В тени и на свету

Share this post

В тени и на свету

Недавно по одному из каналов израильского кабельного ТВ с переводом на русский язык был показан фильм «В тени» (режиссер Давид Ондржичек). В создании этой картины участвовали кинематографисты Чехии, Словакии и Польши. Лента завоевала премию «Чешский лев» за 2012 год в 9 номинациях, в том числе за лучший фильм, лучшую режиссерскую работу и лучший сценарий. Чешский […]

Share This Article

Недавно по одному из каналов израильского кабельного ТВ с переводом на русский язык был показан фильм «В тени» (режиссер Давид Ондржичек). В создании этой картины участвовали кинематографисты Чехии, Словакии и Польши.

Лента завоевала премию «Чешский лев» за 2012 год в 9 номинациях, в том числе за лучший фильм, лучшую режиссерскую работу и лучший сценарий. Чешский актер Иван Троян, который уже не в первый раз получает «Чешского льва», снова был отмечен за исполнение мужской роли. Более того, Чехия выдвигала эту ленту на соискание премии «Оскар» в категории «Лучший зарубежный фильм», но картина не вошла в окончательный список финалистов самого престижного в мире конкурса. У американской Академии кинематографических искусств и наук свое видение и свои критерии отбора. Но, независимо от этого, картина собирала полные залы, и, по меньшей мере в кинематографическом искусстве Восточной Европы, ее появление стало событием.

Кадр из фильма «В тени»

Фильм переносит зрителей в 1953 год. Действие разворачивается в Праге накануне денежной реформы, объявленной в Чехословакии. Тогда люди лишились значительной части своих финансовых сбережений. Трудный период послевоенного восстановления хозяйства характеризовала, в частности, активизация криминальных элементов. И вот кража со взломом, ограбление ювелирной лавки. Расследованием преступления начинает заниматься капитан уголовного розыска Ярда Хакл. Вскоре обнаруживается главный подозреваемый – Эммануил Кирш, бывший узник нацистского лагеря, человек, не имеющий постоянной прописки, у которого в послевоенное время возникли нелады с законом, и его приютила еврейская община. Против него есть серьезные улики, Кирша арестовывают, но к этому уголовному делу неожиданно для Хакла подключаются сотрудники государственной безопасности, а также приглашенный (по официальной версии) следователь из ГДР майор Зенке. Ярда продолжает вести собственное расследование и все больше убеждается в том, что за банальным криминалом в данном случае стоит тщательно спланированная политическая провокация. Ее сценарий написан в сталинской Москве, где в последние годы жизни «вождя народов» развернулась известная антисемитская компания. Кремлю, что становится понятным из происходящего на экране, необходимо, чтобы в дружественной Чехословакии был раскрыт заговор. Готовится громкий процесс, который должен подтвердить причастность лидеров местного иудейского сообщества к преступной деятельности с целью незаконного финансирования государства Израиль и «международного сионизма».

Спецоперацией на месте, то есть в Праге, руководит командированный из Москвы полковник Морозов. Обвинения, как передает пражское радио, выдвигаются против активистов еврейской общины, которые «здесь, среди нас, занималась грабежом и саботажем в пользу сионистов, террористов и пособников США». Участие германского коллеги в следственных мероприятиях Хаклу объясняют тем, что драгоценности и деньги евреи якобы переправляли из Праги в Берлин, а оттуда эти «посылки», предназначенные для нужд «израильской военщины», попадали в еврейское государство. Но Хакл по татуировке распознает в Зенке нациста. Зенке откровенно рассказывает ему, что во время войны попал в советский плен и был сослан в Сибирь. Теперь ему предложили сделку: он выполняет некое задание особой важности и в случае успеха обретет свободу и сможет воссоединиться со своей семьей, проживающей в Западной Германии. Логика проста: нацист не поколеблется «сдать» ни в чем не повинных людей, тем более евреев.

Когда пятерых руководителей еврейской общины бросают за решетку и инкриминируют им деяния, попадающие под расстрельную статью закона, Хакл говорит Зенке: «Для вас что пятеро, что пять миллионов – без разницы» Официально называемое количество еврейских жертв Холокоста на миллион больше, но не в этом суть. Свою зловещую миссию Зенке выполняет успешно.

На суде евреев вынуждают признать вину – в преступлениях, которых они не совершали, и это иллюстрация к тому, что трагедия европейского еврейства с окончанием Второй мировой войны не завершилась.

А истинным преступником оказался непосредственный начальник Ярды Хакла, незамедлительно получивший повышение в звании. Хакл же, попытавшийся в одиночку противостоять системе, смят ею – он умерщвлен инъекцией после садистских пыток на допросе в одном из кабинетов госбезопасности.

Таким образом, детективная история возвышается до уровня обличения тоталитаризма. Создатели ленты посвятили ее жертвам политических процессов 50-х годов прошлого века в Восточной Европе и всем, кто отважился, как об этом сказано, противостоять несправедливости. В фильме главный герой говорит упомянутому уже начальнику, чьи руки обагрены кровью ни в чем не повинных жертв: «Рано или поздно убийство снова назовут убийством». Понесли ли наказание за свои злодеяния палачи, в том числе оборотни в погонах? Ответа требует и другой вопрос, выносимый в последнее десятилетие в форме общей тенденции на киноэкраны по меньшей мере нескольких стран бывшего социалистического лагеря: насколько глубоко пустила в этих государствах корни просоветская идеология, породившая своих, доморощенных извергов, слепо выполнявших чужую волю. И тот факт, что картина «В тени» создавалась творческими усилиями единомышленников из трех стран Восточной Европы в этом смысле весьма показателен. Капитан Хакл, талантливо сыгранный Иваном Трояном, был изначально обречен, ибо один в поле не воин. Или в данном случае лучше сказать: одна ласточка не делает весны. Но без ласточки этой весна не наступила бы. И вошедшая в историю Пражская весна – тоже. В связи с чем заслуживает внимания финальная сцена фильма. Томек, малолетний сын Ярды Хакла, встает на защиту такого же, как он сам, мальчишки в переулке, когда у того отняли сумку трое более взрослых подростков. Смелый мальчуган успел услышать от отца, читавшего ему на сон грядущий книгу о капитане Немо, пророческие слова: «С чудовищем нужно драться чаще, тогда оно ослабеет, и кто-нибудь да поборет его». Здесь усматривается символ новых времен: бывшие друзья Советского Союза свернули с дороги, которая, говоря языком образов, не вела к Храму, и ступили на новый путь – покаяния за ошибки прошлого и очищения от скверны.

«У каждого века есть свое средневековье», – изрек Станислав Ежи Лец. Цвет того минувшего – мрачный, буровато-серый, и в этих тонах выдержана вся картина, которую мы вкратце пересказали.

Тональность впечатляет не меньше, чем бытовая достоверность деталей, на что тоже нельзя не обратить внимания. За этой выразительной неприметностью – работа команды профессионалов, замечательно воплотившей в жизнь режиссерский замысел.

Фильм «В тени» многое вынес на свет. В частности и еврейскую тему. В сюжетной линии она послужила фоном, не подразумевая дальнейшего развития. Но картина содержит посыл, который авторы, скорее всего, делать не предполагали: только на исторической родине евреи перестают быть пешками в чужих руках. И эта мысль обретает особый смысл в наши дни, когда на европейском континенте вновь усилился антисемитизм, коснувшийся не только западной, но и восточной части Старого Света. А еще эта лента – грозное предостережение. Его смысл как нельзя лучше выразил Лукаш Каминский, президент польского Института национальной памяти: «Прошлое, с которым мы не разобрались до конца, обязательно возвращается».

Газета «Новости недели» (Тель-Авив), информационный партнер газеты «Кстати»

Фрэдди ЗОРИН

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »