А также в области балета мы впереди планеты всей

Share this post

А также в области балета мы впереди планеты всей

Эти слова великого барда, исполненные им со значительной долей юмора, многими вооспринимались  вполне серьёзно, ибо достижения советского хореографического искусства заслуживали восхищения. Не будучи москвичом,  я часто приезжал в столицу, этот чудесный город, по разным делам и неизменно посещал несколько нашумевших спектаклей, в том числе и постановки Большого театра. Помню  «Пиковую даму» и другую классику, помню […]

Share This Article

Эти слова великого барда, исполненные им со значительной долей юмора, многими вооспринимались  вполне серьёзно, ибо достижения советского хореографического искусства заслуживали восхищения. Не будучи москвичом,  я часто приезжал в столицу, этот чудесный город, по разным делам и неизменно посещал несколько нашумевших спектаклей, в том числе и постановки Большого театра. Помню  «Пиковую даму» и другую классику, помню грандиозный шедевр, оперу Родиона Щедрина «Мёртвые души». Если она не осталась в репертуаре Большого театра, то этому оправдания нет.

Некоторые балетные спектакли казались заезженными, но честь и слава Балета Большого театра зиждилась на таких спектаклях, как «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Жизель», «Ромео и Джульетта», «Анна Каренина» Щедрина и т.п. Невозможно забыть то волнение  и усиленное сердцебиение, которые вызывали у нас эти и поныне незабываемые исполнительские шедевры.

До сих пор я считаю своим долгом пару раз  в преддверии нового балетного сезона в Сан-Франциско посетить хотя бы два спектакля балета «Щелкунчик» (музыка Чайковского), и каждый раз я переживаю события на сцене, как и во времена своей молодости, охотно присоединяясь как к подросткам, так и к малышам, впервые в жизни попавшим в Театр.

Трудно сказать, кто является хореографом той или иной постановки, так как первая постановка «Щелкунчика» (по либретто Мариуса Петипа) была осуществлена в 1892 году в Мариинском театре в Санкт- Петербурге, а во всех последующих хореографы считали своим долгом что-то изменить и перестроить.

В нынешнем сезоне (как и в нескольких предыдущих) хореографом  назван Хелги Томассон, а сценическим дизайнером  – Майкл Ерган. Работа и того, и другого заслуживает самой большой похвалы. Происходящее на сцене завораживает зал, но своего рода спектаклем в спектакле является и реакция детей и подростков на события на сцене.

Петербург предрождественский. Люди торопятся поскорее приобрести подарки и вернуться в тёплые квартиры и особняки. В особняке Штальбаумов собираются их родственники и друзья вместе со своими детьми. Детей одаряют подарками. Танцуют и шалят малыши, танцуют и взрослые. Наиболее уверенно себя чувствуют Клара и Фриц, дети хозяев особняка. С некоторым опозданием появляется дядя Дроссельмейер. Вскоре он завладел вниманием присутствующих, раздавая рожденственские подарки. Они у него не простые, так как Дроссельмейер – не только родственник, но, по совместительству, ещё  и немного волшебник. Его роль исполнял Рубен Мартин Цинтас, который завершил свою танцевальную  карьеру и принят на работу в наше хореографическое училище в качестве  педагога.

Среди подарков Дроссельмейера – танцующие куклы (одной из них оказался Хансук Ямамото); принц Щелкунчик (Геннадий Недвигин), которого дети полюбили почти до полного уничтожения; Король мышей (Гаетано Амико); Снежные Король и Королева  (Лорена Фейджу и Витор Луиз) и многочисленные Снежинки. Понятно, что дети были перевозбуждены, и это вынудило родителей  распрощаться с милыми хозяевами и разъехаться по домам. Клара всё ещё  не может прийти в себя после всех событий вечера, но и она, устроившись на диване, очень скоро засыпает.

Всё дальнейшее она  видит во сне. И здесь происходят события совершенно сказочные, но выглядевшие абсолютно реальными: стоящая в зале ель увеличивается в несколько раз; Щелкунчик вместе с друзьями побеждает армию мышей, а мышиный предводитель сваливается со сцены и (погодите, дайте  передохнуть) и …повисает над одним из оркестрантов;  Дорес Андре организовала выступления танцевальных ансамблей, исполнивших испанский, арабский, китайский, французский и русский танцы. Всё было очень мило, правда, без мировых рекордов. Как всегда, с большим успехом выступила Мадам Арена со своими шутами и с обаятельным Медведем (Бенджамин Стюарт), затем был массовый «Вальс цветов» и…

Гранд Па-де-де в совершенном исполнении  Марии Кочетковой и Геннадия Недвигина. Это всегда  безупречность и согласованность каждого па, красота и одухотворённость каждого движения и тончайшее взаимопонимание. Это всегда вызов господину Ньютону, придумавшему закон всемирного тяготения, когда пара зависает в воздухе без, кажется, желания приземляться. Это было совершенно волшебное завершение и без того волшебного вечера.

Одетта – Светлана Захарова

В этом сезоне и Большой театр предложил трансляцию ряда балетных спектаклей на несколько столиц Европы и на ряд городов Америки, в том числе и на Сан-Франциско (по-видимому, разница во времени вынудила предварительно записать  эту трансляцию). Нас попытались вовлечь  в атмосферу закулисной жизни, и в этом нам помогала обаятельная Катя  Новикова, безукоризненно владеющая несколькими языками, а затем – всё тот же балет «Щелкунчик», теперь уже в постановке Юрия Григоровича. Правда, сейчас главную героиню зовут Машей. Зрительный зал практически не показывают, хотя оттуда время от времени доносятся крики одобрения. В антракте мы не видим не только зал, но и фойе. Правда, там иной раз промелькнут 2-3 человека. Всё это наводит на мысль, что съёмки и трансляции балета происходили в ночное время, тогда как в Сан-Франциско день был в  полном разгаре.

Ведущий состав москвичей очень юн и вряд ли знаком даже самым активным балетоманам Сан-Франциско: это всё больше молодёжный состав балетной труппы, начиная с исполнительницы партии Маши Анны Никулиной, исполнителя партии Принца-Щелкунчика Дениса Родькина,  Дроссельмейера – Андреея Меркурьева и Мышиного короля Виталия Виктимирова и кончая достаточно молодым дирижёром,  сорокалетним Павлом Клиничевым.  Мне показалось, что Анна Никулина несколько холодновата, но танцует очень аккуратно. Впрочем, подобные оценки могут оказаться недостаточно обоснованными, так как базируются  лишь на одноразовом впечатлении. Мыши в Москве не столь агрессивны, как в Сан-Франциско, и Щелкунчику удаётся без особого труда спасти Машу, напуганную ими. Но вот уже  Мыши исчезли,  а юный Принц вместе с Марией направляются в Страну Сладостей, счастливые и сияющие.

Пожалуй, ярче всех выглядел Щелкунчик в исполнении совсем молодого солиста, недавно принятого в балетную труппу Большого театра, Дениса Родькина. У него прекрасная внешность, он высок, строен, подвижен и техничен, а также и достаточно интеллектуален. Более того, он воплощение обаяния.

Однако, сравнивая постановку «Щелкунчика» в Москве и в нашем городе, видишь, насколько богаче и интересней постановка в Балете Сан-Франциско. Чтобы исключить ошибку в сравнении двух спектаклей, рассмотрим транслировавшийся в Сан-Франциско из Большого театра ещё один, «Лебединое озеро», гордость русского балета на музыку Чайковского. Постановка была осуществлена Юрием Григоровичем. Спектаклем дирижировал Павел Сорокин. Интервью у исполнителей главных партий брала всё та же Катя Новикова.

Партию Одетты/Одилии исполняла Светлана Захарова, с которой публика Сан-Франциско уже как будто бы знакома. Она заслуженно является одной из ведущих солисток Балета Большого  театра. Безукоризненно лёгкая, воздушная, олицетворение чистоты и благородства. Принцем Зигфридом был всё тот же Денис Родькин, партию Шута исполнял Игорь Цвирко. Этот балет настолько популярен, что пересказ его содержания можно опустить. У Принца Зигфрида широкий шаг, красивая осанка, прекрасная  внешность, ну, что тут говорить, но обратили ли вы внимание на то, как тяжело он дышит после нескольких пируэтов? Это значит, что партия Зигфрида, при всех достоинствах двадцатидвухлетнего солиста, ещё преждевременна  для него, и её исполнение может отрицательно сказаться на творчестве талантливого танцовщика.

Зигфрид – Денис Родькин

Завязкой сюжета стало празднование дня рождения  Зигфрида. После завершения празднества он, влекомый тенью Злого Гения, устремляется к берегу лесного озера, где встречает Одетту, которая днём предстаёт в виде Белого Лебедя, а по ночам – в виде женщины. Это результат проклятия  Злого Гения, и только настоящая любовь может устранить это. Партию Злого Гения исполнял Артемий Беляков. Мы ещё вернёмся к этому образу. Зигфрид влюбился с первого взгляда в прекрасную Одетту.

Во втором акте мать Зигфрида, желающая  найти достойную пару для любимого сына, приглашает принцесс из разных стран на «смотрины». Они в танцах демонстрируют свои достоинства и возможности. Режиссёр разместил на заднем плане огромное количество «зрителей – гостей», которые должны были, по идее, демонстрировать своё восприятипе танцевальных номеров и  их исполнительниц. При всём своём старании, я не сумел найти ни одного из «гостей», кто был бы увлечён событиями на сцене. Полнейшее безразличие, что показалось, по меньшей мере, одному из зрителей в зале, очень странной ситуацией для одного из ведущих балетных театров России. Столь же неудачно по вине режиссёра выступление Игоря Цвирко. Для очень хорошего и яркого танцовщика не нашлось должного места и значительности для его роли.

Ни одна из «соискательниц» не производит впечатление на Зигфрида, полонённого Одеттой. Появляется запоздавший гость, Злой Гений,  с дочерью Одиллией, чёрным лебедем, которая поразительно похожа на Одетту (роль Одилии исполняет та же Светлана Захарова). Зигфрид принимает её за Одетту и решает жениться на ней. И тут вдали появляется изображение Одетты, Зигфрид осознаёт свою ошибку и мчится к озеру, но поздно.

Вспоминая «Лебединое озеро» прошлых сезонов в нашем городе, хочется отметить, что сан-францисская версия этого балета было стройней и поэтичней, чем увиденная нами по трансляции. Впрочем, достаточно ли я объективен?

Х. АНАТОЛЬЕВ

Сан-Франциско

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »