Мы просто говорим о разных вещах

Мы просто говорим о разных вещах

Issue #773 “Много говорить я не буду, а то опять чего-нибудь скажу”. Виктор Черномырдин 7 января в «Кстати» была опубликована моя статья «Первый ученик», посвященная документальному фильму молодого режиссёра Кевина Макнира. Фильм называется «Сталин подумал о вас», герой этого фильма, политический карикатурист Борис Ефимов, и есть первый ученик, говорю я в своей статье. Он первый […]

Share This Article

Issue #773

“Много говорить я не буду, а то опять чего-нибудь скажу”.
Виктор Черномырдин

7 января в «Кстати» была опубликована моя статья «Первый ученик», посвященная документальному фильму молодого режиссёра Кевина Макнира. Фильм называется «Сталин подумал о вас», герой этого фильма, политический карикатурист Борис Ефимов, и есть первый ученик, говорю я в своей статье. Он первый ученик времени, эпохи, редчайший экземпляр стопроцентно советского существа, у которого понятия об искренности, честности, совести и, уж тем более, гражданской позиции вывернуты наизнанку. Инстинктивно, а затем и целенаправленно хозяева стремились превратить в таких вот роботов все двести миллионов подконтрольных им граждан. Сентенции товарищей Путина и Медведева (процитированные в моей статье) свидетельствуют о том, что означенные и прочие им подобные товарищи до сих пор об этом мечтают. Но мечты мечтами, а действительно выставочных идеальных экземпляров даже методом жесткой сталинской селекции удалось вывести совсем немного. Они редкость. “И даже когда наизусть знаешь то, что они могут сказать, их любопытно послушать. Тем более – на них посмотреть”, – написал я в своей статье, имея в виду, что фильм Макнира даёт нам такую возможность, и уже этим он интересен.

Спустя неделю после появления моей статьи, 14 января, газета напечатала реплику господина Каминского под названием “Первый ли ученик?”
Полемическое название этой реплики, а также её тема заставляют считать, что Влад Каминский полемизирует с моей статьёй. Проблема, однако, в том, что, судя по содержанию реплики, господин Каминский моей статьи вовсе не читал.

“Первый ученик, говорите? /…/ Ой ли! Не один Ефимов славил тирана. Были творцы не в пример более талантливые”, – пишет Каминский. И дальше приводит список тех, кому случилось или пришлось писать о Сталине: Булгаков, Пастернак, Ахматова Мандельштам.

Какое, спросит читатель, это имеет отношение к Ефимову? В фильме, о котором я пишу, и в моей статье речь идёт не о таланте Ефимова-рисовальщика, а о качествах Ефимова-человека. Речь идёт не о том, что он лучше всех (или хуже других) рисовал, а о том, что продал без остатка свой талант (опять же – безразлично, большой или маленький) дьяволу.

В той же самой статье я говорю о Матвее Блантере, которому, исполняя госзаказы руками композитора-ремесленника, удалось сохранить сердце и душу художника.
Да, в разное время и по разным причинам и Ахматова, и Пастернак, и Мандельштам написали о Сталине стихи, а Булгаков пьесу. Но Кевин Макнир снял фильм, а я написал статью о человеке, который всю свою долгую жизнь отдал без остатка подлости и лжи. При чём тут Пастернак? При чём Мандельштам? Или господин Каминский полагает их стопроцентно бессовестными негодяями, которые перещеголяли в своей советскости Бориса Ефимова? Наверное, всё-таки здесь какая-то ошибка.

Наверное, господин Каминский читал какую-то другую статью, в которой было написано, что Борис Ефимов самый талантливый человек из всех, кто восхвалял Сталина. Читал, читал, а потом ему на глаза попалась моя статья, произошла контаминация, два текста слились в один, и тогда он воскликнул: “А Пастернак? А Булгаков? Они талантливее Ефимова”. Заступился, значит, за Булгакова с Пастернаком. Заступился – и хорошо. Я согласен: они талантливее. Они талантливее Бориса Ефимова во всём, кроме одного. Того одного, чему была посвящена моя статья.
Я говорю о лицемерии.
А господин Каминский говорит о другом.

Такое бывает. Ничего страшного. Мы просто говорим о разных вещах.
P. S. По примеру господина Каминского я позволю себе сказать несколько слов в постскриптуме. Моя скромная статья “Первый ученик” вообще-то была посвящена кино. В реплике господина Каминского киноискусству отдан целый абзац, и я не могу оставить этот абзац без внимания.
Вот этот абзац целиком:

“Даже как-то стыдно писать о феномене Лени Рифеншталь, но если бы способный автор разгромил её за воспевание фашизма, мировой кинематограф отбросило бы назад на долгие годы”.
Лени Рифеншталь (1902-2003), актриса, фотограф и режиссёр, автор знаменитых фильмов “Триумф воли” (1935), “Олимпия” (1936-38) и других, внёсших заметный вклад в формирование не только эстетики, но и идеологии немецкого фашизма.

Надо сказать, что не раз и не два “способные авторы” громили, как выразился господин Каминский, Лени Рифеншталь за воспевание фашизма. И никакое киноискуство никто никуда не отбросил этим “назад на долгие годы”.

Во-первых, потому что история не имеет сослагательного наклонения и построения “если бы” в принципе лишены смысла. Во-вторых, Лени Рифеншталь была крупным мастером, но вовсе не гениальным художником, который принёс в мир новую правду. Кинематографические “открытия” Рифеншталь задолго до неё были сделаны Дэвидом Гриффитом, Кулешовым и Эйзенштейном, а само значение Рифеншталь как художника определяется именно поразительным слиянием её вкуса и темперамента с идеологией, ею выражаемой. Подчёркиваю – не воспеваемой, а именно выражаемой. Эстетика психологически и интеллектуально родная Лени Рифеншталь – это и есть эстетика фашизма.
Вот что пишет о Лени Рифеншталь “способный автор” Сюзан Зонтаг в статье “Обворожительный фашизм” (Fascinating Fascism):

“Рифеншталь – единственный крупный художник, полностью ассоциирующийся с нацистской эпохой, и вся ее работа не только в период Третьего рейха, но и спустя тридцать лет после его падения неизменно иллюстрирует догматы фашистской эстетики”. (цитирую по изданию Susan Sontag, Under the Sign of Saturn, Anchor Books, 1991, стр. 90)

И продолжает:
«Как в фашистской, так и в коммунистической политике воля материализуется в театрализованной форме как диалог вождя и “хора”. Любопытно, что при национал-социализме искусство не находится в положении, когда оно должно обслуживать политику – что характерно для диктаторских режимов как правого, так и левого толка, – сама политика впитывает в себя риторику искусства в его поздней романтической фазе. Политика – “высшая и наиболее понятная форма искусства, – сказал Геббельс в 1933 году, – и мы, формирующие сегодня политику Германии, чувствуем себя художниками… задача искусства и художника заключается в придании формы, оформлении, устранении болезненного и обеспечении свободного пространства для здорового” (там же, стр. 92).

По-моему, никто точнее и лучше о Рифеншталь и о фашистском искусстве не написал.

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »