Так или не так?

Share this post

Так или не так?

Утечки и сплетни, касающиеся плана, который Трамп намеревается предложить для очередной попыт-ки урегулировать арабо-израильский конфликт, а также уже сделанные им некоторые шаги привели к необычайному возбуждению мировой общественности. Годами тянущаяся деятельность междуна-родных команд, привычный, сложившийся быт в их штаб-квартирах – все это было так славно и про-грессивно устроено. Нелепо было и думать о том, что Ословский мирный процесс, он же процесс пере-говорный, многолетнее склонение Израиля к тяжелым, но необходимым уступкам могут закончиться. Но Трамп разворошил муравейник, и стала видна хлипкость и порочность ословских конструкций, ко-торые не учитывают реальностей.

Share This Article
Мечеть Аль-Акса
Мечеть Аль-Акса

Между тем любые рассуждения на переговорные темы прекращаются при одном только упоминании так называемой проблемы палестинских беженцев. Почему так называемой? Попробуем это выяснить.

Беженцы были всегда. С древнейших времен вооруженные конфликты, сопровождаемые перемещением армий, приводили к тому, что люди, которым не повезло проживать в пределах театра военных действий, покидали свои дома и уходили в места, казавшиеся безопасными.

В интернете можно найти и прочесть определение, данное Женевской конвенцией ООН о статусе беженцев в 1951 году. Оно длинное и подробное, на практике же вполне можно утверждать, что беженцы – это люди, покинувшие страну, в которой они постоянно проживали, в силу чрезвычайных обстоятельств.

Долгое время беженство как явление считалось достойным сожаления, но не более того. В средневековой Европе признавалось право просить защиты в церквях, но оно не было абсолютным, да к тому же не касалось преследуемых по политическим мотивам. Понятие политического убежища появилось позднее. Все это подпадало скорее под понятие обычаев и не было оформлено юридически.

Международное право распространилось на беженцев лишь после Первой мировой войны, когда  в 1922 году Лига Наций приняла первое соглашение о статусе русских и армянских беженцев. Они получали гарантированные права и документы особого образца. Вторая мировая война вызвала создание в рамках ООН специальных организаций по делам беженцев, которые действуют и по сей день.

О каких беженцах говорят при обсуждении перспектив окончания арабо-израильского конфликта? О тех, кто покинул свой дом в ходе Войны Израиля за независимость. Их в значительной мере спровоцировала пропаганда арабских государств, заявившая, что скоро евреи будут сброшены в море, а временный уход необходим для того, чтобы не мешать наступающим армиям. Ни эта, ни одна из последующих войн не закончились для евреев так, как ожидали в ближневосточных столицах, а арабы, ушедшие с территории нынешнего Израиля по воле мусульманских стратегов, положили начало новой исторической общности, совершенно уникальной даже на фоне миллионов беженцев и перемещенных лиц.

Это стало возможным на фоне бурного послевоенного восстановления, когда нужда в дешевой нефти позволила победителям закрыть глаза на неоконченные дела в подмандатной Палестине. ООН приняла ряд неряшливо составленных документов и бросила еврейский ишув на растерзание арабам. Запад занялся строительством новых государственных образований на Ближнем Востоке и добычей в их недрах углеводородного топлива.

Сейчас трудно сказать, результатом чего стало образование Ближневосточного агентства ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ (UNRWA): то ли спешки, то ли далеко идущих планов. Фактом является то, что беженцев ООН поделила на две категории – палестинских и всех остальных. Остальными занимается Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (UNHCR). За время своего существования оно обустроило более 50 миллионов человек. В то же время UNRWA не имеет целью разрешить проблему палестинских беженцев, а является временным решением, консервирующим ее. По словам одного из деятелей администрации Рамаллы, палестинский вопрос не является гуманитарным или вопросом предоставления помощи. Это чрезвычайно политический вопрос. Не обустроив ни одного человека со статусом палестинского беженца, агентство за время своей деятельности увеличило количество таковых почти в десять раз, так как ООН признает палестинскими беженцами не только тех, кто непосредственно покинул свой дом, но и их потомков. А это способствует искусственному сохранению и даже усугублению ситуации.

Поскольку ООН в послевоенной спешке создала UNRWA как временный механизм, агентство не имеет и постоянного мандата, который необходимо постоянно обновлять Генассамблеей ООН.

Даже если виной всему простая спешка, соседям Израиля создавшееся положение было только на пользу. В 1952 году Лига арабских государств приняла решение не предоставлять палестинским беженцам гражданство арабских стран с тем, чтобы, как было заявлено, не лишать их своей особой идентичности и защитить их право на возвращение.

Не будем продолжать изыскания, констатируем лишь, что масса палестинских беженцев растет с каждым годом. Агентство UNRWA с сотрудниками числом 30 тысяч успешно паразитирует на этой массе, тогда как UNHCR, которое занимается всеми остальными беженцами, в 2010 году имело менее 7 тысяч работников.

Можно ли было надеяться на то, что решение Трампа урезать финансирование UNRWA пройдет незамеченным прогрессивной общественностью? Конечно нет. Оно и не прошло. Так же как и появившиеся в прессе сообщения о том, что президент США намерен отказаться от признания особого статуса палестинских беженцев.

Как негоже быть стаду без пастыря, так и палестинские беженцы без окормляющего их агентства могут быстро захиреть и превратиться в обычных арабов, имеющих гражданство тех стран, где они живут. Как это происходит с теми, кто оказался в Иордании, которая, единственная из всех арабских стран, давно уже предоставила им свое гражданство.

Кто же тогда будет потрясать старинными ключами от домов, брошенных отцами и дедами в надежде на скорое, веселое и выгодное возвращение? Что можно будет использовать в качестве заведомо непроходного требования, на которое Израиль никогда не согласится? Ведь в начале нынешнего века ООН оперировала уже пятью миллионами палестинских беженцев, которые все хотят вернуться домой.

Но если для евреев что-то совершенно неприемлемо, именно это и следует окончательно и навеки зафиксировать. Для того чтобы ни у кого не возникало надежд на нахождение возможного компромисса в вопросе беженцев, он был перенесен из международно-правового поля в поле религиозное.

Во время проповеди в мечети Аль-Акса мусульманский иерарх заявил, что беженцем является тот, кто был изгнан из своего дома и своей земли. Этот термин применяется и к их детям и внукам. Это слово имеет религиозно-исламское значение, поскольку права беженца передаются будущему поколению согласно исламскому праву. Он заверил также, что проблема беженцев будет существовать до тех пор, пока их потомки не вернутся в дома, из которых были изгнаны предки.

На все, что здесь было сказано, могут возразить, что, дескать, выход есть, и он заключается в том, чтобы сделать Израиль государством всех граждан, а не только евреев. Этот тезис очень нравится прогрессивно мыслящим людям, которые имеются не только за пределами Израиля, но и в самой стране. Они считают, что достижение такого статуса сразу сделает Израиль в глазах арабских соседей достойным дружбы, сотрудничества и всего самого хорошего.

Эти люди жестоко ошибаются. Недавно об этом открытым текстом заявил не муфтий Аль-Аксы, не политик из соседнего арабского государства, а член израильского парламента, избранный от Объединенного арабского списка, который намерен вынести на рассмотрение кнессета проект основного закона о демократическом, многокультурном и равноправном Государстве Израиль, предусматривающий отмену всей еврейской символики и еврейской составляющей характера государства. То есть речь идет как раз о государстве всех граждан.

Журналист спросил парламентария: а что будет, если Палестинское государство будет создано? Готов ли он, чтобы закон, подобный тому, что он предлагает в Израиле, был принят там? Чтобы Палестинское государство было многокультурным, чтобы евреи, которых называют поселенцами, жили там в качестве национального меньшинства?

И было журналисту сказано этим прогрессивным израильским парламентарием от арабского списка, что журналист ошибается, сравнивая арабов внутри Израиля, являющихся уроженцами этой страны, с поселенцами, находящимися вне границ 1967 года. Что их пребывание там незаконно, что международное сообщество считает поселения незаконными. И потому незаконные поселенцы ни на какие права претендовать не могут.

Мне приходилось слышать, что израильские леваки, мол, чуть ли не сознательно ведут страну к демонтажу, что у всех у них есть запасные, так сказать, аэродромы, на которые они готовы перелететь в случае необходимости.

Но я надеюсь, что это все-таки не так.

Сергей ВОСКОВСКИЙ

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »