Легенды Священного города, или Почему среди евреев много Александров

Share this post

Легенды Священного города, или Почему среди евреев много Александров

В Иерусалиме я провела всего одни сутки, но впечатлений, зафиксированных памятью и фотоаппаратом, хватит надолго, – наверное, навсегда. Узкие улочки Старого города, мощенные песчаником, вытертым многими подошвами до блеска слоновой кости; Стена плача и Голгофа; храмовые постройки и памятники старины цвета пустыни с пробивающейся кое-где зеленью; руины и арки, ворота и бойницы – от Римской […]

Share This Article

В Иерусалиме я провела всего одни сутки, но впечатлений, зафиксированных памятью и фотоаппаратом, хватит надолго, – наверное, навсегда.

Узкие улочки Старого города, мощенные песчаником, вытертым многими подошвами до блеска слоновой кости; Стена плача и Голгофа; храмовые постройки и памятники старины цвета пустыни с пробивающейся кое-где зеленью; руины и арки, ворота и бойницы – от Римской до Оттоманской империи – и люди, люди, нашествие, шествие, постоянный прибой людской толпы, большие и маленькие группы людей всех цветов кожи, говорящих на всех языках и наречиях – это невозможно забыть.

В группе, с которой я путешествовала, были, в основном, жители Нью-Йорка и Лос-Анджелеса, откуда летают прямые рейсы в Израиль.

Получилось так, что я сначала взяла билет до Лос-Анджелеса только для того, чтобы пересесть на самолет в Нью-Йорке. Нужную мне зону ожидания в аэропорту я узнала по кордону охранников, дополнительно проверявших ручную кладь пассажиров, летевших в Израиль. Рядом со мной в очереди стояли хасиды, мормоны, монахини, хипстеры, семьи с крошечными детьми, глубокие старики и парочки, похожие на молодоженов. Такую неоднородность толпы я наблюдала в Израиле на каждом шагу и в конце концов пришла к выводу, что это радующее глаз явление – хороший индикатор того, насколько открыто и терпимо общество, в котором есть место всем.

У входа в Старый город наш экскурсовод – женщина родом из Румынии, замужем за выходцем из Ирана – показывала картинку-табличку с юмористическим изображением истории Иерусалима и последовательности его правителей.

В существующем с Бронзового века поселении, ставшем Священным городом основных мировых религий,  археологические раскопки по сей день продолжают обнажать культурные слои. После того, как в 1003 г. д.н.э. царь Давид провозгласил Иерусалим столицей еврейского государства, а его сын, царь Соломон возвел Первый иудейский храм, их потомки правили в Иерусалиме в течение 400 лет. В 960 г. до н.э., ассирийцы завоевали Самарию и часть Иудеи, а затем под предводительством Синаххериба осадили Иерусалим. Захватить город им не удалось, но в рабство были угнаны многие жители Иудеи. В 586 г. д.н.э. вавилонские войска взяли город, разрушили Первый храм и угнали в рабство (Вавилонский плен) многих жителей Иерусалима. В 539 г. д.н.э. Иерусалим в составе Вавилонской империи был завоеван Персией и перешел под предводительство персидского царя Кира Великого. В 516 г. д.н.э. Кир позволил жителям вернуться из Вавилонского плена в Иерусалим, где они возвели Второй храм, простоявший более 500 лет.

В 332 г. д.н.э. Александр Македонский захватил Иудею и Иерусалим…

Тут наш экскурсовод сделала небольшое отступление и, ткнув пальцем в изображение эллинского воина на своей табличке, рассказала следующую историю.

У Александра Македонского была простая практика ведения дипломатических переговоров с правительствами завоеванных им стран. Он выдвигал три основных требования: платить ему налоги, поставлять солдат для его армии и установить его статую в главном храме столицы. В случае неисполнения его условий Александр грозился снести головы существующих правителей и заменить их более послушными. Такая политика во всех завоеванных странах приносила замечательно однородные результаты.

Когда Александр вошел в Иерусалим, он вызвал к себе совет раввинов и выдвинул те же условия. Раввины посовещались и ответили, что платить налоги и поставлять солдат для армии Александра – не проблема, а вот со статуей в храме вопрос посложнее. В языческих храмах статуи богов были обычным явлением, и для правителей древности было обычным делом приравнивать себя к богам, а для их подчиненных – почитать своих правителей как богов.

В иудейском храме статуй (идолов) не было вообще, т.к. идолопоклонство было запрещено монотеистической религией, не признающей святости земных правителей.

Чтобы удовлетворить честолюбие грозного завоевателя и сохранить собственные головы на плечах, мудрые раввины предложили остроумное решение проблемы.

Вместо статуи в храме они пообещали Александру увековечить его имя более надежным способом, таким, который переживет все храмы и все статуи и будет надежно служить прославлению великого правителя через много веков после его смерти и после того, как завоеванные им страны перестанут существовать.

Раввины пообещали Александру Великому, что в каждом поколении евреев всегда будут дети, названные в его честь Александрами, и сдержали свое обещание…

После Александра Иерусалимом правили династия Птолемеев, династия Селевкидов (царь Антиох, захвативший Второй храм и пытавшийся насильно обратить иудеев в язычество). Затем, после победившего восстания (праздник Ханука) независимой Иудеей правила династия Хасмонеев (Иуда Маккавей), затем римляне во главе с генералом Помпеем, которые в конце концов разрушили Второй храм (в 70-м году н.э); царь Ирод; снова персы; Византия; халиф Омар; Омейяды и Аббасиды, крестоносцы; Саладин; снова крестоносцы; затем мамлюкский султанат и Оттоманская империя. В периоды разных завоеваний еврейское государство управлялось из Дамаска, Багдада, Каира и Константинополя, затем, в результате Первой мировой войны, в силу вступил Британский мандат, и в 1948 г., с образованием Израиля, Иерусалим был восстановлен как столица суверенного еврейского государства.

По закону страны все религиозные святыни охраняются государством и все жители и посетители Иерусалима, независимо от происхождения и вероисповедания, имеют свободный доступ к святыням.

Когда мы следовали за своим экскурсоводом в толпе туристов и богомольцев мимо сувенирных киосков, фруктовых лавочек и открытых ресторанчиков, я обратила внимание на многочисленные группы женщин в платочках на головах, которые формировались вокруг батюшек в рясах. Это были приехавшие из России паломники, направлявшиеся к храму Гроба Господня. Во внутреннем дворике у входа в гигантскую ротонду храма они смешались с группами францисканских монахов и католических священников, верующих из разных стран мира, одетых в приличествующую месту одежду, закрывающую все тело, и экскурсантов в шортах и майках.

Была суббота, на улицах было полно народу, и на площади, по которой мы проходили к следующему пункту нашей экскурсии – месту Тайной вечери – сидели, стояли и играли с детьми семьи ортодоксальных иудеев, которые проводили день отдыха на свежем воздухе, выбравшись из своих в основном слишком тесных для многодетных семей квартир.

Мы прошли мимо армянского монастыря, шведской церкви, Еврейского квартала, статуи царя Давида, играющего на арфе, и многих религиозных сооружений различных конфессий.

У Стены плача экскурсовод предупредила нас, что фотографирование запрещено, что мужчины должны приближаться к стене в одном определенном месте, а женщины – в другом, не видя друг друга, и посоветовала написать на бумажке пожелание-молитву и воткнуть в щелочку в стене.

«Даже если вы неверующие, эта стена – самое близкое к Богу место в мире», сказала она.

Переполненные впечатлениями, мы быстро поужинали в ресторане Colony, в котором свежевыпеченный хлеб подают с хумусом, кунжутной пастой, паштетом из оливок и израильским салатом, и направились на ночь в главный отель страны – King David Hotel – крупнейший в сети Dan Hotels.

В 1953 г. он стал первым высококлассным отелем в Израиле, в котором останавливались короли и королевы, президенты и главы правительств, звезды кино и спорта и всевозможные знаменитости из разных стран, когда-либо посещавшие Иерусалим.

Из окон отеля открывается вид на Старый город и на парящий над ним окруженный пальмами плавательный бассейн.

В залитом светом фойе, украшенном зеркалами и живыми цветами, сохраняются детали оригинального архитектурного дизайна. Стены увешаны произведениями искусства и фотографиями современных правителей мира, пребывавших в King David Hotel в разное время и по разным поводам. По длинным коридорам проложена дорожка с автографами знаменитых гостей.

Со дня основания в отеле сохраняется высочайший уровень комфорта и сервиса, и все сотрудники постоянно поддерживают его отличную репутацию.

Завтрак, включенный в стоимость комнаты, подается с неизменной улыбкой официантами в белых пиджаках. Свежая выпечка, сыры, рыба, приготовленные по заказу омлеты и свежевыжатые фруктовые соки – все это на столах с белыми скатертями.

Фотографии: Эмма Красов. More at “Real Travel Adventures” www.realtraveladventures.com and “Art and Entertain Me” www.artandentertainme.blogspot.com. Copyright Emma Krasov. All rights reserved. Email: editor.krasov@gmail.com.

Эмма Красов

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »