Выставка Джеймса Тиссо в Сан-Франциско

Share this post

Выставка Джеймса Тиссо в Сан-Франциско

Жак-Жозеф Тиссо был очень успешным художником. Он родился в 1836 году в Нанте, в 1856 году приехал в Париж и поступил в Национальную высшую школу изящных искусств. Ему было всего 23 года, когда в первый раз его работы были отобраны для Салона.

Share This Article

На следующий год Тиссо* показал в Салоне новую работу «Встреча Фауста и Маргариты», которая после закрытия Салона была за 5000 франков приобретена государством для Люксембургского музея. Это были действительно большие деньги. Служащий городского муниципалитета, например, получал в то время 1500 франков в год. Врач, практикующий в хорошем районе Парижа, зарабатывал в год от 7 до 9 тысяч.

В 1866 году, тридцати лет от роду, Тиссо получил статус Hors concours, то есть право выставлять в Салоне всё, что ему заблагорассудится, без предварительного показа этих работ членам жюри.

Он купил дом в престижном районе Парижа на Empress Avenue (сегодня это авеню Foch) и жил на широкую ногу. В обществе Тиссо был прославлен как отличный портретист. От желающих заказать свой портрет не было отбоя.

Беззаботная жизнь закончилась в сентябре 1870 с падением Второй империи. Тиссо участвовал во франко-прусской войне, защищал Париж, принял какое-то участие в работе Парижской коммуны – просуществовавшей всего 72 дня – и после её падения благоразумно уехал в Лондон.

В Лондоне он оказался со ста франками в кармане, однако два года спустя Тиссо – уже преуспевающий портретист. Кроме того, он успешно торгует эстампами и акварельными копиями своих работ. У него огромный дом в St. John’s Wood c пристроенной к нему обширной студией и замечательным садом.

В 1875 году Тиссо встречается с двадцатилетней Кэтлин Ньютон.

Кэтлин Ньютон (до замужества Кэтлин Келли) родилась в Индии. Отец Кэтлин, доктор, работал в Ист-Индийской компании в Лахоре, а затем в Агре. В начале 1860-х со своей семьёй он вернулся в Лондон.

Кэтлин было 16, отец решил, что девушке пора замуж, и сам нашёл ей жениха: хирурга, работавшего в Индии, Исаака Ньютона. Кэтлин посадили на корабль, плывший в Индию. Во время путешествия один из пассажиров, также направлявшихся в Индию, капитан Пэллисер, влюбился в Кэтлин, пытался соблазнить её и по прибытии в Агру добился успеха. В январе 1870 года состоялась свадьба Кэтлин Келли и Исаака Ньютона, но перед первой брачной ночью Кэтлин, по совету священника, рассказала мужу про капитана Пэллисера.

Исаак Ньютон отослал Кэтлин назад в Англию и начал бракоразводный процесс. Она была беременна, но выйти за Пэллисера замуж отказалась. 20 декабря 1871 года Кэтлин родила дочку Мюриэль Вайолет Мари. До встречи с Тиссо Кэтлин жила вместе с семьёй своей замужней сестры Полли.

В 1875 году Кэтлин переехала к Тиссо. Она стала его натурщицей и музой. В марте 1876 года она родила сына Сесиля Джорджа**. Семь лет с Кэтлин Ньютон – вероятно, самый счастливый период в жизни Тиссо. После её смерти от туберкулёза*** в 1882-м Тиссо просидев четыре дня у её гроба, уехал в Париж и больше никогда в этот дом не возвращался. Через год он продал его голландскому художнику Лоуренсу Альма-Тадеме.

В Париже Тиссо взялся за большой проект, который он назвал «Парижанки». Это,   сегодняшним языком говоря, серия жанровых сценок: женщины на светском рауте, женщина, надевающая шубку, женщина, садящаяся в карету, женщины – циркачки-наездницы и женщины-зрители в цирке, две женщины в открытом ресторане (и одна из них, повернувшись, смотрит прямо на нас), женщины в парке (кажется, это Люксембургский сад) – пожилая дама читает газету, молодая только что отложила в сторону книгу и смотрит с лёгкой улыбкой на что-то (или кого-то) за рамками картины.

Стиль Тиссо трудно классифицировать. Художник дружил с Эдгаром Дега, и Дега предлагал ему принять участие в выставках импрессионистов. Тиссо отказался. И, надо думать, правильно.

Что общего было у Тиссо с импрессионистами? При всей случайности – как мы знаем – появления этого названия оно всё же давало представление о художественной философии членов группы. Импрессионисты стремились передать впечатление, которое производили восход солнца, празднично украшенная улица или величественный собор – в разное время дня, в разное время года, при ярком солнце или в густом тумане. Для них в основе всего – цвет, цвет, словно пропущенный через ньютоновскую призму, разложенный на составляющие, а затем воссозданный на полотне уже не по законам физики, а по законам психологии, когда образ объекта значим больше, чем сам объект.

У Тиссо, напротив, никакой двусмысленности, объекты его внятны, его композиции  выверены и уравновешены, и зритель, глядя на эти работы, понимает, что такая композиция и есть единственно возможный вариант гармонии.

Разумеется, техника импрессионистов была совершенно иной, чем техника Тиссо – крупные мазки импрессионистов и скрупулёзно, маленькой кистью прописанные фигуры, костюмы и платья персонажей Тиссо нельзя перепутать.

Многие работы Тиссо могли бы быть с успехом напечатаны в модных журналах. Если бы в XIX веке существовали Vogue и Harper’s Bazaar, они бы озолотили его.

Всё это относится к французскому и английскому периодам Тиссо.

Во второй половине 80-х годов Тиссо вступает в третий период – религиозный.

Родившийся в католической семье, он был воспитан набожной матерью в благочестии, и после смерти Кэтлин Ньютон религия стала занимать всё больше и больше места в его жизни. В 1886 году Тиссо совершил своё первое путешествие в Палестину. Результатом этого паломничества стала выставка из 700 акварелей, иллюстрирующих Ветхий и Новый Завет, а также ландшафты и характерные портреты людей, встреченных художником в Палестине. Тиссо ещё дважды посещал Святую Землю: в 1889 году и в 1894 году. В 1896 году 350 акварелей, иллюстрирующих жизнь Иисуса, были выставлены в Париже и затем в Лондоне. Парижская фирма «Лемерсье» заплатила Тиссо миллион сто тысяч франков за право опубликовать эти акварели.

В 1900 году Бруклинский музей приобрёл более пятисот акварелей, полотен и рисунков  этой серии.

До самой своей смерти в августе 1902 года Тиссо продолжал работать над библейскими сюжетами.

***

Выставка подготовлена Сан-Францисским музеем изящных искусств совместно с парижским музеем Орсе. Куратор Сан-Францисского музея изящных искусств Мелисса Бюрон занималась этой выставкой без малого семь лет.

В книжном магазине музея вы найдёте прекрасно изданный каталог.

Выставка открыта до 9 февраля 2020 года.

*Тиссо был англоманом, и, выставляя свои работы впервые, он изменил своё имя на английский манер, заменив Жак-Жозефа на Джеймса.

** Вероятно, это был сын Тиссо.

*** Многие биографы Тиссо полагают, что 28-летняя Кэтлин ускорила свой конец, приняв большую дозу лекарства, содержавшего опиум: она была не в силах видеть, как страдает Тиссо, глядя на её угасание.

————————

На фотографии – открытие выставки Тиссо. Выступает директор Сан-Францисского музея изящных искусств Томас Кемпбел, Мелисса Бюрон, представители музея Орсе.

Фотографии автора.

Михаил ЛЕМХИН

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »