Юджа Ванг превосходит самое себя

Share this post

Юджа Ванг превосходит самое себя

Двадцатипятилетняя  китаянка, выдающаяся пианистка Юджа Ванг отправилась в  более чем двухнедельную гастрольную поездку по городам Китая и Японии с Сан-Францисским Симфоническим оркестром во главе с многолетним музыкальным директором и главным дирижёром этого коллектива Майклом Тилсоном Томасом. Гастроли начались в Макао,  закончатся в Кеннеди-Центре в Вашингтоне, и включают концерты в Гонконге, Тайбее, Шанхае, Пекине, Токио, в […]

Share This Article

Двадцатипятилетняя  китаянка, выдающаяся пианистка Юджа Ванг отправилась в  более чем двухнедельную гастрольную поездку по городам Китая и Японии с Сан-Францисским Симфоническим оркестром во главе с многолетним музыкальным директором и главным дирижёром этого коллектива Майклом Тилсоном Томасом. Гастроли начались в Макао,  закончатся в Кеннеди-Центре в Вашингтоне, и включают концерты в Гонконге, Тайбее, Шанхае, Пекине, Токио, в Нью-Йоркском Карнеги-Холл и в Ньюарке. Честно говоря, перехватывает дух от зависти.

Перед отъездом оркестр исполнил две из запланированных для гастролей программ, обе – с участием Юджи Ванг. Мне довелось побывать на одной из них. В первом отделении исполнялись отрывок из произведения американского композитора Лоу Харрисона «Пацифика Рондо» и Второй концерт для фортепиано с оркестром Сергея Прокофьева.  Во втором отделении – Симфония №2 Сергея Рахманинова. Второй концерт Прокофьева не только выделяется в его творчестве техническим уровнем – он, пожалуй, один из самых трудных и самых выдающихся концертов в фортепианном репертуаре вообще.

Концерт, сочинённый двадцатидвухлетним композитором и, к тому же, блестящим пианистом, был чрезвычайно холодно встречен как тогдашней публикой, так и прессой. В 1917-м бурном году рукопись сгорела, и Прокофьев по памяти восстановил  партитуру, что неизбежно привело к изменению отдельных эпизодов. Но даже в Париже в 1924 году публика не приняла этот концерт. Впоследствии, как правило, его исполняли самые выдающиеся пианисты, такие, как легендарные Мария Юдина и Святослав Рихтер – и притом, не очень часто. Юджа Ванг уже исполняла этот концерт в Сан-Франциско в 2009 году.

В нынешний приезд исполнение Юджей Ванг и оркестром Второго концерта можно назвать феноменальным. В медленной первой части, мелодичной и завораживающей, постепенно прорастает продолжительная каденция (большая вставка в инструментальных концертах, обычно импровизационного характера), полная колористических красот. Здесь и в дальнейшем Юджа демонстрирует удивительную технику педали, которой на таком уровне не владеют даже многие знаменитые пианисты. Вторую, быструю, часть она исполняет очень динамично и остро, прибегая к головокружительным и, можно даже сказать, безрассудным темпам, не допуская ни одной погрешности. А как исполняются все пассажи!  Вы ни разу не заметите смену рук, а ритмическую точность можно без опасения проверить с помощью любого подходящего электронного прибора.

Третью часть,  опять медленную и не очень продолжительную, пианистка сыграла эмоционально и с большим изяществом. В последней части, тоже содержащей каденцию, Ванг удивительно сочетает лирику с дерзкой, степной дикостью доисторических времён. Откуда у этой хрупкой на вид девушки такая сила и наполненность звучания?  А как мягко и тепло исполняет она лирические эпизоды!

Юджа Ванг и Майкл Тилсон Томас
Юджа Ванг и Майкл Тилсон Томас

Обычно концертирующие артисты, будь то певцы или инструменталисты, редко бывают удовлетворены своими выступлениями, как бы успешно они ни прошли. В отличие от публики, которая может не заметить какие-либо погрешности или неосуществлённые намерения, исполнители всегда знают, что у них получилось «не так», и терзают себя, обливаясь невидимыми слезами. Как принято говорить, такие исполнители относятся к племени «самоедов», и чем выше уровень исполнителя, тем вероятнее его принадлежность к этому «классу». Например, Святослав Рихтер был типичным «самоедом». Думаю, Юджа тоже принадлежит этому племени. Но что касается рецензируемого выступления, ей не в чём себя упрекнуть. Пианизм Юджи Ванг – уникальное явление.

А начался концерт с исполнения первой части крупного сочинения американского автора Лоу Харрисона (1917- 2003)  «Пацифика Рондо». Композитор был тесно связан с нашим Районом Залива, прожив здесь значительную часть своей жизни. В период работы над «Пацифика Рондо» он поставил своей целью покончить с доминирующими западноевропейскими музыкальными традициями и обратился к мелосу народов, живущих у Тихого океана. В исполненном отрывке Харрисон воспользовался элементами корейской музыки, исполняемой на так называемых западных инструментах. Оркестр исполнил эту часть непринуждённо, имитируя скользящее звучание восточных мелодий.

Премьера Первой симфонии Рахманинова состоялась в 1897-м году – она  очень понравилась Александру Глазунову, который, из лучших побуждений, решил представить на суд публики это сочинение. Но, хороший композитор, Глазунов был чрезвычайно слабым дирижёром, и премьера оказалась провальной. Рахманинов тяжело переживал этот провал, впал в депрессию и очень долго, с помощью врачей, выходил из неё. В этот период он ничего не писал,  потом постепенно стал возвращаться к творчеству. Свою Симфонию  №2 он сочинял в Дрездене с октября 1906 года до апреля 1907, первое исполнение состоялось в Санкт-Петербурге в январе 1908 года. Дирижировал сам композитор, который к тому времени был уже широко известен как прекрасный дирижёр и блестящий пианист.

Именно Вторая симфония Рахманинова замечательно прозвучала во втором отделении. По стилю это романтическое произведение, полное эмоций. Лирические эпизоды первой части, мелодичные,  прозрачные и очень русские, были исполнены оркестром с большой самоотдачей. Вторая часть, скерцозная, наполненная ярмарочным весельем, со временем меняет настроение, становится раздумчивой, перекликаясь с темой из первой части. Третья часть, беспокойная, взволнованная и тоже очень мелодичная, то и дело волнообразно обращается к тематике предыдущих частей. Последняя часть, Аллегро виваче, стремительная и порой меняющая окраску и ускоряющая темпы, замирает на время и тихо уходит. Чудесно прозвучали соло ведущего кларнетиста Кери Белла и небольшое скрипичное соло.

МТТ и оркестр продемонстрировали высокий уровень исполнительства и эмоциональную вовлечённость во все части концерта. Овация зала стала подтверждением высокой оценки, выставленной публикой.

                                                                                           Х. АНАТОЛЬЕВ

                                                                                              Сан-Франциско

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »