О примате силы

Share this post

О примате силы

При обязательном ежедневном просмотре новостных лент нужно быть готовым к тому, что рутинное сообщение, если взглянуть на него под определенным углом, окажется вдруг аргументом в споре, длящемся в течение многих лет. Это и произошло на днях, когда в СМИ появились цитаты из интервью бывшего высокопоставленного иорданского деятеля Абдельсалама аль-Маджали.

Share This Article

Публикация касалась арабо-израильского, или, как его называют представители прогрессивного человечества, палестино-израильского конфликта. По мнению этих представителей, указанный конфликт состоит в том, что евреи, собравшиеся в результате заговора, начавшегося с известного письма лорда Бальфура, отобрали цветущие земли страны, называемой Палестиной, у истинных ее хозяев, испокон веков живших под сенью кормивших их олив, и создали на этом святом для всех мусульман месте свое сионистское гнездо. Представленная картина лучше всего описывается постмодернистским термином «нарратив», под чем иногда понимают рассказ, который всегда можно рассказать по-другому. Что и делается.

Абдельсалам аль-Маджали во время подписания договора между Израилем и Иорданией. 26 октября 1994 г.  Photo: ISRAELI TSVIKA
Абдельсалам аль-Маджали во время подписания договора между Израилем и Иорданией. 26 октября 1994 г.
Photo: ISRAELI TSVIKA

Известно, что Израиль в результате навязанных ему войн взял под контроль территории, согласно планам ООН предназначавшиеся для нового арабского государства, соседствующего с еврейским, но о создании которого никто не позаботился. Арафат со своими боевиками сидел в Тунисе, куда попал после разгрома в Иордании и бегства из Ливана. Израиль испытывал сильнейшее давление со стороны международного сообщества, подталкиваемого арабо-исламским миром. На левом фланге поговаривали об апартеиде. В этих условиях начался так называемый мирный процесс. Арафата доставили в Рамаллу из Туниса, а его ООП была признана международным сообществом в качестве единственного представителя граждан несостоявшегося арабского государства, которых нарекли палестинцами. Одним из результатов указанного процесса стало укоренение в умах многих того, о чем мы говорили в начале, а именно «палестинского нарратива», по которому выходило, что конфликт начался с письма – и так далее, и тому подобное. В то же время в среде прогрессивной общественности распространилось устойчивое мнение, согласно которому представители арабо-исламского мира в ведении дипломатических дел столь же привержены букве и духу этого благородного занятия, как и их западные коллеги. Следовательно, говорили друг другу знатоки, главное – заключить с палестинскими арабами договор.

Документ, подписанный в сентябре 1995 года, предполагал создание избираемого органа власти автономии, как стали называть подвластную Арафату территорию, на промежуточный период сроком не более пяти лет. Но в 2000 году началась Вторая интифада, и мирный процесс приказал долго жить.

Все это было сказано для того, чтобы читатели немного освежили в памяти события не столь далекого прошлого прежде, чем перейти к интервью иорданского политика. Абдельсалам аль-Маджали ныне малоизвестен, что и понятно: ему 93 года, и последний раз он занимал пост премьер-министра королевства с марта 1997 года по август 1998-го. В 1994 году, во время его первого премьерства, Израиль и Иордания заключили мирный договор, и именно с этим фактом связан интерес к интервью.

Иорданские монархи отличаются от руководителей других арабских стран. Трудно сказать, с чем это связано, но уже первый король Абдалла I ибн Хусейн, будучи в 1922 году эмиром Трансиордании, встречался в Лондоне с будущим первым президентом Израиля Хаимом Вейцманом с целью заручиться поддержкой на известных условиях. Будущий монарх обещал поддержать Декларацию Бальфура в обмен на признание сионистами его притязаний на правление Палестиной. И хотя договориться не удалось, контакты Абдаллы и его потомков с руководителями сначала ишува, а затем и Государства Израиль не прекращались никогда.

Подписанию договора между Иорданией и Израилем также предшествовали разного рода контакты. Это был время прагматичных размышлений и красивых слов. В июле 1994 года премьер-министр Рабин и король Хусейн совещались с Клинтоном в Белом доме. Министр иностранных дел Израиля Шимон Перес заявил что «момент мира настал», а премьер-министр Иордании Абдельсалам аль-Маджали объявил «конец эры войн». Король сказал: «Многие годы в каждой молитве я просил Всевышнего Бога помочь мне стать одним из творцов мира… Это то, о чем мечтал мой великий дед, а сейчас мечтаю я. Мы чувствуем, что близки к осуществлению этой мечты…; естественное придет на смену тому неестественному в нашей жизни, что долгие годы, к сожалению, было естественным».

26 октября 1994 года договор был подписан. Прошла четверть века, и на вопрос, что дал Иордании договор с Израилем, тогдашний премьер аль-Маджали в интервью говорит, что благодаря ему Иордания решила проблему водных ресурсов. И это действительно так. Вплоть до того, что основой договора неофициально называют формулу «мир в обмен на воду». Эту формулу критикуют с обеих сторон. В Иордании, где велик процент палестинских арабов, есть те, кто считает ее предательством «палестинского дела». В Израиле высказывается критика с точки зрения острой нехватки воды для самой страны.

А что же мир, о котором мечтал король Хусейн? Рад ли аль-Маджали тому, что при его участии наступил «конец эры войн»?

Если бы вопрос ему был задан именно так, он бы, конечно, нашел что ответить. Но его спрашивали о другом. Например, о вероятности возвращения «палестинских беженцев» в те города, которые они покинули. И аль-Маджали сказал, что у арабов нет сейчас никакой власти. Что если они когда-нибудь будут иметь военную мощь, они не позволят евреям удержать, например, Хайфу. Они, мол, тогда ее возьмут. И даже более определенно: «Если завтра мы станем сильнее и сможем взять Хайфу силой, неужели мы действительно откажемся от этого только потому, что у нас есть мирный договор с ними?»

Это и есть, по сути, ответ на многолетний спор, который мы упоминали в начале разговора. Спор о том, можно ли доверять представителям арабо-исламского мира, когда вы подписываете с ними договор, основанный на традициях западной дипломатии. Мы тогда сослались на мнение прогрессивной общественности, гласящее, что да, можно. И даже нужно: на основании подобной убежденности Израиль заключил два договора – с Египтом и Иорданией, что принесло еврейскому государству определенную пользу. И конечно они были полезными и для указанных государств. И вот мы читаем, что думает сегодня человек, готовивший и подписывавший договор со стороны одного из них, и видим, что при определенных обстоятельствах вполне возможен пересмотр отношений с применением военной силы.

Что это: угроза, шантаж, апология вероломства? Ни то, ни другое, ни третье. Это то, что всегда нужно держать в голове, ведя переговоры. И не только с представителями арабо-исламского мира. Примеров тому множество. Мы не будем их здесь рассматривать. Тема эта большая и трудная. Мы заметим лишь, что, к сожалению, об этом не думают те, кто требует от Израиля мира немедленно, односторонних болезненных уступок, жертв мирного процесса и многого другого. Кто желает, чтобы Израиль не считал напрасными эти уступки и жертвы, чтобы люди были уверены: их жизни неважны по сравнению с огромными задачами, стоящими перед тем, кто это говорит. По сравнению с перестройкой мира с тем, чтобы он стал таким, каким видят его они. И что если вы подписываете с кем-то мирный договор, то до его возможной ревизии пройдет ни много ни мало четверть века и за это время острота его значения притупится.

Вот почему, и это справедливо не только для Ближнего Востока, следует принять за аксиому, что в международных отношениях примат силы никто не отменял и вряд ли он будет когда-нибудь неактуален.

Остается, конечно, вопрос, как эту силу применять, но это тема не сегодняшнего разговора.

Сергей ВОСКОВСКИЙ

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »