (Сунчан Квон)

Тенор Сунчан Квон исполнял партию Эрнесто. У него довольно крепкий голос, но несколько напряжённые верхи. Во втором отделении он в одном из эпизодов потерял тональность. Эрнесто – романтический характер, хотя и не чуждый некоторой меркантильности. Квон – плотный приземистый мужчина без каких-либо намёков на романтичность, и, хотя он исполнял свою роль очень старательно, должного впечатления не произвёл. В роли Дона Паскуале выступил бас Джеймс Лоелу. Рослому молодому человеку нелегко исполнять роль старика, которому аж за 70 (!), но он старался. У него крепкий голос, но в первой сцене он, будучи занят какой-то алхимией (по воле постановщика Ника Мюни), пел раскатистым басом-профундо, а в остальных сценах тембр его голоса значительно посветлел. В целом вокальная часть его роли произвела большее впечатление, нежели сценическая.

Роль Малатесты исполнил бас-баритон Алекс Десочио. Он обладает большим, хорошо поставленным красивым голосом и достаточно яркой внешностью, подвижен и обаятелен. Проходную партию нотариуса исполнял Аласдэйр Кент.

Костюмы (Улисес Олкала), созданные для «примадонны», были достаточно выразительными, тогда как остальные – малоинтересными. Как я уже отмечал, постановщик Ник Мюни, стараясь заполнить сцену, включил в эпизоды и нескольких бессловесных исполнителей, которые старательно выполнили все указания ражиссёра.

Несмотря на некоторые недостатки, можно оценить этот спектакль очень положительно.

Х. АНАТОЛЬЕВ

Сан-Франциско

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »