Последний бой зондеркоманды

Share this post

Последний бой зондеркоманды

Зимой этого года, в дни праздника Ханука, на 94-м году жизни скончался Элиэзер Айзеншмидт, последний из остававшихся в живых членов зондеркоманды концлагеря «Аушвиц». До последнего дня жизни Айзеншмидт делал все для увековечения памяти жертв Катастрофы и встречался с израильской молодежью, считая, что она должна знать правду о беде, произошедшей с нашими соплеменниками в середине прошлого […]

Share This Article

Зимой этого года, в дни праздника Ханука, на 94-м году жизни скончался Элиэзер Айзеншмидт, последний из остававшихся в живых членов зондеркоманды концлагеря «Аушвиц». До последнего дня жизни Айзеншмидт делал все для увековечения памяти жертв Катастрофы и встречался с израильской молодежью, считая, что она должна знать правду о беде, произошедшей с нашими соплеменниками в середине прошлого века, из первых уст. Элиэзеру Айзеншмидту, человеку из зондеркоманды, посвящается этот очерк…

Официально узников концлагерей, занятых работой у крематориев, называли во всех немецких документах «рабочие печей», а полуофициально – зондеркомандой, то есть специальной бригадой, состоявшей из евреев и призванной выполнять самую страшную и грязную работу в нацистских лагерях смерти. За годы войны к работе в этих бригадах было привлечено более 3400 человек, большая часть из них – в Освенциме. И хотя история Холокоста – массового уничтожения евреев в годы Второй мировой войны – считается достаточно хорошо изученной, все подробности, связанные с бытом и деятельностью зондеркоманд, оставались «белым пятном». Тем более почти ничего не было известно о восстании, поднятом работниками этой команды в Освенциме в 1944 году. Лишь недавно, спустя 70 лет после победы над нацизмом, израильско-американский историк Гидеон Грейф предал гласности свидетельства и документы, связанные с этой малоизвестной страницей истории.

***

Для начала следует отметить, что речь, безусловно, идет не о сенсационном историческом открытии. Факт существования зондеркоманд, круг их обязанностей, подробности их быта, да и попытка зондеркоманды Освенцима поднять восстание – все это фигурирует во многих документах, а также в воспоминаниях узников лагерей и нацистских преступников. Однако, в отличие от восстания в Варшавском и других гетто, а также в лагере Собибор, мятеж в Освенциме на протяжении всех этих десятилетий замалчивали почти все историки Холокоста, работающие в различных странах мира.

Их только что привезли в Освенцим. О том, что их ждет в лагере уничтожения, они пока не догадываются...

Отчасти это объяснялось тем, что члены зондеркоманд, которым все же удалось выжить, мучились чувством вины и избегали встреч с историками и журналистами, стараясь не афишировать, чем им пришлось заниматься в лагере. Вместе с тем, сами историки не проявляли особого интереса к этой теме, обходя молчанием или, в лучшем случае, упоминая восстание в Освенциме одной-двумя фразами. Если героизм бойцов того же Варшавского гетто ни у кого не вызывал сомнений, то члены зондеркоманды воспринимались едва ли не как пособники нацистов, и это определяло отношение к ним исследователей.

К середине 80-х годов, когда Грейф начал свою работу, в мире оставался в живых 31 бывший работник зондеркоманд. Они жили в Израиле, США, Польше, Греции, Италии, Канаде и Голландии. В итоге Грейфу удалось встретиться практически со всеми из них, кроме одного. То, что ему открылось из их рассказов, вызывает и ужас, и сострадание, и восхищение…

Рабы фабрики смерти

К сожалению, в истории человечества немало кровавых страниц, связанных с массовыми убийствами евреев, да и других народов, но только немецкий нацизм сделал уничтожение наших соплеменников одной из главных целей своей политики и поставил его на промышленную основу, с немецкой педантичностью создав хорошо продуманную и тщательно отлаженную индустрию смерти. Зондеркоманды были одной из частей этого механизма, поистине дьявольской выдумкой: евреи сами должны были сопровождать своих соплеменников на смерть и заниматься ликвидацией следов этого преступления.

Появление газовых камер и крематориев как основных средств уничтожения евреев в лагерях смерти было далеко не случайным. «Я помнил рассказы Эйхмана о том, что ликвидация евреев путем расстрела из пулеметов с помощью специальных рабочих команд приводила к неприятным последствиям, – писал в своих воспоминаниях комендант лагеря Освенцим-Биркенау Рудольф Хесс. – Он рассказывал мне о случаях, когда евреи, получившие в ходе расстрела ранения, пытались сбежать, и начальство заставляло добивать их – в основном, женщин и детей, а также о случаях самоубийства среди членов команды, осуществлявших расстрелы и не способных сохранить психическую устойчивость в ходе выполнения порученной им миссии. Других начинали мучить кошмары. Многие из членов таких команд пытались заглушить эти чувства алкоголем… Поэтому крайне важно было сделать этот процесс от начала и до конца как можно более тихим. Начиная с входа в лагерь и раздевания. Только без криков. Только без массовой паники и истерии. Если были такие, кто отказывался раздеваться, тогда товарищи по судьбе или члены зондеркоманды помогали им это сделать. С помощью уговоров и ласковых слов они убеждали их раздеться. Члены зондеркоманды также следили за тем, чтобы все происходило достаточно быстро и у ликвидируемых не оставалось времени на то, чтобы что-то заподозрить».

Конвейер смерти в Освенциме начинался с того, что всех, кто после селекции подлежал ликвидации, собирали в зале и приказывали им полностью раздеться. Офицер СС разъяснял обреченным, что они отравляются в специальную баню, где примут душ, необходимый для того чтобы избежать в лагере вспышки инфекционных болезней. Большинство евреев, уставших после тяжелого пути в нечеловеческих условиях, без еды, питья, доступа к уборной, предпочитали этому верить. В том же зале находились 10-15 человек зондеркоманды, в задачу которых входила помощь в раздевании старикам, больным и инвалидам – с тем, чтобы этот этап был пройден как можно быстрее. Иногда кто-то из обреченных спрашивал у людей из зондеркоманды, что их ждет, но те либо притворялись глухонемыми, либо придумывали какую-либо утешительную ложь. Обычно процесс заканчивался в течение 15-20 минут, после чего евреев заводили в газовую камеру, способную вместить в себя до 2500 человек. Здесь они ждали обещанного «душа».

Тем временем у газовой камеры появлялись два санитара из числа солдат СС, которые с помощью алюминиевых шестов открывали вентиль подачи газа Циклон Б. Спустя несколько секунд находившиеся в газовых камерах люди начинали понимать, что происходит, и, несмотря на звукоизоляцию, оттуда доносились крики умирающих. Большинство спешили произнести слова «Шма, Исраэль! Адонай Элоэйну, Адонай эхад!» («Слушай, Израиль! Господь – Бог наш, Господь – один!») – начало главной еврейской молитвы, которую, как считается, каждый еврей должен произнести перед смертью. Однако нередко до стоявших снаружи доносились также призывы к Богу и людям отомстить за их смерть.

Спустя 5 минут все находившиеся в камере люди были мертвы. Еще полчаса после этого камера проветривалась, затем возле нее снова появлялись рабочие зондеркоманды. Теперь в задачу последних входил тщательный осмотр тел с тем, чтобы собрать все имевшиеся на них ценности – кольца, серьги, золотые зубы, а также отрезать длинные женские волосы. Нередко этим людям приходилось находить среди мертвецов тела знакомых и родственников, подчас родителей, братьев, сестер…

Затем зондеркоманда под бдительным оком эсэсовцев доставляла тела к печам крематория на специальных тележках и выгружала. На каждую тележку умещалось до 15 тел. Смрад у крематориев, по всем свидетельствам, стоял невыносимый, и этот запах не только не выветривался, но, казалось, усиливался со временем. Тела загружались в печь на изготовленных специально для этой цели носилках и размещались с максимальной экономией места.

После сожжения трупов содержимое печей выгружалось, и работники зондеркоманды с помощью огромных молотков размельчали в пепел все, что не обратилось в него при сожжении. Пепел снова грузили на тележки и сбрасывали либо в ближайшую речку, либо в специально вырытые на территории лагеря ямы.

И для зондеркоманды начинался следующий цикл. Если вообще начинался.

Смерть
в рассрочку…

Никто из членов зондеркоманды не попадал в нее добровольно, отбор туда осуществляли офицеры СС. Отбирали сильных, способных к физической работе мужчин от 15 до 43 лет. Их отводили в специальный барак, где размещались остальные члены зондеркоманды, и последние должны были объяснить новичкам, в чем заключается их работа. Если кто-то из новеньких по каким-то причинам не нравился эсэсовцам, ему просто стреляли в затылок. Но и все остальные рабочие этой «спецбригады» знали, что обречены: немцам не нужны были свидетели их преступлений, поэтому в зондеркомандах постоянно происходила «ротация»: часть их уничтожали, а на место расстрелянных заступали новые.

Печи крематория работали круглосуточно. Сжиганием трупов занимались сами заключенные

В связи с этим невольно возникает множество вопросов. Почему эти люди соглашались на такую страшную, поистине сатанинскую работу, вместо того, чтобы предпочесть ей смерть? О чем они думали, выполняя порученные им задания? На что надеялись? Как вообще человек может ежедневно быть свидетелем массовых убийств, осматривать трупы, транспортировать их на сожжение и при этом не сойти с ума?

Но, во-первых, все члены зондеркоманды были такими же рабами, как остальные узники концлагеря. Никто не спрашивал их согласия, а если бывали случаи отказа или психологического срыва, то они, как уже было сказано, заканчивались выстрелом в затылок.

«Это была поистине дьявольская идея – поручить евреям самим готовить своих соплеменников к смерти, а затем убирать их тела, – говорит бывший председатель кнессета Шевах Вайс, уроженец Польши, чудом выживший в Холокосте. – Я думаю, нацисты делали при этом ставку на первичные человеческие инстинкты, на то, что жажда жизни и страх смерти у любого человека сильнее всех остальных устремлений. Включение в состав зондеркоманды означало, что твоя смерть неизбежна, но каждый день жизни воспринимался там как подарок. Кроме того, каждый из них, подобно любому человеку, надеялся в душе на то, что именно с ним произойдет чудо, и он выживет».

Надо заметить, что условия, в которых содержалась зондеркоманда, значительно отличались от тех, в которых содержались другие узники. Поначалу нацисты морили их голодом, как и всех остальных, но затем поняли, что для такой тяжелой работы им нужны здоровые, крепкие мужчины, поэтому у зондеркоманды был теплый и хорошо отапливаемый барак с настоящей уборной, за чистотой которой тщательно следили. В отличие от остальных узников, члены зондеркоманды спали на обычных кроватях с простынями, одеялами и наволочками, получали полноценный обед и даже алкогольные напитки и сигареты. Возможно, это побуждало их думать о том, что хотя завтра-послезавтра они неминуемо погибнут, но последние дни проживут куда лучше, чем остальные.

Впрочем, вероятнее всего, у большинства зондеркомандовцев все человеческие чувства притуплялись настолько, что они вообще были неспособны о чем-то думать. Через несколько дней работы у электропечей эти люди превращались в биороботов, сосредоточенных лишь на том, чтобы получить удовольствие от предоставляемой им еды – роскоши, о которой другие обитатели лагерей уничтожения не могли и мечтать.

«Помощь зондеркоманды в процессе умерщвления была чрезвычайно важна, – вспоминал Рудольф Хесс. – Я никогда не видел и не слышал, чтобы кто-то из зондеркоманды сообщал прибывшим, что их ждет смерть от газа. Напротив, они делали все, чтобы управлять толпой и развеять опасения прибывших евреев в том, что их ждет что-то плохое. И те, кто не верил словам служащих СС, верили своим братьям по расе. Поэтому, а также из соображений удобства и для того, чтобы обеспечить спокойное и тихое осуществление процесса, зондеркоманда всегда набиралась из евреев, желательно из той страны, откуда была доставлена очередная их партия. Прибывшие расспрашивали их о жизни в лагере, о том, не встречался ли им кто-нибудь из их близких, отправленных в лагерь раньше. Было интересно наблюдать, какую искусную, изощренную ложь придумывали в ответ на все эти вопросы члены зондеркоманды, а также то, какой силой убеждения обладала их ложь.

Поведение зондеркоманды было странным. Они, безусловно, знали, что их ждет та же судьба, что и других братьев по расе, в уничтожении которых они помогали. Но они делали свою работу с добросовестностью и тщательностью, которая всегда вызывала у меня удивление. При этом с полным равнодушием, как что-то будничное. И до своего последнего часа они постоянно либо что-то ели, либо курили. Даже во время отвратительной работы по сожжению трупов, когда у них выдавалось свободное время, они сидели неподалеку от печей и ели».

В своей книге «Я был помощником доктора Менгеле из Освенцима» д-р Миклош Носли вспоминает, что между эсэсовцами и членами зондеркоманды были странные отношения. Палачи и их жертвы могли в свободное время поговорить «за жизнь» и даже сыграть друг с другом в футбол.

Но рано или поздно все заканчивалось. Численность зондеркоманды зависела от того, какое количество новых жертв доставляют эшелоны в Освенцим. Периодически, как уже было сказано, зондеркоманды ликвидировались. Самая большая из таких ликвидаций была проведена в декабре 1942 года, когда за один день были уничтожены 400 членов зондеркоманды. Уже назавтра была набрана новая команда из евреев, прибывших из Польши.

При этом офицеры СС, во-первых, тщательно следили за тем, чтобы зондеркоманда была загружена работой настолько, чтобы у ее членов не было времени задуматься над своим положением и замыслить бунт или побег, а во-вторых, постоянно пытались уловить настроение внутри зондеркоманды. В случае, если что-то вызывало подозрение, моментально следовала ее ликвидация. Но рано или поздно должен был наступить момент, когда «работники печей» должны были хотя бы попытаться встать с колен и из биороботов снова превратиться в людей.

«Мы – не рабы. Рабы – не мы»

В 1944 году в Освенцим стали прибывать эшелоны с евреями из Венгрии. К тому времени немцы уже поняли, что проигрывают войну, но уничтожение евреев – «окончательное решение еврейского вопроса» – было объявлено едва ли не главной целью политики Германии.

Живыми из ада Освенцима, после освобождения концлагеря 27 января 1945 года Красной армией, вышли всего 6 000 узников

Именно в эти дни члены зондеркоманды попытались сообщить миру и своим соплеменникам в Венгрии правду о том, что происходит в Освенциме. Они подготовили статистику о количестве ежедневно уничтожаемых в лагере евреев, а также каким-то образом сделали фотографии трупов и крематориев. Эта информация была передана зондеркомандой членам действовавшего в лагере подполья, состоявшего из узников других национальностей, – в надежде, что те сумеют переправить ее за рубеж. Увы, эта надежда не оправдалась.

В мае 1944 года несколько евреев сумели сбежать из Освенцима и добраться до Словакии. Однако когда они стали рассказывать о том, что происходит в Освенциме, им попросту не поверили.

Тем временем Красная армия продолжала успешно наступать, и количество эшелонов, прибывающих в Освенцим, уменьшалось день ото дня, а значит, уменьшалась и потребность немцев в зондеркоманде. Понимая, что смерть близка, члены зондеркоманды стали готовить восстание, чтобы умереть, сохранив честь и человеческое достоинство.

Поначалу они планировали поднять общее восстание узников Освенцима, но члены лагерного подполья дали им понять, что советская армия уже близко, и они предпочитают ее дождаться. Работники зондеркоманды такой роскоши себе позволить не могли, и потому продолжили готовить восстание, одновременно рассчитывая на помощь подполья хотя бы в передаче оружия.

Так как при лагере действовал большой завод по производству боеприпасов, несколько работающих там девушек сумели вынести на себе порох и взрывчатку. Активисты антифашистского подполья передали зондеркоманде сделанные ими заточки, а самодельные гранаты и мины делались из обычных консервных банок.

Предполагалось, что восстание начнут одновременно всеми четырьмя зондеркомандами, работавшими у лагерных печей. Однако жизнь, как это часто бывает, спутала эти планы.

Когда 7 октября 1944 года команда СС прибыла к крематорию номер 4 со списком 300 из 451 членов зондеркоманды, подлежащих уничтожению, работники зондеркоманды набросились на нацистов и забросали их гранатами. 3 эсэсовца были убиты и порядка 30 ранены. Отобрав у них оружие и заперев их в здании, члены зондеркоманды решили взорвать и поджечь его. В результате их действий четвертый крематорий был уничтожен и больше никогда уже не действовал.

Взметнувшееся вверх пламя было замечено в других частях лагеря, и охрана немедленно заблокировала все выходы из других крематориев, задействовав ворота с электрическим приводом. Одновременно эсэсовцы стали стягивать крупные силы к четвертому крематорию. Зондеркоманда пошла на прорыв, в ходе которого большинство ее членов погибли, но часть, как ни странно, смогла уйти. Пройдя 9 км, беглецы добралась до бывшей деревни Райско, где располагалось одно из подразделений Освенцима. Здесь участники прорыва были уничтожены.

Так закончилась история единственного восстания в лагере смерти Освенцим, он же Аушвиц-Биркенау. Из всех его участников выжили только трое: братья Авраам и Шломо Драгун и Филипп Миллер. Судя по всему, Миллер укрылся в руинах взорванного четвертого блока, а братья Драгун в ходе прорыва откололись от основной группы и спрятались в пятом блоке.

Сразу после подавления мятежа гестапо приступило к его расследованию и арестовало четырех девушек, работавших на заводе боеприпасов. Несмотря на чудовищные пытки, девушки не назвали ни одного имени и в итоге были повешены на лагерном плацу.

«История этого мятежа достойна быть вписанной золотыми буквами в историю Холокоста. Это была, прежде всего, победа человеческого духа над всеми попытками немцев сломить его, поместив людей в ужасные условия и, по сути, превратив их в скот», – считает Гидеон Грейф.

17 января 1945 года нацисты распахнули двери остальных бараков, где жили работники зондеркоманды, и велели им выходить наружу. Зная, что на выходе из барака по ним будет открыт огонь, люди стали выпрыгивать в окна, пытаясь смешаться с тысячами и тысячами других узников лагеря. Некоторым это удалось, и они стали участниками начавшегося 18 января «марша смерти». На протяжении всего этого «марша» эсэсовцы требовали, чтобы члены зондеркоманд вышли из строя и назвали свой номер, но ни один не отозвался.

 ***

Как уже было сказано, последним из бывших членов зондеркоманды ушел в лучший мир Элиэзер Айзеншмидт, один из тех, кто изготавливал гранаты для восстания. После освобождения из лагеря он женился на девушке из числа бывших узниц, и в 1946 году они вместе приехали в Израиль, где вырастили двоих детей и семерых внуков. Один из внуков Айзеншмидта погиб во время службы в ЦАХАЛе.

Так история завершила свой круг, чтобы начать двигаться дальше, по новому витку бесконечной спирали…

Газета «Новости недели», Тель-Авив, информационный партнер «Кстати»

Ян СМИЛЯНСКИЙ

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »