Социальная шизофрения Веллера

Share this post

Социальная шизофрения Веллера

Михаил Веллер – мыслитель поколения, выросшего в СССР, воспитанного в понятиях его идеологии, но на отвержении её. Характерно название последней книги Велера: «Еретик». У писателя это человек, который не верит ни в Бога, ни в левую идеологию, желающую Его заменить.

Share This Article

Веллер умело орудует категориями марксистской диалектики, при этом с почтением цитирует анти-марксистов: философа Кара Поппера и экономиста фон Хайека. Можно полагать, что Еретик – это не только автор, но типичный еврейский интеллигент, выросший в СССР, отвергший советский марксизм, кроме его атеистической части, и поэтому желающий идеологии, состоящей, в американских понятиях, из коктейля политических взглядов правых евангельских христиан и атеизма левых.

Михаил Веллер.
Фото: Mark Nakoykher.
Файл доступен по лицензии Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International

Веллер не верит в жизнеспособность либерализма и предсказывает скорую гибель Европы с её нынешними ценностями: отказом от традиционной сексуальной морали, ведущим к исчезновению семьи и к демографическому угасанию; отмиранием понятия национального государства и согласием на замену коренного населения (себя) мусульманскими переселенцами.

Впрочем, основная тема книги – евреи. Разъяснить исторический феномен еврейского народа – чрезвычайно смелый замысел. Веллер уверен в своих силах. Он довольно адекватно излагает древнюю историю евреев, сбиваясь только, когда речь заходит о религии. Например, Веллер сообщает: «Евреи читали Танах, Мишну и Талмуд», хотя Мишна – это и есть Талмуд (вместе с комментарием на неё – Гемарой). Пушкин, столкнувшись с таким, сокрушился бы: «Не мог он Мишну от Гемары, как мы ни бились, отличить» (как сокрушился с не отличавшим «ямба от хорея» Онегиным). Позиция Веллера – «не верующего иудея или христианина, но атеиста-аналитика» объясняет такие промашки.

Итак, преодолев древнюю историю евреев, Веллер встал перед феноменом народа, более трёх с половиной тысячелетий духовно доминирующего в мире. Человек образованный, Веллер поминает, что жизни этноса – тысяча, максимум полторы тысячи лет. Почему у евреев не так?

Веллер придумал теорию «энергоэволюционизма», и ею объясняет феномен евреев. Он пишет о нашей «повышенной социальной энергетике, позволяющей обеспечить единство вопреки сильному внешнему давлению и внешнему стремлению к раздроблению и ассимиляции… социальная энергетика есть производная от суммы энергетик личных».

Энергетика – вещь материальная, атеисту понятная. Хотя кто видел её? Что она означает относительно народа и его истории? Не прячется ли тут мистика, а то и религия?

Верующий православный Лев Гумилёв ввёл подобное понятие – «Пассионарность». Вдруг гунны где-то у себя в Китае вооружились пассионарностью и отправились разрушать Рим. Или монголы, пройдя сквозь Русь как нож сквозь масло, завоевали и зачем-то разрушили Вавилон. А ещё был Тамерлан, убивший больше всех людей и создавший самую большую в истории империю. Вот уж где было море энергии.

Евреи ничего подобного не совершали. Отбили Иерусалим, свою вечную столицу. Да и то никто, кроме Трампа, столицей Израиля его не признаёт. Наши древние соседи ассирийцы, вавилоняне, египтяне были побойчее нас. А существовал ещё мистический народ халдеи. У тех была тоже недюжинная энергетика. У всех у них она растаяла, а из нас по-прежнему бьёт ключом. Почему?

Чтобы объяснить феномен евреев нашей особой энергетикой, нужно определить её источник. Но тут неизбежно сталкиваешься с мистикой, на которую атеизм Веллера не рассчитан.

Впрочем, иудаизм Веллер уважает: «Евреи единого Бога придумали, изобрели; и плодотворность этой гениальной идеи невозможно переоценить». Мол, хотя это и неправда, но ловко придумано. Но неправда, даже ловко придуманная, со временем снашивается. А «единый Бог» – нет.

Для анализа остаётся ещё непонятная политическая левизна большинства современных евреев. Веллер в своей системе координат объяснить её природу не может и приходит к безотрадному диагнозу: «Евреи как равноправный народ страдают социальной шизофренией».

Он перечисляет создателей левых идеологий в Европе: Мозес Гесс, Карл Маркс, Лассаль, Бернштейн. В России – из пяти соучредителей группы «Освобождение труда» – двое евреев: Аксельрод и Дейч. После этих возник БУНД.  Веллер поминает: «Еврей Парвус – серый кардинал русской революции» (я сильно сомневаюсь в этом, идущем от Солженицына, предположении); меньшевиков возглавлял Мартов, большевиков, вместе с Лениным, по Нюрнбергским законам нацистов – евреем, Троцкий. А рядом с ними ещё Свердлов, Зиновьев, Каменев.

Возвращаясь к нашим дням, в главе «Евреи как авангард самоуничтожения цивилизации», Веллер называет творца современного либерализма – Франкфуртскую школу социологии, почти сплошь еврейскую. А если мы обратимся к современной Америке, то и без Веллера легко припомним евреев, находящихся в этом самом авангарде – врага Израиля Берни Сандерса, обещающего в случае избрания его президентом США (не исключённый сценарий) перенаправить военную помощь, оказываемую Израилю, на нужды палестинских арабов; спонсора левых и антиизраильских организаций Сороса; сами эти организации, большой частью еврейские; «еврейскую» Нью-Йорк Таймс, враждебную Израилю, как и значительная часть левой американской прессы, в которой тоже обильно представлены евреи; существующую в большой степени на еврейские пожертвования враждебную Израилю Демократическую партию. А ещё в ряд левых политических организаций встал атеистический клуб с обманным названием «реформистский иудаизм», выступивший против признания Иерусалима столицей Израиля, а еврейские поселения Иудеи и Шомрона – его частью.

Недавно президент Трамп издал указ о борьбе с антисемитизмом. Либеральные евреи возмутились. Нью-Йорк Таймс пояснил это: «Указ «будет эффективно толковать иудаизм как расу или национальность, а не просто религию», а значит, даст основание заподозрить евреев, что те – евреи. А ещё указ «может быть использован для подавления свободы слова и законного противодействия политике Израиля в отношении палестинцев во имя борьбы с антисемитизмом», то есть создаст помехи антисемитам – ненавистникам Израиля.

Веллер в рамках своих взглядов объяснить такую «социальную шизофрению» евреев оказывается не способен. Он отнюдь не еврей-самоненавистник. Скорее наоборот. Не страдая политической корректностью, Веллер с удовольствием приводит среднюю статистику IQ, рисующую высокий интеллект евреев-ашкеназов: «аборигены Австралии – IQ 60 пунктов, африканцы – 70, афроамериканцы – 85, белые – 100, китай-япония-корея – 104, ашкеназы – 113». Но если дело не в интеллекте, то в чём?

Объяснить трудности Веллера в понимании патологической левизны евреев взялся израильский писатель Алекс Тарн: Веллер «называет евреями только и исключительно тех, кем является он сам, – то есть ассимилированных выходцев (очень точное слово) из еврейства, которые сами себя евреями не считают. И при этом абсолютно игнорирует две другие большущие группы: группу приверженцев Традиции и группу приверженцев Сионизма».

Объяснение это не совсем точно. Кто она – вторая группа, названная Тарном – сионисты, не уважающие Традицию (уважающие – первая группа), и чем их взгляды отличны от взглядов Веллера? Сам Еретик в 1996-97 годах жил в Израиле и, сложись что-то по-иному, мог бы и сегодня там жить. К евреям-националистам, судя по поминанию в книге традиционного набора: еврейских нобелевских лауреатов, создателей атомной бомбы тем и этим – Веллер принадлежит.

Да и первую группу можно бы назвать поточнее: верящие в Бога (следование Традиции без веры взгляды не определяет).

Вера предполагает принятие евреем этики Торы: сексуальной, семейной, в политике, бизнесе, помощи бедным, чужестранцам. Эта этика неоднозначна, для понимания требует религиозного образования и допускает разные ответы на трудные вопросы. Скажем, Тора учит: «Пришельца не притесняй и не угнетай его, ибо вы сами были пришельцами в земле Египетской» (Исход 22:21). Но она же повелевает евреям, вернувшимся в Землю Израиля: «Если же вы не прогоните от себя жителей земли, то оставшиеся из них будут терниями для глаз ваших и иглами для боков ваших и будут теснить вас» (Числа 33:55). Когда евреи уговаривали эмигрировавших арабов не покидать вновь образованный Израиль, как описала Голда Меир в своих мемуарах, или выбрасывали десант в конце Шестидневной войны, чтобы вернуть назад арабов, в ужасе покинувших свои жилища в отвоёванных евреями Иудее и Шомроне, они следовали первой максиме. Но получили тернии для своих глаз и иглы для боков – из второй. Аналогичным может быть сегодня исход борьбы либеральных евреев Америки за свободу эмиграции в США мусульман. Мы знаем это из печальных буден французских евреев. Уже сейчас – больше половины «преступлений на почве ненависти» сыплются в Америке на головы евреев – 2% её населения.

Веллер приводит статистику: левых среди евреев Америки – примерно 80%. Это близко к числу неортодоксальных евреев страны. Ортодоксы – около 10%, в большинстве примыкают к консерваторам. Религия по дизайну консервативна. Тогда получается, что «социальная шизофрения», о которой пишет Веллер – связана с атеизмом. Если не этика иудаизма, то человеку остаются ценности его «прогрессивного» антипода.

Но для статистики ещё остаются выходцы из СССР – как Веллер «не верующие иудеи или христиане, но атеисты-аналитики». Эти люди с их советским опытом и идиосинкразией к социализму расположены в основном среди 20% правых евреев. Книга «Еретик» в целом отражает их взгляды.

Увы, в Америке эта общность тает. Если сам такой «еретик» ещё может быть женат на еврейке, то его ребёнок, по статистике с вероятностью более 80%, создаст семью с кем-то иным. А пройдя сквозь американский колледж, усвоит левые взгляды и вольётся в 80% «прогрессивных». Никаких позитивных идей родители ему предложить не могут, поскольку не имеют. Советский опыт для их детей нерелевантен.

То есть потомки экс-советских «выходцев из еврейства» расположатся там, где их поместил в своём анализе Веллер, «в авангарде самоуничтожения цивилизации». Вот и разрешение загадки, над которой бьётся Веллер.

—————————–

Новая книга Бориса Гулько:

Двухтомник «Поиски смыслов». 136 избранных эссе, написанных с 2015 по 2019 годы.

$30 в США, 100 шекелей в Израиле. Е-мейл для заказа: gmgulko@gmail.com

По этому же имейлу можно заказать и другие книги Бориса Гулько

Борис Гулько

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »