Воздух истории

Воздух истории

Человек живёт в истории, как рыба в воде. Эта среда столь естественна для нас, что мы её не замечаем.

Share This Article

История моего и близких к нему поколений российских евреев началась во времена наших дедов в последней трети 19 века. Под гнётом царизма евреи в массе приняли тогда идеологию марксизма, в различных по экстремизму его формах: от социал-демократии Бунда до террористической Боевой организации эсеров, созданной и руководимой М.Гоцем, Г.Гершуни, Е. Азефом. Более динамичные евреи, а это половина всех, увезли её за океан, или, ставши сионистами, в Землю Израиля. Другие остались с ней на месте.

Прогрессивная часть российской общественности с почтением относилась к «подвигам героев за светлое будущее». Икона российской духовности Лев Толстой заявил, что государственное насилие намного хуже террора, идущего «снизу», то есть признавал приоритет политических убийств над властью закона. А другой властитель дум, главный предреволюционный поэт России Александр Блок в поэме Возмездие, дежурно обличив своё время:

Век буржуазного богатства

(Растущего незримо зла!).

Под знаком равенства и братства

Здесь зрели темные дела…

воспел цареубийцу Софью Перовскую:

Средь прочих – женщина сидит:

Большой ребячий лоб не скрыт

Простой и скромною прической,

Широкий белый воротник

И платье черное – всё просто,

Худая, маленького роста,

Голубоокий детский лик,

Но, как бы что найдя за далью,

Глядит внимательно, в упор,

И этот милый, нежный взор

Горит отвагой и печалью…

Царь Александр II был популярен: провёл важные реформы. Но его убийцы – чистые герои: жизнями пожертвовали за идею! Историк Анна Гейфман сообщила о количестве жертв политического терроризма в России начала 20 века – около 17 тысяч человек!

После февральского переворота 1917 года эсеры пришли к власти. Бывшую империю возглавил эсер Керенский. Виданное ли дело на Руси – он отменил смертную казнь! Наступила свобода! Стёрли черту оседлости! Многие идеалисты-евреи почуяли приход «светлого будущего».

Восторг свободы, новой России, выразил в стихах талантливый 21-летний поэт-еврей Леонид Каннегисер:

На солнце, сверкая штыками —
Пехота. За ней, в глубине, —
Донцы-казаки. Пред полками —
Керенский на белом коне.

Он поднял усталые веки,
Он речь говорит. Тишина.
О, голос! Запомнить навеки:
Россия. Свобода. Война.

…И если, шатаясь от боли,
К тебе припаду я, о, мать,
И буду в покинутом поле
С простреленной грудью лежать —

Тогда у блаженного входа
В предсмертном и радостном сне,
Я вспомню — Россия, Свобода,
Керенский на белом коне.

Речь в стихе шла о едва ли не единственных в истории России 8 месяцах свободы. Через год после написания этого стихотворения Каннегисер застрелит главу Петроградского ВЧК Моисея Урицкого. В тот же день Фанни Каплан ранит Ленина. Эта рана, по мнению нынешних экспертов, привела вождя к смерти. Парный теракт завершил историю партии эсеров и стал триггером к «красному террору» и к диктатуре большевиков.

5 лет Гражданской войны в России – это отдельная эпоха. Художественно эти чудовищные годы яснее всего выражены старым триптихом Иеронима Босха «Страшный суд». По разным оценкам, были убиты в ту войну от 10 до 17 млн человек, мирного населения из них – не меньше 80 %. Чудовищные потери, сопоставимые с ВОВ. Пугает разрыв в 7 млн при оценке потерь. Необъяснимо исчезли 7 млн граждан!

Уничтожение евреев в ту войну носило характер геноцида – более 200 000 убитых. Учитывая отношение продолжительности войны и размеров охваченной ей территории к захваченной МВ2, избиение евреев в ту пору шло в сравнение к нацистскому.

Дети-сироты
 Credit: Library of Congress via Picryl.com

Семья моего отца жила в украинско-еврейском селе, расположенном между Киевом и Житомиром. С детства я запомнил папины рассказы о погромах, устраиваемых очередной бандой. Деда в Гражданскую, видимо, спасала, при войне, ведущейся на конях, востребованная профессия кузнеца. Папу в зрелости продолжали мучить кошмары детства: он идёт через село, и каждому встречному бандиту заранее сообщает: «Я несу подкову». Тех не затруднило бы убить ребёнка-еврея, но подкова была пропуском.

Мама потеряла отца в 5 лет. Бабушка, ограбленная, осталась с 6-ю детьми. Нищету переживали неописуемую.

Не поддаётся оценке в той национальной катастрофе количество произведённой ей сирот. Называют цифры от 4,5 до 7 млн беспризорников. Эта масса частично определила облик следующей эпохи – «строительства социализма». Дело не только в бандитизме. Я читал мнение, что работники НКВД и ГУЛАГа большой частью вырастали из беспризорников. Чтобы бесстрастно уничтожить многие млн безвинных жертв, требовались люди, в детстве не познавшие родительской любви.

После ужасов Гражданской войны эпоха 20–30 годов была относительно благоприятной для евреев. Большевики уничтожали друг друга – «левый уклон», «правый уклон», убийство Кирова. Изничтожалась старая интеллигенция – Шахтинское дело, Дело Промпартии. На освободившиеся места выдвигалась новая интеллигенция – дети бедноты. Мои родители кончили институты и, прибыв на медеплавильный комбинат на Урале, познакомились, поженились и в 1939 году родили дочь. Когда у евреев России была более безмятежная жизнь?

Главный итог той эпохи – властям удалось вытравить из сознании людей религию. С особой тщательностью это было проделано с евреями. Впервые в истории человечества было создано атеистическое общество.

Мало поколению моих родителей оказалось Гражданской войны, на него обрушилась ещё Отечественная – 1941-45 годы! Папа на фронте выжил; погибли трое из его братьев. Убили его отца. В шоа погибли мамины родственники.

Эпоха «пира победителей» – 1945–53 годы, была тревожной. В последние её 5 лет советские евреи прошли через то, через что немецкие проходили в 1933–39 годы. Но ожидавшаяся беда миновала: 5 марта 1953 года мир был освобождён от присутствия Сталина.

Моё поколение – бэби-бумеров, родившихся в те годы, было на Руси счастливейшим за столетие. Мы не пережили войн. Коммунистическая диктатура слабела. Возрождалась культура, особенно в Москве и в некоторых крупных городах.  Поначалу люди простаивали ночами, чтобы подписаться на собрание сочинений Франса или Писемского. Возникшие в 60-е годы Самиздат, позже Тамиздат, по крайней мере в Москве, вполне утолили книжный голод. С царских времён сохранялась ещё достойная система образования. Уникальной в больших городах было явление Домов пионеров, дававших детям выбор интересных занятий.

Конечно, оставалась бедность – родимое пятно социализма. Оставался Железный занавес, отделявший нас от мира. Популярна была шутка: «Опять весна, и опять мне хочется в Париж», и на естественный вопрос об «опять» следовало разъяснение: «Мне уже хотелось».

Присутствовало чувство неловкости за страну: отчего у нас столько лжи и такие убогие лидеры – Хрущёв, Брежнев? Вот если бы у нас была демократия, как в Америке! Выбрали бы кого другого. Поэтому крушением надежд на достойную жизнь в СССР стало 21 августа 1968 года, когда советская армия оккупировала Чехословакию, пытавшуюся соорудить у себя «социализм с человеческим лицом».

Сейчас, после 33 лет жизни в США, я испытываю чувство стыда уже из-за демократически избранных Клинтона, Обаму, Байдена. Оценка общества по шкале тоталитаризм – демократия оказалась примитивной. Необходим анализ большего числа факторов, чтобы объяснить нынешнюю американскую трагедию, деградацию России при избранных президентах Ельцине и Путине.

Антисемитизм эпохи 1953–1988 годов – «развитого социализма», как её называли советские идеологи, был фактором необязательным. Унизительные поражения СССР в, по определению историка Солонина, «советско-израильских войнах» 1967 и 1973 годов, лишили еврейское население страны статуса лояльности. А после крушения надежд, связанных с «Пражской весной», евреи осознали, что их надежда на достойную жизнь может быть связана только с эмиграцией. Борьба за неё началась с героической готовности пройти через расстрельную статью при попытке покинуть страну угнав самолёт, продемонстрированной 14-ю евреями 15 июня 1970 года. 18 лет борьбы – и двухвековая история евреев на территории Российской империи/СССР закончилась. В 1988 году все евреи, желавшие покинуть СССР, получили такую возможность. Началась эпоха советских евреев в новых странах, в основном, в США и в Израиле. Моя семья принадлежит к обеим группам.

Американо-советские евреи оказались наиболее успешной эмигрантской группой в истории США. Хорошее советское образование позволило большинству из нас найти достойную работу и обрести достаток. Некоторая часть этого еврейства вернулась к поискам корней, в которых значительное содействие оказали им движение ХАБАД и иные иудеи-ортодоксы. Молодёжь из таких семей обратила свой взор на Израиль.

Второе поколение прочих евреев растворилось в плавильном котле американского общества. Они прошли через индоктринацию высшей школой США, и сейчас им со всей страной предстоит тяжёлый экзистенциональный кризис. На этом поколении российское еврейство в Америке закончится.

Драматичнее путь экс-советских евреев в Израиле. Часть их, более динамичных эмоционально и интеллектуально, или из семей, сумевших хранить еврейские традиции в СССР, вновь обрели в той или иной форме еврейство. Другие лелеют традиции советской жизни: атеистическое воспитание, неприязнь к религии, социалистические представления и, неожиданно, латентный антисемитизм. Особенно он проявляется в их отношении к харедим. От этих евреев часто можно слышать: «Почему бы нам не стать народом как другие?» или «страной как все страны?».

Голосуют такие евреи за постсионистские левые партии. Есть у них и своя партия. Сейчас они – в блоке борцов за сохранение олигархической власти юридической номенклатуры.

Удивительно выглядит этот блок. На голосовании в Кнессете 64:56 в пользу первого пункта реформы юридической системы, против проголосовали все арабские депутаты, включая партию коммунистов (туда затесались один или два еврея), а также постсионисты. На демонстрациях у этого блока обильны гейские флаги, поскольку правящая коалиция – религиозная, а иудаизм осуждает гомосексуализм. Этот блок – идейное место и для постсоветских евреев, последнего в диаспоре подвида обречённых на исчезновение «российских евреев».

Двухтомник «Поиски смыслов». 136 избранных эссе, написанных с 2015 по 2019 годы.

$40 в США, 100 шекелей в Израиле. Е-мейл для заказа: gmgulko@gmail.com

По этому же е-мейлу можно заказать и другие книги Бориса Гулько

Борис Гулько

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »