Столетие – и все еще молодость

Share this post

Столетие – и все еще молодость

Сан-Франциско празднует в этом году столетие своего любимого коллектива , прославленного оркестра Сан-Франциско Симфони. Его рождению предшествовал ряд важных событий. «Золотая лихорадка» способствовала резкому увеличению населения (25000 к концу 1841 года), и Сан-Франциско получил статус города. Из посёлка, известного своими борделями и другими злачными учреждениями, он постепенно превратился в город с достаточно большими и разнообразными  […]

Share This Article

Сан-Франциско празднует в этом году столетие своего любимого коллектива , прославленного оркестра Сан-Франциско Симфони.

Его рождению предшествовал ряд важных событий. «Золотая лихорадка» способствовала резкому увеличению населения (25000 к концу 1841 года), и Сан-Франциско получил статус города. Из посёлка, известного своими борделями и другими злачными учреждениями, он постепенно превратился в город с достаточно большими и разнообразными  культурными запросами. Сюда зачастили гастролёры, создавались труппы (правда, с непродолжительным жизненным циклом), хоровые коллективы  и даже небольшие симфонические оркестры.

Опустошительное землетрясение 1906 года с эпицентром в трёх километрах от Сан-Франциско, вызвавшее невероятные пожары, уничтожило 80% города. По официальным данным, погибло 3000 человек. При населении в 410000 человек 300000 остались без крова. Удовлетворение культурных запросов горожан отодвинулось на второй план: все ресурсы и силы были брошены на восстановление  города. К 1915 году Сан-Франциско, подобно птице Феникс, восстал из пепла. Трудно объяснить, как могло случиться  такое чудо за столь короткое время. То ли  строительная технология  была в то время  более продвинутой, чем ныне; то ли тогдашние cоветы супервайзеров не научились ещё тормозить  развитие города; то ли подготовка к Всемирной выставке 1915 года в Сан-Франциско сумела мобилизовать все  возможные ресурсы, но город очень оказался готовым к новым свершениям.

Одним из таких свершений стало создание в 1909 году «Музыкальной ассоциации Сан-Франциско», которая, в свою очередь, организовала Симфонический оркестр Сан-Франциско, впервые выступивший 8 декабря 1911 года под руководством дирижёра и композитора Генри Хэдли. Эта дата  стала днём рождения одного из лучших оркестров США. Он состоял тогда из шестидесяти музыкантов. И это был один из первых оркестров страны, в котором играли и женщины. Хэдли руководил коллективом до 1915 года. Затем оркестр возглавил Альфред Герц, который  до того дирижировал в течение многих лет спектаклями Метрополитен Опера. Герц  положил начало регулярным выступлениям оркестра по радио и  сотрудничеству с звукозаписывающими компаниями.

San Francisco SymphonyВ 1930 году Герц закончил свою музыкальную карьеру, и после его ухода  руководство оркестром осуществляли одновременно два  дирижёра, Базиль Камерон и Исай Добровейн (уроженец России. Настоящая фамилия – Барабейчик). Во время  «Великой депрессии» финансовое положение  музыкального коллектива сильно пошатнулось, и сезон 1934-35 был аннулирован. «Спасителем» стал французский дирижёр Пьер Монте, который возглавил оркестр в 1936 году, поднял его исполнительский уровень и обеспечил определённую стабильность его жизнедеятельности. Монте наладил также сотрудничество со знаменитым дирижёром Артуром Фидлером, под руководством которого проходили летние концерты поп-музыки: в ней он был признанным специалистом. В 1952 году Монте оставил оркестр, и в течение двух лет у СФ Симфони не было музыкального директора, но в это же время c коллективом выступали многие дирижёры, в том числе и прославленные (Стоковский, Шолти, Бруно Вальтер и др.).

Следующие годы стали самыми неудачными в жизни оркестра. В качестве музыкального директора в 1954 году был приглашён молодой испанский дирижёр Энрике Хорда. Он был обаятелен, энергичен и преисполнен энтузиазма, но что-то не заладилось во взаимоотношениях оркестра и дирижёра, многие музыканты были недовольны репетициями, резко упала дисциплина коллектива и, естественно, снизилось качество исполнения. Понадобилась срочная замена руководителя. Осенью 1963 года им стал австрийский дирижёр Йозеф Крипс. Доброжелательный, но и властный, он дал понять оркестру, что не потерпит расхлябанности. СФ Симфони сразу же подтянулся и особенно преуспел в исполнении немецкого и австрийского репертуара. Однажды Крипс пригласил  молодого японского дирижёра исполнить с оркестром  одну из  программ. Публика и критики, как и музыканты, пришли в неописуемый восторг. Этим дирижёром был Сейджи Озава.

В конце 1970 года Озава возглавил наш оркестр. Он значительно поднял качество исполнения коллектива и убедил Deutsche Grammophon записать некоторые программы.  Вдруг стало большой проблемой приобрести билеты на концерты СФ Симфони. Исполнение многих программ поражало новаторством и совершенством, появились оперные программы в полуконцертном исполнении. Был основан Сан-Франциско Симфони хор. Популярность Озавы росла, какое-то время он руководил одновременно нашим оркестром и Бостонским, но, в итоге, полностью сконцентрировался на последнем. Его сменил молодой  нидерландский дирижёр Эдо де Ваарт. Он, возможно, был не столь ярким, как Озава, но продолжал поддерживать высокие стандарты, достигнутые оркестром. При нём было закончено строительство Дэвис Симфони Холла, и де Ваарт  в сентябре 1980 года руководил первым выступлением оркестра в этом зале.

Благодаря появлению нового зала, удалось увеличить продолжительность сезонов. С тех пор они начинаются в сентябре  и заканчиваются фактически в конце июля.

С осени 1985 года оркестр возглавил Герберт Бломстедт, который до этого руководил Дрезденским оркестром (Staatskapelle). Он уделял много внимания аккуратности исполнения, хотя порой его программы звучали несколько суховато. При нём оркестр продолжил традицию ежегодных гастролей по Европе и Азии и возобновил еженедельные трансляции  по радио записей своих концертных программ. Когда обнаружились проблемы с акустикой в новом зале, Бломстедт был одним из инициаторов перестройки зала..

В 1992 году отремонтированный  зал приял первых после ремонта слушателей. Теперь он обладает очень хорошей акустикой, хотя и меньшей вместимостью (сейчас там 2743 кресла, тогда как первоначальная вместимость была 3150 мест). Бломстедт занимает в оркестре позицию дирижёра–лауреата, представляя ежегодно в течение двух-трёх недель свои концертные программы. А красавец Дэвис Симфони Холл радует публику интереснейшими программами с участием нашего и других выдающихся оркестров и самых замечательных солистов.

Однако наибольшего расцвета Сан-Франциско Симфони достиг в последние 10-15 лет под руководством одиннадцатого музыкального директора и первого  музыкального директора, рождённого в Америке, Майкла Тилсона Томаса (МТТ). Первое знакомство нашего оркестра с ним состоялось в 1974 году, а в 1995 году МТТ возглавил этот коллектив. На счету дирижёра к тому времени были успешная работа с Бостонским и Лос-Анджелесским оркестрами, где он был главным приглашённым дирижёром, он был главным дирижёром Лондонского  Симфонического оркестра, музыкальным директором Филармонического оркестра Буффало. В 1987 году Томас основал в Майами оркестр New World Symphony, которым руководит по сей день. В него набирают по конкурсу самых талантливых выпускников музыкальных высших учебных заведений, а они через некоторое время, набравшись опыта и дополнительного мастерства, пополняют  ряды ведущих симфонических оркестров мира.

Уроженец  Лос-Анджелеса,  внук актёров еврейского театра, эмигрировавших из Украины и основавших еврейский театр в Соединённых Штатах, сын родителей, увлекавшихся музыкой и театром, и человек, унаследовавший умение завладевать вниманием зала, дирижёр, композитор, пианист и рассказчик, он обладает неукротимой энергией, редкими  работоспособностью, инициативостью и, не в последнюю очередь, обаянием. Он долгое время работал вместе с Леонардом Бернстайном, их связывали тесные дружеские отношения. Томас работал и с такими выдающимися композиторами, как Стравинский, Булез, Штокхаузен, Коплэнд и др., над премьерами их сочинений.

Одной из первых акций музыкального директора стало приглашение  в Сан- Франциско Симфони нового концертмейстера, уроженца Санкт-Петербурга Александра Баранчика, который до того был концертмейстером Лондонского симфонического оркестра и одновременно – Нидерландского окестра Радио Филармоник. Новый концертмейстер оказался чрезвычайно удачной находкой. За прошедшие 16 лет оркестр пополнился многими молодыми замечательными, а часто – выдающимися музыкантами, в числе которых можно назвать ведущего контрабасиста  Скотта Пингеля, виолончелиста Амоса Янга, ведущего альтиста Джонатана Винокура, ведущего кларнетиста Кери Белла и других. Оркестр существенно «помолодел», а его звучание и качество исполнения значительно улучшились.

Музыкальные критики отмечают чрезвычайно высокий, а часто – выдающийся уровень исполнительства, разнообразие программ оркестра, успешное продвижение  музыки ХХ века и совсем новой музыки, а особенно – написанной американскими композиторами. Например, летом 2000 года Томас провёл фестиваль под названием American Mavericks, в двенадцати концертах которого прозвучали произведения американских «диссидентов» от музыки. Среди других начинаний можно упомянуть фестивали Малера, Стравинского, Прокофьева, Бетховена, Вагнера, Вейля, Губайдулиной, полуконцертное исполнение оперы-балета  Римского-Корсакова «Млада», оперы Стравинского «Соловей» и т.д. С огромным успехом прошёл фестиваль, посвящённый американской еврейской музыке ХХ века и её влиянию на американский театр. И, если сравнительно недавно мы слышали о  «могучей кучке», состоящей из пяти лучших американских оркестров, то сейчас к числу лучших можно отнести  значительно большее число коллективов, в том числе и Сан-Франциско Симфони. Ныне успех той или иной программы этих оркестров зависит только от того, кто стоит на дирижёрском подиуме.

Можно вспомнить, что и в давние годы, как и в недавние времена, с оркестром выступали такие композиторы, как Сен-Санс, Равель, Гершвин, Стравинский, Респиги, Шёнберг, и многие выдающиеся дирижёры, как, например, Бернстайн, Митропулос,  Мюнш, Кубелик, Баренбойм, Карл Рихтер, Леонард Слаткин, Светланов, Ратл, Кондрашин, Орманди, Марис Янсонс и многие другие. С оркестром выступали такие солисты, как скрипачи Яша Хейфец, Фриц Крейслер, Иегуди Менухин, Ицхак Перлман, Ефрем Цимбалист, Вадим Репин, Максим Венгеров, Сергей Хачатрян; пианисты Владимир Горовиц, Евгений Кисин, Аркадий Володось,  Кристиан Цимерман, Юджа Ванг; вилончелисты Мстислав Ростропович и Йо-Йо-Ма, альтист Юрий Башмет и др. В сезоне 1981-82 гг., во времена де Ваарта, был создан Сан-Францисский Симфонический Молодёжный оркестр, который со временем приобрёл мировую известность и стал гордостью нашего города и Америки. Но это сюжет для ещё одной статьи. Так же, как и анализ композиторского творчества  маэстро, сочинившего, несмотря на свою всегдашнюю сверхзанятость, много талантливой музыки.

Ещё во времена «до Томаса» оркестр регулярно записывался с  различными дирижёрами, но особенно успешно и интенсивно осуществляются записи Сан-Франциско Симфони под руководством МТТ. Были записаны, к примеру, произведения Прокофьева, Стравинского, все симфонии и некоторые вокальные циклы Малера (за последние оркестр получил одинадцать премий «Грэмми». Многие записи были отмечены и другими наградами). По инициативе Томаса, Сан-Франциско Симфони  создал собственную звукозаписывающую компанию, завоевавшую большую популярность у любителей музыки.

Особая страница жизни оркестра – его гастрольные  выступления в Соединённых Штатах и за рубежом. Они начались ещё во времена Пьера Монте и продолжались в последующие годы. В 1973 году оркестр под руководством Озавы даже посетил Советский Союз. Первые гастроли во главе с Томасом состоялись в марте 1996 года, а затем осуществлялись ежегодно – по Европе, Азии, США и Китаю. Последняя по времени, трёхнедельная, поездка состоялась ныненшним летом и включала в себя концерты в Праге, Вене, Брюсселе, Люксембурге, Эссене,  Париже, Барселоне, Мадриде и Лиссабоне. Концерты прошли с большим успехом. Программы порой казались вызывающими. Ну, как можно было включать в программу симфонии Малера в Вене, бастионе малеровской музыки! Но и Майкл Тилсон Томас сейчас считается одним из ведущих в мире «специалистов по Малеру». МТТ и оркестр не ударили в грязь лицом, их интерпретация музыки композитора была принята публикой и прессой с большим энтузиазмом.

Много раз оркестр выступал в Карнеги-Холл, в том числе и с Сан-Францисским Симфоническим хором.

С первого же посещения концертного зала меня всегда поражала  подготовленность сан-францисской публики к восприятию не только  популярной классической музыки, но и более сложных произведений, включая современную музыку. Каждая программа повторяется несколько раз при полных залах. Это не случайно: Сан-Франциско Симфони заботится о подготовке новых поколений слушателей. Разработаны уникальные программы взаимодействия  оркестра с детьми и родителями. Для разных возрастных групп  программы различны. Ежегодно Сан-Франциско Симфони охватывает своими  образовательными программами примерно 35 тысяч детей. И, если вы увидите верхние ярусы, забитые шумными, но немедленно замолкающими при первых звуках музыки, детьми, знайте: это новое поколение будущих меломанов. Стоит ли удивляться, что произведения Шнитке, Губайдулиной, Лютославского, Адамса вызывают овации зала?

Помимо огромного числа осуществлённых записей, оркестр ищет и другие пути  популяризации музыки и своего творчества. Так, осенью 2006 года Томас и оркестр  основали  национальную программу под названием Keeping Score. Она нацелена на то, чтобы сделать классическую музыку более доступной для людей всех возрастов и любой музыкальной подготовки или её отсутствия. Достигается эта цель с помощью телевидения, радио, DVD, интернета и школьных уроков. Непосредственными участниками этих программ являются оркестр Сан -Франциско Симфони и МТТ. Эти программы смотрят миллионы американцев.

Безусловно, одному человеку, даже такой выдающейся личности, как Майкл Тилсон Томас, невозможно охватить всё многообразие развернувшейся деятельности. Сан-Франциско Симфони – организация филармонического характера, и над осуществлением всех планов и инициатив работает огромная армия сотрудников, которую возглавляет исполнительный директор Брент Ассинк, музыкант и талантливый руководитель. Президентом Сан-Франциско Симфони является Джон Голдман, который одновременно возглавляет Совет директоров. Имеются и другие  советы. Их главная забота – налаживание и поддержание связей с компаниями, организациями и отдельными лицами для спонсорства. Финансирование такой организации, как Сан-Франциско Снмфони, – далеко не простая задача. Пока с финансированием всё в порядке, даже в нынешние трудные времена.

Уже около трёх лет идёт подготовка к празднованию юбилея нашего оркестра. Предусмотрена каждая «мелочь», намечены сценарий празднества и его гости. Шесть ведущих оркестров страны приедут на празднование юбилея, и каждый включил в свою программу одно из новейших сочинений современных авторов. Очень интересные программы представит и наш оркестр. Будет проведён ещё один раз фестиваль «Маверикс», на котором прозвучат новые, пока неизвестные  сочинения. Выступят многие выдающиеся исполнители и  несколько неизвестных, ещё молодых и подающих большие надежды артистов.

Пару дней назад состоялось открытие юбилейного сезона, а на следующий день тысячи любителей музыки собрались на площади Civic Center, чтобы встретиться с любимым оркестром. В программе принимал участие и пианист Ланг Ланг. СФ Симфони исполнил интересную программу, были поздравления, мэр города Эд Ли поздравил оркестр с юбилеем, вручил его музыкальному директору почётную грамоту, и все на площади, включая мэра, спели в сопровождении оркестра «Happy Birthday». На рояле импровизировал Ланг Ланг.

Совершенно прав Майкл Тилсон Томас, который недавно заявил: «Оркестру уже сто лет, но он всё ещё молод, раскован и безрассудно смел».

 

 Х.АНАТОЛЬЕВ

Сан-Франциско

 

 

 

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »