Американский танцор – воспитанник русских педагогов

Share this post

Американский танцор – воспитанник русских педагогов

  – У меня русские корни, но я родился в Америке. Я даже немного говорю по-русски, ведь я учился в Москве, в Академии Большого театра у Петра Пестова. Поэтому моя любовь к русской классике перманентна. Саша Радетский   САНТА-КРУС И МИСТИЧЕСКАЯ СИЛА На северном берегу залива Монтерей раскинулся город Санта-Крус. Его словно в плен взяли […]

Share This Article

 

– У меня русские корни, но я родился в Америке. Я даже немного говорю по-русски, ведь я учился в Москве, в Академии Большого театра у Петра Пестова. Поэтому моя любовь к русской классике перманентна.

Саша Радетский

 

САНТА-КРУС И МИСТИЧЕСКАЯ СИЛА

На северном берегу залива Монтерей раскинулся город Санта-Крус. Его словно в плен взяли чудесные горы, покрытые фантастическими лесами – знаменитыми калифорнийскими секвойями. Ходят легенды: эти деревья способны передавать мистическую силу людям и помогать им во всем.

Мы с женой часто бываем среди этой красоты: тут живут родственники. Они хорошо знают, что меня очень интересует балет, но в особенности – его русские корни.

– Тут от нас недалеко, на соседней улице, живет русская семья Радетских, – поведали они. – Случилось так, что двенадцатилетняя дочка увлеклась по-настоящему балетом. Потом и пятилетний Саша заразился от нее танцами. Да так, что раз и навсегда. Сначала учился танцевать в Сан-Франциско, а сейчас улетел в Россию.

C тех пор много воды утекло, как говорят, да и значительно уже «подросли» знаменитые деревья. И снова мой источник сообщил:

– В семье Радетских недавно сыграли свадьбу: Саша женился. Представьте себе, он так был влюблен в балет, что и в жены взял балерину.

 

РУССКИЕ УЧИТЕЛЯ АМЕРИКАНСКОГО ТАНЦОРА

сцена из балета «Золушка», поставленного Балетом Сан-Хосе. Принц – Саша Радетский.
сцена из балета «Золушка», поставленного Балетом Сан-Хосе. Принц – Саша Радетский.

Талант есть талант. Мальчика из Калифорнии с большим удовольствием приняли в Академию балета Большого театра. Определили в класс Петра Антоновича Пестова. Весьма опытного педагога – заслуженного артиста и заслуженного деятеля искусств России. Среди его учеников – немало звезд мирового балета: Владимир Малахов, Алексей Ратманский, Николай Цискаридзе и многие другие.

– Пестов был поглощен балетом, педагогикой. Мне очень нравились его уроки. Они никогда не были простыми, – вспоминает Саша, – но приносили мне так много пользы. Я понимал: чем старательней занимаешься в школе, тем лучшим танцовщиком станешь на сцене.

Одна из поговорок гласит, что учиться – все равно что плыть против течения. Стоит остановиться – тебя отнесет назад. Так что наш молодой американец продолжал плыть по волнам бескрайнего океана по имени Балет, и снова он очутился в русской среде – в Кировской академии балета в Вашингтоне, округ Колумбия. Дело в том, что эта одна из престижных балетных школ мира построена по образцу санкт-петербургской Академии русского балета имени Вагановой. Ее художественным руководителем уже много лет является Олег Виноградов – народный артист СССР, балетмейстер. Да и учат здесь известные русские танцоры.

Саша прилежно учится и в балетной школе Американского балетного театра. И снова изучает традиции классического русского балета, и снова рядом выдающиеся русские танцоры-учителя.

Американский балетный театр возник в 1939 году благодаря эмигранту из России, бывшему премьеру Большого театра Михаилу Мордкину. В 1990 году его возглавила мировая звезда балета Михаил Барышников. В 2009 году лучший российский хореограф Алексей Ратманский, бывший художественный руководитель Большого театра, занял пост резидента-хореографа Американского балетного театра.

Как-то доцент Академии балета Большого тетра Илья Кузнецов, ее выпускник, посетил своих бывших одноклассников в Американском театре балета.

– Везде русская речь. Костюмеры, пианисты, гримеры и, конечно, танцовщики с балеринами – многие говорят на родном языке, – рассказывает он. – Ко мне подошел парень и сказал: «Привет! Как дела? Помнишь меня?» Тут солист балета Геннадий Савельев мне напомнил о маленьком америкашке, который бегал по школе с огромным рюкзаком и косичкой. Это Саша, наш солист.

В 2009 году в Сити-центре Манхэттена состоялся гала-концерт в честь 80-летия замечательного русского балетного педагога Петра Пестова. Со всего мира здесь собрались известные звезды балета – его бывшие ученики. Организаторы пригласили и Радетского.

– Саша, как сложилась твоя творческая жизнь? – поинтересовался Петр Антонович.

– Начал в Американском балетном театре, затем пригласили премьером в Королевский балет Дании. Сейчас снова танцую в американском балете, – ответил Радетский.

– Хотелось бы знать, что танцуешь.

Молодому танцору было что сказать своему учителю. В его репертуаре немало русской классики: в балетах на музыку Петра Чайковского – в «Щелкунчике» Принц и в «Спящей красавице» Синяя птица; Игоря Стравинского – в «Петрушке» Петрушка; Сергея Прокофьева – в «Ромео и Джульетте» Тибальт и в «Золушке» Принц.

Саша крепко полюбил Россию. В прошлом году ему посчастливилось выступать в Москве, где проходили гастроли Американского балетного театра. На Новой сцене Большого театра танцор выступил в балете на музыку Леонарда Бернстайна «Матросы на берегу», поставленном в духе бродвейского мюзикла.

Этот балет поставил еще в далеком 1944 году сын эмигранта из России Джером Роббинс (Рабинович). Кстати, он обладатель награды за режиссуру и хореографию известной постановки «Скрипач на крыше». Саша блеснул своим талантом и в балете «Тройка» в постановке французского хореографа Бенджамина Миллепье.

 

«ЗОЛУШКА» ПРИЗЕМЛИЛАСЬ В САН-ХОСЕ

сцена из балета «Золушка», поставленного Балетом Сан-Хосе. Принц – Саша Радетский.
сцена из балета «Золушка», поставленного Балетом Сан-Хосе. Принц – Саша Радетский.

«Золушка» впервые появилась в Москве в победном 1945 году в Большом театре. Через три года балет Сергея Прокофьева был поставлен в Лондоне – Королевским балетом. Известный танцор и балетмейстер Рудольф Нуриев в 1987 году создал «Золушку» во Франции. В 2002 году и в Мариинском театре прошла премьера этого балета.

«Золушка», волшебная сказка Шарля Перро, постоянно привлекала композиторов и балетмейстеров. Сюжетом служила всем известная сказка о девочке, которую злая мачеха превратила в служанку и которая с помощью доброй феи обрела заслуженную счастливую жизнь.

Мне трудно даже передать, сколько было восторга в начале мая у любителей балета, особенно детворы, когда Балет Сан-Хосе поставил «Золушку». Интересно, что Принц, чтобы ее найти, специально прилетел из Нью-Йорка. Его роль исполнял, как вы уже сами, наверное, догадались, солист Американского балетного театра Саша Радетский.

Мне остается сказать, что я позвонил моим родственникам в Санта-Крус и сообщил приятную новость о предстоящей премьере. «Золушку» смотрели вместе. Им было интересно увидеть в танцах известного в балетном мире земляка.

 

 

Борис ГОЛЬДИН,

член Международной еврейской информационной организации

Сан-Хосе

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »