«Крик лангусты», или Вторая жизнь Сары Бернар

Share this post

«Крик лангусты», или Вторая жизнь Сары Бернар

Заметки счастливого зрителя  Пишу я эту заметку 20 декабря, в воскресенье. Со вчерашнего вечера, то бишь с 19 декабря, я нахожусь в том состоянии, которое можно назвать состоянием щенячьего восторга. Что случилось? Большая и редкая радость случилась – ​встреча с Настоящим. Настоящим, потрясающим актерским дуэтом – ​Юлией Рутберг и Андреем Ильиным в спектакле «Крик лангусты». Постановка Михаила Цитриняка по пьесе Джона Маррелла. Я […]

Share This Article

Заметки счастливого зрителя

 Пишу я эту заметку 20 декабря, в воскресенье. Со вчерашнего вечера, то бишь с 19 декабря, я нахожусь в том состоянии, которое можно назвать состоянием щенячьего восторга. Что случилось?

Актеры Юлия Рутберг и Андрей Ильин

Большая и редкая радость случилась – ​встреча с Настоящим. Настоящим, потрясающим актерским дуэтом – ​Юлией Рутберг и Андреем Ильиным в спектакле «Крик лангусты». Постановка Михаила Цитриняка по пьесе Джона Маррелла.

Я не смотрела постановки этого спектакля в исполнении других актеров в других театрах ДО того, как пришла на этот спектакль в Сан-Франциско. Не могу похвастать и тем, что слежу за театральной жизнью России или хорошо была знакома с именами Рутберг, Ильин, Цитриняк…

Но вот, придя домой после спектакля, я поняла, что не могу не написать о нем… потому что хочется поделиться с каждым из вас этой радостью… Хочется еще раз послушать актеров, внимательнее, ближе увидеть каждую деталь и каждый жест еще раз и попытаться в словах выразить почти невыразимое, но ощутимо витавшее в воздухе спектакля – ​масштаб, величие и трагизм судьбы гениальной Сары Бернар в исполнении выдающейся актрисы Юлии Рутберг.

На самом деле точнее было бы сказать – ​гениально перевоплотившейся актрисы Юлии Рутберг.

И вот, когда я в поисках отрывков из вчерашнего спектакля нашла и других исполнителей из других театров… талантливых актеров, безусловно… известные имена… Я решила посмотреть их работы в этой роли… И меня не покидало ощущение (наверняка известное многим из вас), что смотришь спектакль, где актер играет, предположим, князя или великого ученого… И слова говорит хорошо написанные, и антураж нужный… и все как бы на месте, но ты видишь перед собой пэтэушника, который играет аристократа, писателя… А ты понимаешь: это пэтэушник, как бы он ни был одет, какие бы умные слова ни говорил. И никуда от этого не деться. Вот это самое я увидела, когда смотрела постановку пьесы «Крик лангусты» (иногда называемой «Смех лангусты») в других, весьма знаменитых театрах. Дорогие и тяжелые декорации, костюмы, а слова известных актеров падали на холодный пол сцены, скатывались в холодный зал. И там застывали, никого не волнуя. Непопадание. Несоответствие и несопоставимость масштабов исполнителей – ​той, кого они играют – ​Саре Бернар.

Юлия Рутберг

А спектакль, который нам привезли продюсер Виктор Рашкович, актеры Юлия Рутберг и Андрей Ильи, режиссер Михаил Цитриняк – ​это была абсолютная сопоставимость масштабов. Да, я не боюсь это написать – ​сопоставимость масштабов актеров Сары Бернар и Юлии Рутберг.

Поэтому мы не только увидели странную, капризную, трагическую, больную, ранимую, умную, великую актрису и поразительного человека Сару Бернар.

Мы прожили с ней ее жизнь, увидели тех, кем она дорожила, кого любила и теряла… И как смог Андрей Ильин за полтора часа на сцене показать и мать Сары, известную куртизанку, и слугу Жоржа Питу, и настоятельницу монастыря, и загадочно-циничного Оскара Уайльда, и американского продюсера Сары Бернар – ​толстокожего хама Джарета, как это все показать и как заставить нас увидеть их – ​ума не приложу. Но мы видели этих людей, чьи судьбы были переплетены с судьбой актрисы. И мы им верили.

Режиссер Михаил Цитриняк

Потому что невозможно было не верить. Это была Жизнь, а не игра. Это было то самое Настоящее, что встречается так редко.

Я видела несколько спектаклей, когда на сцене играли двое. Но я не припомню спектакля, в котором один из актеров сидел бы в кресле весь вечер и так магически притягивал бы к себе внимание и держал в напряжении весь зал…

Юлия Рутберг – ​Сара Бернар сделала это. Ты веришь ее голосу – ​низкому, завораживающему, с некоторым надрывом, веришь ее тонким рукам, взлетающим и падающим, поворотам головы, ее глазам – ​трагическим, полным и боли, и сарказма, и смеха, и капризов, но главное – ​любви.

Ты чувствуешь состояние Сары Бернар:

– Кто я? Высохшая ящерица! Бо-о-о-льно!

Ей – ​больно. И нам – ​больно. И понимаешь: может быть, у лангусты и нет нервов, но ее крик – ​нам не забыть.

…Мне кажется, что в этом спектакле продумано все до мельчайших деталей: минимальные, но очень точные декорации – ​они дают зрителю бесценную возможность дофантазировать и додумать, свет, грим, костюмы, голос, звуки – ​ничего лишнего и все в меру. «Даже цветовая гамма – ​оттенки бежевого, коричневого, кофе с молоком – ​что она напомнила мне?» – ​думала я после спектакля. Потому что после такого спектакля хотелось думать, вспоминать его… Ну да, конечно же – ​старые фото, этот легкий налет желтизны, мягкий свет и абсолютная четкость изображения… Старые фото начала XX века.

Блестящее по лаконичности сценическое решение, изумительная простота высшей пробы, в которой сделан этот спектакль Михаилом Цитриняком, гениальные актерские работы Юлии Рутберг и Андрея Ильина – ​все вместе дало потрясающий результат: Саре Бернар подарена вторая жизнь этим спектаклем. Потому что нам хочется узнать о ней больше. Нам хочется подумать о том, что мы оставим после себя… И кто рядом с нами… Мы соприкоснулись с легендой, которую для нас оживил талант великолепных актеров и режиссера.

Можно очень много писать о каждой детали этого спектакля, потому что в каком –то смысле я вижу его образцом стилевого единства, соответствия масштабов и характеров актеров и персонажей, единства команды, благодаря которой стал возможен этот спектакль актеров о великой актрисе.

Я не театральный критик, поэтому и назвала это – ​«Заметки счастливого зрителя». Это всегда счастье – ​соприкасаться с Настоящим.

P.S. Есть еще один аспект, о котором хотелось бы упомянуть – ​реакция зала, где не было ни одного свободного места.. Люди аплодировали стоя, а когда, наконец, отпустили актеров – ​многие не расходились и говорили-говорили о спектакле…

А перед началом впервые за много лет я услышала: «Нет ли лишнего билетика?»

Жанна СУНДЕЕВА

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »