Обзор DVD Выпуск 263

Share this post

Обзор DVD Выпуск 263

Woman of the Year. A film by George Stivens. 1942. The Criterion Collection. Blu-Ray. («Женщина года». Режиссер – Джордж Стивенс.) Джордж Стивенс (1904–1975) снял комедию «Женщина года» в 1942 году. К этому времени он был уже автором трех десятков фильмов, и это были легкие развлекательные ленты. В картине «Женщина года» есть какие-то разговоры о войне, […]

Share This Article

Woman of the Year. A film by George Stivens. 1942. The Criterion Collection. Blu-Ray. («Женщина года». Режиссер – Джордж Стивенс.)

woman-of-the-year-criterionДжордж Стивенс (1904–1975) снял комедию «Женщина года» в 1942 году. К этому времени он был уже автором трех десятков фильмов, и это были легкие развлекательные ленты. В картине «Женщина года» есть какие-то разговоры о войне, имеется ребенок-беженец, но в интонации рассказа, в атмосфере фильма никакой войны не чувствуется. Битва за Англию? Сталинград?.. Все это там, далеко.

Сэм (Спенсер Трейси) и Тэсс (Кэтрин Хепберн) работают в одной и той же газете: он – спортивный корреспондент, она – журналист-международник. Она – дочка сенатора, хорошо образованная, знающая языки, побывавшая во многих странах, он – простой американский парень, увлекающийся бейсболом. Он не бывает на дипломатических приемах, она не интересуется спортом. Они встретились в том единственном месте, где такие разные люди могли бы встретиться, – в кабинете редактора газеты. Первая искра взаимного интереса, влюбленность – и вот они муж и жена.

Но их совместная жизнь совершенно не соответствует представлениям Сэма о том, какой должна быть семья. Как-то так все время получается, что Тэсс занята важным делом, а Сэм оказывается в лучшем случае частью ее антуража. После очередного столкновения между супругами Сэм складывает чемодан и перебирается из роскошной квартиры в Манхэттене в свой старый дом в Риверсайде.

Фильм заканчивается тем, что Тэсс пытается стать хорошей женой: рано утром, пока Сэм еще спит, она приезжает в Риверсайд и принимается готовить мужу завтрак. Что из этой затеи получается, вы можете догадаться. Скажу только, что это самая смешная сцена в картине.

***

Фильм превосходно отреставрирован. На диске вы найдете множество дополнительных материалов.

***

Во время съемок этого фильма начался роман Кэтрин Хепберн и Спенсера Трейси, который продлился до самой смерти Трейси в 1967 году.

***

В 1943 году Джордж Стивенс возглавил так называемое киноподразделение американской армии. Он снимал высадку союзников в Нормандии, освобождение Парижа, снимал в концлагере Дахау, готовил материалы лагерной кинохроники для Нюрнбергского процесса.

После войны легких развлекательных фильмов Стивенс больше не снимал. В его послевоенных фильмах – «Место под солнцем», 1951 год (по роману Драйзера «Американская трагедия»), «Шейн», 1953, «Гигант», 1956, «Дневник Анны Франк», 1959, «Величайшая из когда-либо рассказанных историй», 1965 (картина базируется на Новом Завете) – нет места для смешного.

103025_frontBuena Vista Social Club. A film by Wim Wenders. 1999. The Criterion Collection. Blu-Ray. («Клуб Буэна Виста». Режиссер – Вим Вендерс.)

Американский гитарист, композитор и продюсер Рэй Кудер и кубинский продюсер Хуан Гонзалес собрали группу легендарных кубинских музыкантов, чтобы записать альбом Buena Vista Social Club. Большинству музыкантов было за семьдесят, а некоторым и за восемьдесят. Почти все они к этому времени были основательно забыты.

Рэй Кудер рассказал о проекте своему приятелю Виму Вендерсу и дал ему кассету с первыми, еще не микшированными записями. Музыка Buena Vista Social Club произвела на Вендерса такое впечатление, что он за неделю собрал киногруппу и отправился с Рэем Кудером в Гавану.

Вим Вендерс любит музыку и умеет говорить о ней на языке кино. И в фильме Buena Vista Social Club он не просто зафиксировал какие-то моменты студийной работы или эпизоды концертов. Вендерс показал рождение музыки.

Окончательным результатом работы Рэя Кудера был музыкальный альбом. И альбом этот разошелся в миллионах копий по всему миру.

Wim Wenders_by_LemkhinВим Вендерс, со своей стороны, рассказывает не только о музыке, но и о людях, для которых музыка оказалась наиболее адекватным языком самовыражения.

Эти 70–80-летние люди не просто виртуозно исполняют чьи-то композиции: в этой музыке – смысл их существования. Музыка наполняет их жизнь смыслом, несмотря на то что они живут практически в трущобах (где холодильник*, скажем, – несбыточная мечта), несмотря на то что, например, у восьмидесятилетнего Рубена Гонзалеса, несомненно, одного из лучших джазовых пианистов мира, нет своего собственного инструмента, а чтобы заработать на жизнь, он служит тапером в спортивной школе.

***

С тех пор прошло без малого 20 лет. Buena Vista Social Club утратил характер сенсационной находки и прочно занял свое место в истории кубинской музыки и, что, наверное, гораздо важнее, в живой музыкальной культуре.

Разумеется, утратил сенсационный характер и фильм Вендерса. Однако это по-прежнему совершенно живой фильм. Но не потому что он рассказывает о музыке и музыкантах, нынче общепризнанных, а потому что он рассказывает о том, как музыка делает людей счастливыми.

***

Фильм прекрасно отреставрирован. На диске вы найдете множество дополнительных материалов.

—————————————————

*Ибрагим Феррер, солист Buena Vista Social Club, получив после выхода фильма и музыкального альбома значительные для жителя Кубы деньги, купил себе и соседям на своей улице по холодильнику и по большому телевизору. «Правда, электричество в Гаване бывает далеко не всегда», – шутливо комментирует Вим Вендерс.

«Рай». Режиссер – Андрей Михалков-Кончаловский. Walt Disney Studios. Sony Pictures Releasing. DVD. 2016. На немецком, французском и русском языках с закадровым дикторским переводом на русский.

14948940-927539Это, вероятно, самая амбициозная картина Михалкова-Кончаловского после «Ближнего круга» (1991). Русская эмиграция в Париже, гестапо, Сопротивление, Холокост.

Ольга, русская эмигрантка, княгиня, пытается спрятать во время облавы двух еврейских детей. Спасти их не удается, а ее саму арестовывают. Княгиня – не просто гуманный человек, она участник французского Сопротивления. Ее дело ведет француз-коллаборационист Жюль. Она предлагает Жюлю себя – демонстрируя свое нижнее белье – в обмен на облегчение участи ее арестованного товарища (которому подручный Жюля уже успел разбить молотком колено). Ей выдан кусок мыла, стол накрыт, вино, закуски. И койка тут же, два шага от накрытого стола. Но закуски остаются несъеденными, а вино – невыпитым: Жюля-коллаборациониста как раз пристреливают бойцы Сопротивления.

Ольгу отправляют в концентрационный лагерь. В лагере она встречает этих самых детей, почему-то они бесхозно болтаются по лагерной территории, и Ольга забирает их в свой барак (если не в кино, а по-настоящему, то четырех-пятилетних детей не могло быть в лагере: прямо с железнодорожной платформы при сортировке они были бы отправлены в крематорий, а затем – в печь).

Параллельно молодой немецкий аристократ Хельмут, увлеченный нацистской идеей, поступает на службу в СС, и рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер лично дает ему специальное задание. Задание такое: проинспектировать концлагеря на предмет выявления коррупции. Хельмут вообще-то необыкновенный человек. Честный и бескорыстный, он увлечен идеей великой Германии, но главное увлечение его жизни – Чехов. Кстати, тут же, в лагере, он сталкивается с Фогелем, своим старым товарищем, который, как и Хельмут, изучал до войны русскую литературу и и боготворил Чехова. Фогель давно уже разочаровался в фашистских идеях и для успокоения совести пьет горькую. (Надо отметить: для одного фильма – или, точнее, для одного лагеря – концентрация интеллигентых эсэсовцев просто поразительная.)

До войны Хельмут был влюблен в Ольгу, с которой он встретился на итальянском курорте. В лагере этот поклонник Чехова говорит Ольге: «Прими душ и ложись в постель».

Дело идет к концу войны. Хельмут добывает (не выходя из лагеря!) документы для себя и Ольги и уговаривает ее отправиться с ним в Южную Америку. Но Ольга выбирает газовую камеру, добровольно заняв место другой заключенной, той, которой поручены двое подобранных Ольгой в лагере еврейских детей. Ни дать ни взять – прямо-таки Януш Корчак в юбке.

Этот сюжет, скомпонованный из отдельных фрагментов, перебивается фрагментами же монологов Ольги, Хельмута и эпизодически вовлеченного в историю коллаборациониста Жюля. На сером фоне (фильм черно-белый, снятый в старом формате 4:3), за серым столом, одетые в какую-то одинаковую серую одежду, эти трое по очереди рассказывают свои истории. Кому? Нам? Богу? Рассказы их звучат довольно театрально, а в случае Ольги (Юлия Высоцкая) еще и с придуманными драматическими модуляциями.

Впрочем, все здесь придумано. Я не говорю о конструкции фильма – она как раз могла бы дать интересные результаты, если бы… Если бы режиссеру было что сказать.

Фильмов о Второй мировой войне сделано множество. Есть хорошие (например, «Ночной портье»), есть замечательные («Иваново детство», «Двадцать дней без войны») и есть сотни фильмов-зрелищ (наглядный пример – Спилберг с его рядовым Райаном и Шиндлером), с большим пафосом повторяющих азбучные истины. И, разумеется, есть фильмы-обманки, фильмы, такие же пустые, как и зрелищные картины, но выдающие себя за что-то неопределенно глубокомысленное. К этой последней категории и относится, по-моему, картина Кончаловского.

***

Я должен сказать, что с моей оценкой этого фильма многие не согласны. Картина «Рай» получила «Серебряного льва» Венецианского кинофестиваля за лучшую режиссерскую работу, а в России она была отмечена призами обеих киноакадемий: «Никой» и «Золотым орлом».

Портрет Вима Вендерса работы Михаила Лемхина

Михаил ЛЕМХИН

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »