На вилле коменданта Аушвица

Share this post

На вилле коменданта Аушвица

Премьера фильма британца Джонатана Глейзера «Зона интересов» состоялась меньше года назад, но за это время картина успела собрать богатый урожай призов: Гран-при и Фипресси в Каннах и аж пять номинаций на американский Оскар (получены в итоге два – за звук и лучшему фильму на иностранном (здесь: немецком) языке). То есть сильно нашумела. Я стараюсь не пропускать изделий производителей большого шума, хотя мир, как говорил Заратустра, действительно вращается вовсе не вокруг них. Зато они то и дело намекают на характер и направление вращения.

Share This Article
Освенцим
Public Domain

Ну и вот, посмотрел. Обычная посредственность – претенциозная и пустая. Что и в самом деле характерно: в тисках нынешнего политкорректного диктата особо не разгуляешься. Название эксплуатирует одноименный (и очень успешный) роман Мартина Эмиса, но не имеет с ним ничего общего, кроме, разве что, места действия (вилла коменданта Аушвица). Смотреть скучно, зевотно, в конце остается лишь переглянуться и пожать плечами: «И это всё? О чем это вообще? Зачем было огород городить?»

Тема так называемой «банальности Зла», запущенная в оборот т.н. «философом» Ханной Арендт, уже настолько навязла на зубах, что рта не раскрыть, но я все же попробую. Есть такие высказывания, которые овладевают массами благодаря своей звонкости (вернее, пустозвонству). К примеру, «обобщения неверны» – что представляет собой полнейший идиотизм, учитывая, что мы мыслим исключительно обобщениями, да и само утверждение «обобщения неверны» – хороший пример обобщения.

Или знаменитое высказывание Г. Померанца «Дьявол начинается с пены на губах ангела». Дескать, правое дело нужно творить непременно бесстрастно, на манер роботов-терминаторов (вариант: правых дел не существует в природе). Не дай Б-г слюну пустить или расщедриться на ту или иную эмоцию: дедушка Померанц заругает. Понятно, что советский человек (и еще меньший философ, чем Арендт) Г. Померанц испытывал оправданную неприязнь к излишнему революционному пылу, но это никак не оправдывает изреченной им глупости.

Дело ведь отнюдь не в уровне страсти, с которой произносятся те или иные слова, но в содержании этих слов. Людoeдcкoe содержание останется людoeдским даже в абсолютно бесстрастном варианте. И, напротив, борьбе с людoeдaми ничуть не вредит сила соответствующих эмоций, включая и нeнaвиcть.

Примерно тем же пустозвонством отличается и мулька насчет «банальности Зла». Ну, со значением слова «банальность» более-менее ясно. Но что такое Зло, да еще и с большой буквы? Кто-то когда-то определил это понятие? И можно ли вообще ухватить его смысл – ведь то, что плохо для одних (участников, обстоятельств, времен), оказывается весьма неплохим для других. Что хотела сказать Арендт, вбивая эту фразу в репортаж, а затем и в книгу о процессе над Эйхманом?

Может, имелось в виду, что преступления совершаются людьми? Но это и так понятно – не пришельцы же с Тау-Кита работали в Аушвице и в Гулаге, в гестапо и в НКВД. Работали, кстати, бесстрастно, без какой-либо «пены на губах дьявола» (уж не с нее ли, по логике Померанца, начинается ангел? А что – было бы шкодно…) Или – что преступник – вовсе необязательно психопат и урод, а может быть прекрасным семьянином и усердным служакой, как тот же Эйхман? Ой-вэй, какое великое открытие! А то мы этого не знали – за многотысячелетнюю-то историю преступности…

Тогда почему это банальнейшее пустозвонство было подхвачено и растиражировано? Ответ прост: для снятия ответственности с преступника. Говоря о банальности Зла, Арендт утверждала что-то вроде: «это обыденно, это стандартно, это может случиться с каждым, в том числе, и с вами, а потому стоит ли судить его (уже не абстрактное Зло, а конкретного преступника) так сурово?». Неудивительно, что в нашу эпоху, когда человеческую массу усиленно приучают к тому, что «не всё так однозначно» и что «обобщения неверны», звонкая фраза Ханны Арендт – любовницы и почитательницы нацистского преступника Мартина Хайдеггера (этот-то был философом без всяких кавычек), пришлась исключительно ко двору.

«Левый значит подлый» не потому, что не может быть дружелюбным соседом, прекрасным семьянином и усердным служакой (как Эйхман). Левый значит подлый потому, что его картина мира исключает абсолютность традиционной морали, а аморальное – автоматически подло.

В десяти заповедях Моисея, в полную противоположность современному «неоднозначному» нарративу, «ВСЁ однозначно» – и, более того, необсуждаемо. Почему «не убий»? Почему нельзя ударить женщину, унизить слабого, украсть чужое? Потому что потому, точка. Абсолютное табу, и никакой относительности.

Могут ли согласиться с подобной категоричностью камрады революционеры, заведомо нацеленные на уничтожение врагов во имя СветлогоБудущего™? Конечно, нет. Поэтому левые всех сортов – от Робеспьера, Маркса, Бакунина, Ленина, Муссолини, Сталина, Гитлера, Кастро, Полпота и до нынешних саблезубых прогрессистов – прежде всего отрицали традиционную мораль. В этом же – и корень их имманентного антисемитизма, ибо эта мораль принесена в мир и сохранена в нем именно евреями.

Такова глубинная причина Катастрофы. Такова же и глубинная причина нынешнего прогрессистского антисемитизма и антиисраэлизма.

Но вернемся к туповатой халтуре Джонатана Глейзера – между прочим, выходца из евреев. Получая своих Оскаров, он сорвал аплодисменты зала чудовищным по цинизму высказыванием. Дескать, «то, что происходит сейчас в Газе», позорит «наше еврейство» и оскверняет память о Холокосте. Вот так, ни больше, ни меньше (хотя, куда уж больше).

И вчера, зевая у экрана с кадрами его фильма, я вдруг осознал, что наблюдаю точнейшую аналогию церемонии вручения позолоченных статуэток Оскара. Смотрите.

В глейзеровском кино семья коменданта Аушвица живет свою «банальную» (по Ханне Арендт) жизнь-жистянку вплотную к стене лагеря смерти. Ухаживают за огородом, ходят купаться на речку, собирают малину в лесу, обедают, читают детям на сон грядущий. А там, за стеной и колючей проволокой, дымят крематории, ходят патрули и слышится постоянный шумовой фон, составленный из гула печей, выстрелов, окриков и воплей истязаемых (Оскар за звук).

И вот выходит на голливудскую сцену некий сукин сын, «банальный» такой мерзавец и, благодарно кланяясь залу расфуфыренных блядeй и фанфаронов, получает свой поганый приз, отхаркавшись при этом на нас, на Катастрофу и на собственное бывшее еврейство. В зале, расположенном вплотную к нашей войне, блистают цацки, сверкают искусственные зубы и трясутся силиконовые прелести, зажатые в платья стоимостью в вашу годовую зарплату – короче, кипит-бурлит «банальная» голливудская жизнь-жистянка.

А там, за стеной – обугленные дома кибуца Беэри и Кфар Азы, изypoдованные тела изнacилoванных евpeeк, девочки и мальчики, рaccтрелянные в спину и на бегу, размoзжeнные головы младенцев и отpeзaнные женские груди, кровавый пир изуверства и, главное – клятвы aлaxaxбapу продолжить это людоедское празднество, прерванное на этот раз с недостаточным, по мнению современных адептов «окончательного решения», успехом.

Похоже, не правда ли? Не зубным ли золотом Аушвица позолочены проклятые Оскары выходца-из-евреев Джонатана Глейзера? Не буду преувеличивать: этого подонка пока еще нельзя уподобить коменданту Рудольфу Хёссу: сам он не убивает, не жжет, не нacилует и не отдает приказы убивать, жечь и нacиловать. Но на «банального» жителя «банальной» комендантской виллы он уже наработал.

Алекс Тарн

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »