Обзор DVD Выпуск 279

Share this post

Обзор DVD Выпуск 279

«Дурная слава» – один из самых совершенных фильмов Хичкока. И один из самых популярных. Великолепный сценарий, написанный режиссером совместно с легендарным Беном Хектом*, отличная работа оператора Теда Тецлаффа, звездный дуэт Ингрид Бергман и Кэри Гранта – и все это под полным контролем мастера.

Share This Article

Notorious. A film by Alfred Hichcock. 1946. The Criterion Collection. Blu-Ray. («Дурная слава». Режиссер – Альфред Хичкок).

В фильме, снятом сразу после войны, Алисия (Ингрид Бергман), дочка разоблаченного немецкого шпиона, соглашается сотрудничать с ФБР, чтобы расколоть шпионскую ячейку в Рио-де-Жанейро.

В фильме есть все: детективный сюжет, саспенс, любовь, ревность и коварство. По выходе лента была высоко оценена как зрителями, так и критикой, и за прошедшие семьдесят с лишним лет она, при различных опросах, не раз попадала в десятку лучших фильмов в истории кино.

Хотя в картине нет никакого технического щегольства, в любой книжке, посвященной Хичкоку, вы найдете описание одного кадра из «Дурной славы». В кадре, снятом сверху, мы видим два крыла лестницы, идущие вниз с жилого этажа в полную народу гостиную. На этом общем плане среди гостей можно различить Алисию, стоящую к нам спиной, камера приближается – и наконец в кадре оказывается только рука Алисии, сжимающая ключ. Украденный Алисией ключ. Ключ от кладовки, в которой хранятся не только винные запасы, но и, в винных бутылках, образцы уранового песка.

Этот наезд от общего плана к сверхкрупному поразил современников. В те времена не было трансфокаторов (объективов с переменным фокусным расстоянием).** С трансфокатором такой наезд мог быть сделан камерой, стоящей на одном месте – оператор просто поворачивал кольцо, меняющее фокусное расстояние объектива. Без трансфокатора наезд мог быть сделан только физическим перемещением камеры, то есть она должна была действительно приближаться к объекту. Как это делалось? Камеру помещали на специальную тележку, доли (dolly), и от того места, где наезд начинался, до того места, где он заканчивался, прокладывали рельсы. Во время съемки дольщики толкали тележку с той скоростью, с какой указал им оператор. В случае «Дурной славы» этот способ был непригоден: по воздуху рельсы не проложишь. В такой ситуации пользовались операторским краном. Траекторию, скорость и плавность движения режиссер и оператор должны были согласовать и отрепетировать с кранмейстером. Кроме того, при наезде – хоть по рельсам, хоть с крана – оператор должен был не забывать о параллаксе*** и одновременно не упускать резкость, меняя фокусировку с той же скоростью, с какой камера приближалась к объекту. Неудивительно, что подобные кадры были большой редкостью.

Кроме кадра с ключом, в фильме есть одна сцена, которую отмечают все историки кино: трехминутный поцелуй. По правилам, которым обязаны были следовать кинематографисты («Кодекс Хейса»), поцелуй на экране должен быть коротким. У Хичкока Ингрид Бергман и Кэри Грант обмениваются множеством коротких поцелуев, и эта длящаяся около трех минут сцена, укладываясь в правила, выглядит не менее эротично, чем один продолжительный поцелуй.

***

Это не первое издание «Дурной славы» на диске Blu-ray. В 2011 году владеющая правами на фильм студия MGM выпустила довольно приличное издание картины на Blu-Ray.

Нельзя сказать, что сегодняшнее издание Criterion Collection так же заметно отличается от MGM-овского издания, как 8 лет назад MGM-овский Blu-Ray отличался от предшествующих изданий фильма на DVD. Но все же прошло 8 лет, и аппаратура, используемая для сканирования и реставрации, значительно продвинулась вперед. Главное отличие в разрешении изображения: издание MGM – 2К, нынешнее издание Criterion – 4К. То есть разрешение на диске Criterion превосходит старое издание MGM приблизительно вдвое по каждой стороне кадра. Отсюда резкость изображения в издании Criterion Collection выше, само изображение несколько светлее и более отчетливо ощущается фактура пленки, зерно, как будто мы смотрим фильм не на телевизионном экране, а в кинотеатре.

*Бен Хект, родители которого приехали в Америку из Минска, написал сценарии множества первоклассных фильмов. Самый первый его сценарий, «Подполье» (1925), написанный для Джозефа фон Штернберга, принес ему «Оскара». Еще одну статуэтку Хект получил десять лет спустя, в 1935 году, за сценарий к фильму «Подлец», который сам он и поставил. Хект – автор сценариев таких выдающихся фильмов, как «Унесенные ветром» (режиссер – Виктор Флеминг), «Грозовой перевал» (режиссер – Уильям Уайлер), «Ганга Дин» (режиссер – Джордж Стивенс).

 **Трансфокаторы уже существовали, но качество изображения было не очень высоким. Активно трансфокаторы стали применяться кинематографистами только в середине пятидесятых годов прошлого века.

***Параллакс – это расхождения границ кадра в окуляре видоискателя и изображения, которое получается на пленке. Параллакс возникает из-за того, что пленка видит и фиксирует изображение, прошедшее через объектив, а оператор видит картинку, образованную другой оптической системой, системой видоискателя, несколько смещенной по отношению к объективу. На общих планах параллакс не очень заметен, однако на средних и, конечно, на крупных планах он может стать причиной роковой ошибки.

Edgar Allan Poe. Buried Alive. A film by Eric Stange. 2017. DVD. PBS. («Заживо похороненный. Эдгар Аллан По». Режиссер – Эрик Стандж).

Этот фильм, посвященный Эдгару По, снят в очень популярной на американском телевидении манере. Зрителю предлагают рассказ о жизни какого-нибудь знаменитого человека (писателя, ученого, спортсмена, политического деятеля), в котором факты биографии и документы, а если доступны, то и визуальные исторические материалы, чередуются с драматизацией каких-то событий из жизни героя. Иногда это раздражает, особенно если рассказ полон пафоса или неумеренной сентиментальности. Но бывают и удачи.

Удачей я бы назвал и фильм об Эдгаре По. И этой удачей фильм главным образом обязан Денису О’Хэру в роли По и Кэтрин Тернер, взявшей на себя роль закадрового рассказчика.

Разумеется, ничего нового этот фильм не открывает. Но для тех зрителей, а их, я думаю, большинство, которые не знакомы с биографией замечательного американского писателя, этот фильм несомненно будет интересен. Эдгар По был поэтом, драматургом, автором рассказов, журналистом, редактором, литературным критиком. Он был родоначальником жанра, который мы сегодня называем детективным. Схема, придуманная По – сыщик, который умеет рассуждать логически и анализировать, и его немного наивный помощник (приятель, биограф), рассказывающий нам эти истории, – стала канонической. Например, Шерлок Холмс и доктор Ватсон у Конан Дойла или Эркюль Пуаро и капитан Артур Гастингс у Агаты Кристи.

Понятно, что фильм не обходит стороной всяческие предположения о причинах загадочной смерти сорокалетнего писателя. Отсюда и название фильма: одна из легенд о его смерти говорит, что Эдгар По впал в летаргический сон и был похоронен живым.

«Обычная женщина». Режиссер – Борис Хлебников. 2018. LookFilm. DVD.

В России сейчас производится множество телевизионных сериалов. Тут и низкопробные политические агитки (вроде «Спящих»), тут и экранизации классики (вроде «Хождений по мукам»), тут и разнообразные биографии (вроде «Троцкого»: и «Хождения по мукам», и «Троцкий» доступны на Netflix)… Сегодня, даже не выходя из дома, вы можете посмотреть два десятка российских сериалов на Netflix и бесконечное количество на YouTube. Поэтому, я боюсь, немногие из наших читателей обратят внимание на этот девятисерийный фильм. Никак не помогает выделить «Обыкновенную женщину» из потока среднестатистической халтуры и аннотация, довольно вульгарная, которой студия снабдила сериал: «У 39-летней Марины успешный цветочный бизнес и крепкая дружная семья: муж – хирург, дочери учатся в частной школе и в крутом институте. Окружающим кажется ее жизнь идеальной. Но все это только кажется. За красочным фасадом скрываются страшные тайны: у мужа есть любовница, старшая дочь – прогульщица и наркодилер, младшая – социопатка, а сама Марина – не цветочница, а сутенерша, которая скрывает от родных теневой бизнес. Правда стремится вырваться наружу, когда одну из «работниц» Марины обнаруживают мертвой».

Прочтя такую аннотацию, можно подумать, что перед нами очередной многосерийный детектив. Но это не совсем так, точнее совсем не так.

Российские критики пишут, что этот сериал не вызвал большого восторга у провинциальных зрителей, но городской зритель несомненно выделил его из множества других. Как выделили его и сами критики.

Впрочем, специального внимания рецензентов можно было ожидать: «Обычная женщина» – работа одного из ведущих российских кинорежиссеров.

Главная героиня этого девятисерийного фильма Марина Лаврова (превосходно сыгранная Анной Михалковой) – обыкновенная женщина. У нее обыкновенная семья. Она не злодейка, она не циничная бандерша. Она просто работает. Так получилось. Как это получилось, мы узнаем только в последней серии, которая рассказывает о том, что произошло четыре года назад.

«Это самая мучительная из серий накаленного по сюжету фильма, – написал в своей рецензии кинокритик «Российской газеты» Валерий Кичин, – смотреть ее невыносимо трудно, потому что из всех ужасов самый ужасный – зрелище наглой несправедливости, творящейся на наших глазах. Когда человека, который пытается жить по человеческим нормам, с ухмылкой втаптывают в грязь – и это, преступное, объявлено новой нормой. Новой рутиной, обыденностью, средой обитания. И пробить эту бетонную стену, как мы знаем по жизни, уже не удастся – обложили со всех сторон».

***

Фильм очень прилично трансформирован. Все девять серий, каждая по 43 минуты, уместились на одном диске. Никаких дополнительных материалов на диске нет.

Михаил ЛЕМХИН

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »