Оперный сезон в Опере Сан-Франциско, концерты и спектакли

Оперный сезон в Опере Сан-Франциско, концерты и спектакли

Оперный сезон 2023/24 из восьми названий открывает вердиевский «Трубадур». За ним следует «(Р)еволюция Стивена Джобса» Мейсона Бейтса. Премьера оперы в Сан-Франциско задержалась из-за отмененного сезона во время пандемии.

Share This Article
Композитор Мейсон Бейтс

Как и прежде, сезон разделен на две половины: на основную осенне-зимнюю из пяти опер (с сентября по декабрь) и на короткую летнюю (в мае и июне 2024 года пройдут три оперы). Сезон включает три премьеры трех современных опер. Это «(Р)еволюция Стивена Джобса», «Омар» Майкла Абельса и «Невинность» недавно скончавшейся Кайи Саарихо, финского композитора, жившей в Париже. Это смелый и интересный шаг со стороны компании в поисках нового репертуара и способной его оценить публики.

Opera Ball открывает второе столетие в истории Оперы Сан-Франциско концертом, торжественным ужином и коктейлем с непременным парадом вечерних туалетов и бриллиантов.

Событие украсят дирижерская палочка в руках Юн Сун Ким, звездная пара не только на сцене, но и в жизни – тенор Роберто Аланья и сопрано Александра Курзак, другие артисты, арии из «Тоски», «Паяцев», «Веселой вдовы», «Манон Леско», «Самсона и Далилы» в их исполнении.

8 сентября,

sfopera.com/operaball

 

Через два дня после открытия сезона пройдет ежегодный бесплатный концерт San Francisco Chronicle Presents Opera in the Park. Прозвучат музыкальные номера и арии из классики оперного, в том числе итальянского, репертуара.

10 сентября,

Robin Williams Meadow in Golden Gate Park

 

Екатерина Семенчук

Дирижер и музыкальный руководитель Оперы Сан-Франциско Юн Ким Сун продолжает начатую с 2022 года инициативу включать в каждый сезон по одной опере Джузеппе Верди и Рихарда Вагнера.

Наряду с «Травиатой», с которой и началось обращение к наследию Верди, и «Риголетто», «Трубадур» (1852) относится к его главным произведениям 1850-х годов.

В основе сюжета – любовный треугольник между трубадуром Манрико (мексиканский тенор Артуро Чакон-Круз), герцогиней Леонорой (американское сопрано Энджел Блю) и графом ди Луна (румынский баритон Георге Петян).

Примечателен интернациональный состав участников – Чакон-Круз, Блю, впервые поющий в Сан-Франциско Петян.

В роли цыганки Азучены, укравшей Манрико в раннем детстве и воспитавшей его как сына, блистательная меццо-сопрано Екатерина Семенчук, выступающая на основных мировых сценах и певшая ранее в Опере Сан-Франциско в 2015–2016 годах в «Луизе Миллер» и «Аиде». Ее Сантуцца в «Паяцах» на сан-францисской сцене в 2018-м принесла ей новых поклонников и похвалу критики. На счету артистки – выступления в Ла Скала, «Арена ди Верона», Метрополитен-опере.

В Сан-Франциско «Трубадур» впервые был поставлен в 1924 году, и в многочисленных постановках в последующие десятилетия пели прославленные оперные певцы, включая итальянку сопрано Ренату Скотто в 1975 году. Спектакль 12 сентября, открывающий сезон, посвящен ее памяти.

Шотландский оперный и театральный режиссер Дэвид Маквикар в решении визуальных образов спектакля обращается к живописи Франсиско Гойи и его сумрачной палитре. Либретто по романтической драме испанского драматурга Антонио Гарсиа Гутьерреса дает к этому все основания.

Il Trovatore ,

12 сентября – 1 октября

 

О Стиве Джобсе и том, как он изменил и революционизировал современный мир, опера Мейсона Бейтса, яркого и талантливого композитора и признанного экспериментатора в традиционной и электронной музыке.

Бейтсу сорок шесть лет, он много и успешно сотрудничает с SF Symphony с 2009 года. По заказу Филармонии Сан-Франциско им были написаны Liquid Interface, The B–Sides, Alternative Energy, ставшие хитами. Музыка к фильмам упрочила его успех.

Бейтс сотрудничает с Даниилом Трифоновым, исполнившим фортепианный концерт с оркестром Филармонии Сан-Франциско.

На раннем этапе карьеры Бейтс работал диджеем и смело впрягал и цитировал классическую музыку в клубных сетах. Позднее он стал использовать при написании музыки звуки коллайдера по расщеплению атома и космические шумы и звуки из архива НАСА. С начала 2000-х Мейсон Бейтс тесно связан с Берклийским университетом и его музыкальными программами, там он получил докторскую степень по композиции, а живет в Бурлингейме. Так что Бейтса можно смело называть калифорнийским композитором.

Его интерес к жизни и наследию Стива Джобса и инновационному духу Силиконовой долины привели к принятию заказа от Оперы Санта-Фе при участии других компаний-созаказчиков, в том числе нашей SF Opera. Премьера с успехом состоялась в Санта-Фе в 2017-м.

В либретто Марка Кэмбелла предпринята попытка рассказать о Джобсе (1955– 2011), бизнес-магнате, изобретателе и инвесторе, в свете его увлечения буддизмом на основе концепции энсо («круг»), символа дзэн-буддизма. Круглая форма символизирует сокровенные духовные истины и помогает постигнуть настоящий момент времени. «Символ простоты и наполненности, равновесия и гармонии, начала и конца и истинной природы реальности» используется для раскрытия образа героя через серию отсылающих в прошлое сцен – основных моментов жизни и карьеры Джобса (баритон Эдвард Паркс). Здесь и сложные отношения с женой Лорен Пауэлл (меццо-сопрано Саша Кук), и многолетняя дружба-соперничество с партнером Стивом Возняком (тенор Гаррет Сорренсон), и разрыв и окончание романа с Крисан Бреннан (сопрано Джессика Джоунс), и долгое неприятие их общей дочери Лизы.

В названии (R)evolution of Steve Jobs присутствует также игра со словом «эволюция». Бейтс и Кэмбелл делают образ Джобса многоплановым посредством используемых ими художественных приемов за полтора часа сценического действия без антракта.

The (R)evolution of Steve Jobs,

22 сентября – 3 октября,

sfopera.com

(415) 864-3330

 

Стоит отметить своеобразную перекличку Оперы Сан-Франциско с Оперой Лос-Анджелеса. В прошлом году в Лос-Анджелесе состоялась премьера оперы Omar, в ноябре «Омар» выходит в Сан-Франциско. Хит завершившегося сан-францисского летнего сезона El Ultimo Sueno de Frida e Diego в афише Оперы ЛА в ноябре и декабре.

Годом основания LA Opera считается 1986 год, и отсчет идет от вердиевского «Отелло» с Пласидо Доминго в заглавной партии, возглавлявшего компанию с 2003-го по 2019 годы. Спектакли и концерты проходят в Dorothy Chandler Pavillon.

В конце сороковых годов существовала компания Los Angeles Civic Grand Opera, спектакли шли в помещении церкви в Беверли-Хиллз при финансовом покровительстве Франческо Паче, мебельного фабриканта и большого любителя оперы.

Спектакли Оперы Сан-Франциско регулярно показывались в Лос-Анджелесе с 1937-го по 1969 год. Нынешний сезон в ЛА открывает «Дон Жуан» Моцарта, всего в афише этого и следующего года девять опер.

Примечательно, что El Ultimo Sueno после Сан-Франциско появится на лос-анджелесской сцене, а к нам на Север приезжает Omar, а ряд солистов и дирижеров участвуют в спектаклях обеих оперных компаний.

Don Giovanni,

23 сентября – 15 октября,

laopera.org

 

Филармония

Леонидас Кавакос
Леонидас Кавакос

Сезон откроется гала-концертом из музыкальных номеров из «Дон Жуана» Рихарда Штрауса, романтических «Песен странствующего подмастерья» Густава Малера, «Нот в духе рэпа» Андреса Хиллборга и «Болеро» Равеля в финале. Дирижерская палочка в руках Салонена и первоклассные баритон Саймон Кинлисайд, сопрано Хила Плитманн и другие звездные исполнители обещают достойное открытие сезона.

Opening Night Gala,

22 сентября

 

Эса-Пекка Салонен, оркестр Филармонии и скрипач-виртуоз Леонидас Кавакос исполнят Скрипичный концерт Чайковского, новое сочинение Винтона Марсалиса и «Альпийскую симфонию» Рихарда Штрауса.

Salonen Conducts An Alpine Symphony,

29–30 сентября, 1 октября,

sfsymphony.org,

(415) 864-6000

 

Джаз-центр

Каманэ исполняет фадо

Один из лучших исполнителей фадо, португальский певец и музыкант Каманэ начал свою артистическую карьеру на сценах музыкальных театров и кабаре. Успех к нему пришел с выходом сольного альбома «Ночь фадо» в 1995 году.

Жанр этот, как и танго, появился в начале девятнадцатого века в портовых борделях и тавернах, когда матросы распевали баллады о разбитом сердце и горькой судьбе. За пределами Португалии фадо получил известность прежде всего благодаря Амалии Родригес, а из ныне концертирующих исполнителей – Маризе и Ане Мора.

Camane,

6 сентября

 

Ледиси, звезда ритм-энд-блюз, подготовила программу из хитов Нины Симон. Ледиси – уроженка Нового Орлеана, но ее карьера в джазе началась в Окланде.

В сопровождении джаз-оркестра она споет знаменитые песни королевы соула Нины Симон.

Ledisi Sings Nina,

8 сентября,

SF Symphony,

sfjazz.org

 

Мюзикл на сцене ACT

Премьерный мюзикл Hippest Trip-The Soul Train Musical – рассказ языком музыкального театра о популярном телешоу Soul Train, участники которого, темнокожие американцы, несли в многочисленную телеаудиторию афроритмы и особый броский вид эстрадного танца, стиля в одежде и поведения на телеэкране.

Итак, Чикаго, 1971 год. Дон Корнелиус, черный антрепренер и радиодиджей, активно продвигает афроамериканских исполнителей на телевидении. Через год после появления в региональном эфире его танцевальное шоу подхватывает крупный канал, и шоу теперь смотрят по всей стране. Оно бьет рекорды популярности и становится одним из самых долгоживущих в программной сетке.

На протяжении 40 лет элегантный и знающий, чего он хочет, Корнелиус задавал тренды и открывал звезд, включая Рози Перес и Джоди Уотли. Мюзикл о его карьере, пристрастиях и том, как музыкальное шоу «Музыкальный соул-поезд» покорило Америку.

Hippest Trip The Soul Train Musical,

ACT The Toni Rembe Theater,

до 8 октября,

act-sf.org

Cal Performances

 

Художник Ай Вэйвэй
Питер Селларс

Поскольку Cal Performances – подразделение Берклийского университета, сезон в этом году начнется с круглого стола с тремя именитыми участниками: известным китайским художником Ай Вэйвэем, не менее известным театральным режиссером Питером Селларсом и директором Центра американо-китайских отношений Орвиллом Шеллом.

Инсталляция Вэйвэя @Large на Алькатрасе в 2014–2015 гг. получила громкую известность. Художник использовал пространство бывшей тюрьмы для разговора о свободе и попытке подавления духа человека властью, поднимая тему изгнания, тюремного заключения и репрессий.

Свои взгляды выскажет и продолжит диалог с Вэйвэем Питер Селларс, чьи постановки шли и на сцене Зеллербах-холла, и в Сан-Франциско, и по всему миру. Селларс многие годы, помимо чисто постановочной работы в музыкальном театре, занимался изучением китайской истории и философии. В качестве модератора их беседы за круглым столом выступит китаист, в прошлом возглавлявший факультет журналистики в Университете Беркли, Орвилл Шелл. Встреча двух мэтров современного искусства и представителя интеллектуально-академического мира обещает быть насыщенной и интересной.

Ai Weiwei with Peter Sellars & Orville Shell,

24 сентября,

Zellerbach Hall,

calperformances.org

Георгий ВЛАСЕНКО

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »