Мыслящая, эмоциональная и виртуозная пианистка

Share this post

Мыслящая, эмоциональная и виртуозная пианистка

Юджа Ванг является, наверное, самой яркой  звездой, вспыхнувшей на небосводе фортепианного исполнительства за последние 10-15 лет. Она выглядит хрупкой, но это впечатление обманчиво: в бурных пассажах Юджа демонстрирует фантастический темперамент и, как пишут некоторые рецензенты, «нечеловеческую» мощь. Она иногда упоминает свои маленькие руки. Но как эти маленькие руки управляются с аккордами, превосходящими октаву, понять невозможно. […]

Share This Article
Юджа Ванг

Юджа Ванг является, наверное, самой яркой  звездой, вспыхнувшей на небосводе фортепианного исполнительства за последние 10-15 лет.

Она выглядит хрупкой, но это впечатление обманчиво: в бурных пассажах Юджа демонстрирует фантастический темперамент и, как пишут некоторые рецензенты, «нечеловеческую» мощь. Она иногда упоминает свои маленькие руки. Но как эти маленькие руки управляются с аккордами, превосходящими октаву, понять невозможно. Никакой игры на публику. Одевается со вкусом, порой – достаточно смело: этой фарфоровой статуэтке всё к лицу. Уроженка Пекина, 1987 года рождения, дочь балерины и  музыканта (ударника), она в восьмилетнем возрасте начала посещать общеобразовательную школу в первой половине дня и Пекинскую консерваторию – во второй. Один из её педагогов прошёл русскую школу исполнительства. В Китае в то время учебный материал заканчивался «до Брамса», студенты не слушали записи, не имели представления о современной музыке. Сейчас, по утверждению Юджи, времена изменились, в Пекине построено новое здание консерватории, а молодые люди начали играть Мессиана и Лигети.

Соревновательность была присуща  пианистке с детства, и она успешно выступила в нескольких конкурсах, получив призы в Китае, Японии, Испании и Германии.. Молодость есть молодость. Первым желанием юной пианистки было исполнять виртуозные транскрипции, что у неё получалось самым великолепным образом. Но здравый смысл восторжествовал, и, когда через некоторое время она подписала контракт с Deutsche Grammophon, в первом записанном ею диске были сонаты Шопена, Скрябина, Листа и два этюда Лигети, –  очень солидный репертуар.

В четырнадцатилетнем возрасте Юджа поехала в Канаду и стала учиться в Маунт Ройал Колледж Консерватори. В 15-летнем возрасте она   выиграла конкурс Музыкального фестиваля в Аспене  и переехала в США, где начала заниматься с Гари Графманом в Музыкальном институте  Куртиса в Филадельфии, который она закончила в 2008 году. (Графман родился в Америке в семье иммигрантов из России, учился у Изабеллы  Венгеровой, затем совершенствовался у Рудольфа  Серкина и даже у Владимира Горовица. Блестящую исполнительскую карьеру Гари прервала травма руки. Ему пришлось сконцентрироваться на педагогической деятельности, где он также добился значительных успехов. Среди его учеников – Ланг Ланг и Юджа Ванг).

Юджа Ванг стала сенсацией в тот вечер, когда знаменитая пианистка Марта Аргерих отменила своё выступление с Бостонским  симфоническим оркестром, а двадцатилетняя Юджа блистательно заменила её. Несколько раз выступала в Сан-Франциско, где  дебютировала в 2006 году с фортепьянным концертом Грига. В том же году она исполнила концерт Равеля соль мажор. В прошлом году играла в Сан-Франциско в четыре руки с МTT; был у нее и  сольный концерт.  Рецензии – раноречивы, от самых восторженных до почти негативных. Главные претензии к пианистке – играет слишком быстро и слишком громко, т.е. непривычно. У меня есть запись Второго фортепьянного концерта Бартока в исполнении автора. Да, он сыграл этот концерт мягче, чем Ванг на одном из недавних выступлений. Ну и что? Непривычность  интерпретации – не критерий для оценки исполнения. Одним из критериев является убедительность трактовки, её органичность. По-моему, здесь у  Юджи всё в порядке.

Часто играет с МТТ для обоюдного удовольствия. «Сан-Франциско – как бы мой второй дом, – говорит Юджа. – Мой бойфренд, Мэтью Макки, трубач в Нью-Йорк Филармоник, – из Сакраменто, мы познакомились три года назад, когда я выступала в Сан-Франциско с оркестром. Я  с удовольствием жила бы в Сан-Франциско, но это неосуществимо».

Двадцатичетырёхлетняя Юджа Ванг  широко признана благодаря спонтанности своей игры, богатству воображения и поразительной технике. Её расхваливают за глубину видения и свежесть интерпретаций. С начала её исполнительского дебюта в 2005 году она  уже выступила чуть ли не со всеми ведущими оркестрами мира и многими выдающимися дирижёрами. Дала много сольных концертов. Всего  она выступает более 100 раз в году, но хочет упорядочить свою концертную деятельность, опасаясь перегрузок и их возможных последствий.

Не знаю, анекдот это или быль: любитель музыки спросил местного пианиста после ошеломляющего сольного концерта  Юджи Ванг :«Идёте домой упражняться?» . «Нет, – ответил тот, – иду домой, чтобы покончить с собой». Очень достоверные переживания музыканта. Рецензенты сравнивают её с Владимиром Горовицем, чьё имя через двадцать лет после его смерти до сих пор является синонимом пианистического мастерства. Когда китайская пресса сопоставляет её с Ланг Лангом или Юнди Ли, она смеётся: у них совершенно различны характер и технический уровень исполнительства.

Второй дисх, записанный Юджей, называется Transformation. Издан в апреле 2010. Игорь Стравинский, Иоханнес Брамс, Морис Равель, перемежающиеся с сонатами Скарлатти. Шопен пока  – вне рассмотрения. «Шопен- мой любимый композитор, но всё имеет предел. Я чувствую, что я как бы защищаю себя от слишком частого прослушивания Шопена, так что в этом году я преднамеренно не буду играть много Шопена». Третий диск вышел совсем недавно: Клаудио Аббадо дирижирует камерным оркестром Малера,исполняющим Второй концерт и Рапсодию на тему Паганини  Рахманинова (солистка Юджа Ванг). Прекрасная запись!

В июне Сан-Франциско Симфони проводил фактически фестиваль Юджи Ванг, под названием «Project San Francisco». К сожалению (или  к счастью для пианистки), она отменила запланированный сольный концерт, опасаясь нежелательной перегрузки. Состоялись камерный концерт с участием Юджи и оркестрантов Сан-Франциско Симфони и четыре вечера с программой, включающей музыку Чайковского из «Лебединого озера и Второй концерт Бартока для фортепьяно с оркестром. Дирижировал Майкл Тилсон Томас. В камерном концерте звучали два фортепьнных квинтета: Дворжака (ля мажор, Ор. 81) и Брамса (фа минор, Ор.34). Исполнители на струнных в двух квинтетах были различны. Оркестранты  у нас – мастера высокого класса. Не успев возвратиться из трёхнедельных перенасыщенных европейских гастролей, они, тем не менее, оказались достойными партнёрами Юджи. Когда они успели сыграться, сказать трудно.

В квинтете Дворжака компаньонами пианистки были скрипачки Юкико Кураката и Айми Хирага, альтистка Кэти Кадароч и виолончелист Питер Вирик. Пленительная музыка весьма популярного квинтета Дворжака полностью возместила некоторые помарки исполнения: струнники в первой части заглушали фортепьяно, не всегда одновременными были вступления и.т.д. Но достоинства исполнения полностью перекрыли некоторые недостатки.

Во втором отделении исполнялся квинтет Брамса. Помимо Ванг, играли Мелисса Клейнбарт и Дэн Карлсон (скрипачи),  Юн Джи Лиу (альт), и Амос Янг (виолончель). Здесь партия фортепьяно доминировала, изобилуя головокружительными пассажами и встречая адекватную реакцию других инструментов. По сравнению с квинтетом Дворжака, квинтет Брамса является более зрелым, мастерским произведением и предъявляет больше вызовов каждому из инструментов. Все иструменталисты успешно справились с возникавшими проблемами. В частности, Юджа Ванг продемонстрировала прекрасное чувство ансамбля.

Большое впечатление произвела Ванг во Втором концерте Бартока. Так как в свое  время Первый концерт Бартока отпугнул как исполнителей, так и слушателей своей невероятной сложностью, композитор решил написать более лёгкий, так сказать, «более съедобный» концерт, но и он переполнен трудностями, с которыми Юджа прекрасно справилась. И, если в первой части она проявляла некую осторожность, то в последующих частях играла безоглядно, наслаждаясь джазовыми элементами музыки и своим собственным полётом. Оркестром дирижировал Майкл Тилсон Томас. Мне кажется, в некоторых эпизодах оркестру следовало играть чуть потише.

С интересом ждём следующих выступлений этой неординарной пианистки. Никто не может предсказать, куда может привести Ванг её  карьера. Можно лишь утверждать, что Юджа обладает не по годам развитой  проницательностью, блистательной техникой и удивительным талантом.

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »