Романс в стиле регтайм

Share this post

Романс в стиле регтайм

Этот город хорошо помнит Ивана Грозного и Емельяна Пугачева. Сложно забыть. Если бы мог предвидеть будущее, хорошо бы запомнил и Владимира Ульянова за те несколько месяцев, что он там был. Город помнит Бутлерова и Шаляпина, Лобачевского и Качалова, Чапаева, Юденича, Королева, Глушко… Список длинный. Ему, этому городу, везет на знаменитостей. А вчера в этом городе повезло мне.

Share This Article

На улице и дома,

В любое время дня,

В метро, на пляже, в парке

И в трамвае

Один мотив знакомый

Преследует меня

И я его повсюду

Напеваю…

(«Навязчивый мотив», А. Махлянкин, Г. Рябкин)

 

This file is licensed under the Creative Commons Attribution 3.0 Unported license.

Я приехал сюда шесть дней назад. Не по своей воле. Другими словами, в командировку. Жил на окраине, в так называемом cоцгороде, рядом с заводом. Никак не получалось выбраться в город и осмотреться. Но в день перед отъездом наконец повезло. Я закинул свою спортивную сумку в камеру хранения на вокзале (поезд уходил на другой день утром) и пошел по улицам. Без всякого плана.

Когда стемнело и уже пора было возвращаться в гостиницу, я наткнулся на толпу. Толпа клубилась у входа в здание, похожее на Дворец культуры.

– Что за кинуха? – обратился я к группе парней, угрюмо дымивших чуть в стороне.

– Оно тебе не надо, – приветливо отозвался один из них, даже не обернувшись в мою сторону.

– Раз не надо, значит индийское, – оставил я за собой последнее слово. Меня проигнорировали. Я уже практически прошел мимо толпы, когда услышал:

– Ну нет билетов! Касса закрылась. Какого черта здесь торчать?

– Но он же здесь только один вечер… Ну придумай что-нибудь! Ты же на мехмате.

Я приостановился. Это точно было не кино. И не дискотека. Эта пара шла в нескольких шагах позади.

– Извините, я приезжий… Не могу понять, с чего здесь такой ажиотаж?

Когда мне объяснили, я, не дослушав, ввинтился в толпу, убедился, что касса закрыта, и отправился напрямую ко входу в этот Дворец культуры. Шансы пройти в зал у меня все же были. Несколько лет назад я получил на любительской киностудии в родном городе удостоверение с магической надписью «Киностудия» на обложке. Не иначе как добрый ангел посоветовал сделать обложку красного цвета. Сочетание цвета и надписи творило чудеса. Всегда. Так почему бы и не сегодня?

Вход из-за толпы был практически не виден. Несколько дружинников и молодой человек с цепким взглядом стояли в дверях.

– Куда? Где билет?

– Я к Леониду Аркадьевичу, – и я несколько секунд подержал красную книжечку на вытянутой руке. Дружинники отступили, но не молодой человек с цепким взглядом.

– Он вас ждет?

– Надеюсь, что да. Как к нему пройти?

– Разрешите ваше удостоверение на минуту?

– Пожалуйста.

Я не боялся разоблачения. Фотография была моя. Моя должность, ассистент режиссера, была четко пропечатана. Как и моя фамилия. Все остальное скрывали стратегически перекрывающие друг друга две печати. А скрывали они то, что эта киностудия любительская и принадлежит институту. К которому я вот уже несколько лет не принадлежал.

– Проходите. Второй этаж. Дежурный покажет вам его комнату. Но учтите, концерт начинается через двадцать минут.

– Вишь, мент в штатском корочку показал – и пожалста, в партер! Вот гад!

Это – громко – из группы злопыхательниц, которые тщетно пытались заинтересовать дружинников.

А вот теперь начиналось самое неприятное. Ну как я объясню свое появление? Никак.

– Леонид Аркадьевич? – хотя в комнате, кроме него, никого не было. А в том, что это он, сомнений нет.

– Извините, мы знакомы?

И вот он, момент истины,

– Нет. Но я окончил музшколу в том же городе, что и вы. Здесь в командировке. Увидел, что вы выступаете, и решил…

– Понимаю (с улыбкой). Вам одну контрамарку или…

– Одну! Спасибо, Леонид Арка…

– Не за что. Не спрашиваю, как вам удалось пройти. Извините, времени нет. Всего хорошего.

И вот я в зале. На ступеньках мест нет. Стоят вдоль стен. Одна молодежь. На сцене рояль, он – и два часа потрясающего джаза. Бесполезно пытаться рассказать об этом. Когда-то Василий Аксенов написал «Простак в мире джаза, или Баллада о тридцати бегемотах». Лучше не напишу. Похожее ощущение я испытал много лет спустя в другой стране, в городе, из которого джаз пошел по всему миру. А сейчас все чувствующий зал каждые несколько минут взрывается аплодисментами после очередной филигранной аранжировки или импровизации.

Концерт подходит к концу. По времени, но не по настроению. И джазовый пианист это чувствует. И, обращаясь к публике, говорит традиционные слова – что прекрасная аудитория, что благодарен за прием… А потом не совсем традиционно добавляет, что в благодарность хотел бы сыграть еще немного. Рев зала в ответ. И еще почти сорок минут великолепной «сборной солянки» – Jelly Roll Morton, Oscar Peterson, Scott Joplin, Dave Brubeck, Charles Davenport и другие, которых я раньше не слыхал.

Казалось, концерт мог продолжаться до утра. Пианист жил джазом. И зал это чувствовал. Расходились как-то замедленно. Я видел, что зрители, не знакомые друг с другом, перебрасывались какими-то фразами, потом останавливались и начинали что-то обсуждать. И по восторженным репликам это не походило на обсуждение продовольственной программы.

Уходить не хотелось. В гостинице я рассчитался, а до поезда было еще часов одиннадцать. Я решил перекантоваться на вокзале, торопиться было некуда. Еще раз оглянувшись на Дворец культуры, я медленно двинулся в сторону вокзала.

Кто-то впереди начал насвистывать Maple Leaf Rag. Но дальше нескольких первых тактов дело не шло. Я подсвистел продолжение. Идущий впереди засмеялся и оглянулся.

Идущий оказался идущей. Джинсы, куртка, руки в карманах, какая-то кепка на голове. Вид немного хулиганистый. Наверное, так и должна выглядеть молоденькая зрительница после джазового концерта. Мы разговорились. Конечно, о концерте.

– Вы на кого учитесь?

– Судя по вопросу, вы явно приезжий. У нас так с женщиной разговор не начинают.

– А как?

И второй раз за вечер прозвучало почти то же:

– Оно вам не надо.

Я решил не сдаваться:

– Судя по вашей реакции, вы точно местная.

Она улыбнулась.

– А какая должна быть реакция, если знакомство начинают со свиста? Вы бы еще попросили закурить.

– Ну, это был джазовый свист. И если бы вы так дико не фальшивили, то…

Сработало. Она замедлила шаги.

– Фальшивила?! Да я этот рег знаю лучше, чем вы свою фамилию! И, кстати, я уже почти пришла.

– Чудесно. Я почти тоже.

И я рассмеялся, увидев ее удивленный взгляд:

– Да нет, у вас в квартире я жить не собираюсь.

– Боже, а я так надеялась.

– Мне к вокзалу. Поезд утром. Да, и вот еще… Какая аранжировка вам понравилась больше всего? Мне, например, вот этот фрагмент из Flamingo Эллингтона… Вспоминаете?

Мы просидели на крылечке ее дома до шести утра. Дом был старый, одноэтажный. И всего в нескольких кварталах от вокзала. Говорили обо всем. И о джазе тоже. Так говорят, когда знают, что больше не увидятся. Ее мама несколько раз выходила на крыльцо, но, постояв пару минут, молча уходила в дом. Дени (с ударением на «и») заскочила в дом и вынесла мне толстый свитер, который я, после недолгого упрашивания, надел.

Было уже не прохладно, а холодно. Меня начал пробирать легкий озноб. Но не от холода, а от последствий трех чашек кофе и стакана воды, который Дени вынесла из дому. Ей-то было хорошо. По разным поводам она как минимум раз пять бегала в дом. Я же, как статуя командора, предпочитал не двигаться, ибо мне деваться было некуда. Чтобы хоть как-то отвлечь мозг от очень насущной проблемы, я рассказал Дени все, что только читал о джазе. Когда проблема становилась особенно насущной, я переходил к вокалу и художественному свисту.

– Слушай, Дени, а соседи ничего, что я воспроизвожу Take Five Брубека в полный голос? Уже начало третьего ночи.

– Во-первых, у нас соседи привыкли к алкашам, так что без проблем. Здесь и не такое слыхали. Во-вторых, Take Five написал Пол Десмонд. А квартет Брубека только…

– Дени, ты такая умная и красивая, что уезжать не хочется. Серьезно. Все, больше не скажу ни слова. А ты смотри в другую сторону. Да не на мои колени, а на забор!

Упрекнуть ее в отсутствии гуманности я не могу. Она несколько раз предлагала мне заскочить в дом, «если очень надо». И что ее мать не возражает. А когда я узнал, что она на третьем курсе мединститута, все встало на свои места. Базовые физиологические функции организма они уже проходили. Но мне было неудобно. Знакомы меньше трех часов. Чертов кофе!

Часам к пяти утра я уже не хотел уезжать из этого города. Меня не гнали. Я был согласен ходить за водой к колонке на улице. Я не возражал научиться колоть дрова. И даже жить без телефона. Лишь бы…

Дени проехала со мной в поезде до ближайшего полустанка, всего-то минут пятнадцать.

– Дальше не поеду, а то ты сильно возомнишь.

Я молчал.

– Тут автобус ходит, почти до дома. Так что ничем ради тебя я не пожертвовала.

Молчание.

– Больше не приедешь?

– Не знаю.

– Значит, нет. А если фестиваль джаза и…

– Идиотский вопрос. Тогда, значит, так: я люблю спать мордой к открытому окну, в комнате должно быть холодно и ветрено, а также…

– Отлично. В курятнике один угол не занят.

– Да, а также вечером в меню – молочнокислые продукты.

– Схвачено. Прокисших продуктов заготовлю, залью молоком. Так, все, мой полустанок…

Этому городу везет на знаменитостей. Вчера в этом городе повезло мне. Я услышал Леонида Чижика. И я встретил Дени. Девушку, которая по дороге домой насвистывала Maple Leaf Rag.

Alveg Spaug©2020

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »