Мифы и факты – Отношение к евреям в арабских и других мусульманских странах

Share this post

Мифы и факты – Отношение к евреям в арабских и других мусульманских странах

Путеводитель по арабо-израильскому конфликту Продолжение. Начало в №816-873   Отношение к евреям в арабских и других мусульманских странах Cитуация сегодня   Евреи Ливана Еврейское население 1948: 20 000 2004: меньше 100 Когда Ливаном правили арабы-христиане, к евреям проявляли относительную терпимость. В середине 50-х гг. в Бейруте было примерно 7 тыс. евреев. Однако, как и в […]

Share This Article

Путеводитель по арабо-израильскому конфликту

Продолжение. Начало в №816-873

 

Отношение к евреям в арабских и других мусульманских странах

Cитуация сегодня

 

Евреи Ливана

Еврейское население

1948: 20 000

2004: меньше 100

Когда Ливаном правили арабы-христиане, к евреям проявляли относительную терпимость. В середине 50-х гг. в Бейруте было примерно 7 тыс. евреев. Однако, как и в любой арабской стране, положение евреев никогда не было надежным. Большинство евреев покинули Ливан в 1967 г.

Во время войны между мусульманами и христианами в 1975–1976 гг. вокруг еврейского квартала в Бейруте велись военные действия. При этом пострадало много зданий: жилые дома, деловые предприятия и синагоги. 1800 евреев, остававшиеся в Ливане, в 1976 г. эмигрировали; они опасались сирийского присутствия в Ливане, которое могло бы лишить их свободы эмиграции. Большинство евреев эмигрировали в Европу (преимущественно во Францию), США и Канаду.

В середине 1980-х гг. «Хизбалла» похитила в Бейруте несколько известных евреев – бoльшая часть из них были лидерами небольшой еврейской общины Ливана. Позже четыре еврея из этой группы были убиты.

Почти все оставшиеся в Ливане евреи живут в Бейруте, где создан комитет, представляющий интересы еврейской общины. В условиях современной политической ситуации евреи не могут свободно исповедовать иудаизм.

В 2004 г. только один из 5 тыс. ливанских граждан еврейской национальности, имеющих право голосования, участвовал в муниципальных выборах. Все зарегистрированные либо умерли, либо покинули страну. Единственный избиратель сказал, что община в большинстве своем состоит из старух.

Еврейское кладбище в Бейруте находится в плачевном состоянии, и за ним ухаживают женщины-шиитки. Могильные плиты с надписями на иврите и французском являются напоминанием о еврейской общине Ливана, превратившейся в собственную тень.

Арабо-израильский конфликт и длительное израильское присутствие в Ливане спровоцировали антиизраильские настроения. Любые передвижения из Ливана в Израиль строго запрещены. Тем временем «Хизбалла» использует Южный Ливан для подготовки террористических атак против Израиля.

 

Евреи Ливии

Еврейское население

1948: 38 000

2004: по-видимому, 0

Евреи проживали в Ливии со времен правления Птолемея Лагоса в 323 г. до н. э. в Сирене. Когда-то служившая домом большой процветающей общине, сегодня Ливия «свободна» от евреев из-за еврейских погромов и эмиграции в Израиль.

5 ноября 1945 г. в Триполи был учинен жестокий, беспощадный погром, в результате которого более 140 евреев было убито и сотни ранены. Почти каждая синагога была разграблена. Участники волнений в июне 1948 г. убили 12 евреев и разрушили 280 еврейских домов.

Тысячи евреев бежали из страны после предоставления Ливии независимости и членства в Лиге арабских государств в 1951 г. После Шестидневной войны оставшееся еврейское население – 7 тыс. человек – опять подверглось погромам, во время которых было убито 18 человек и многие ранены. Это привело к почти полному исходу евреев из Ливии – там осталось меньше 100 евреев.

Когда в 1969 г. полковник Каддафи пришел к власти, все еврейское имущество было конфисковано, а все долги евреям аннулированы.

В 1999 г. синагогу в Триполи отреставрировали, но вновь не открыли. Последний еврей, живший в Ливии, умер в феврале 2002 г. Так закончила свое существование одна из старейших в мире еврейских общин, возникшая в 3 в. до н. э.

 

Евреи Марокко

Еврейское население

1948: 265 000

2004: 4 000

Евреи проживали в Марокко с периода, предшествовавшего разрушению второго Храма в 70 г. н. э., однако древнейшие археологические свидетельства датируются 2 в. н. э. Тысячи испанских евреев обосновались в Марокко и в других странах Африки в результате обострения религиозных преследований в Испании. В период Ренессанса Марокко стало убежищем для «марранов» («тайных евреев»), спасавшихся от преследований инквизиции.

В июне 1948 г., во время кровавых волнений в Оужде и Джераде, было убито 44 еврея и сотни человек были ранены. В том же году против марокканских евреев был спровоцирован неофициальный экономический бойкот.

В 1956 г., когда была провозглашена независимость Марокко, еврейская эмиграция в Израиль была приостановлена. В 1963 г. власти возобновили эмиграцию, что позволило более 100 тыс. марокканцев отправиться в Израиль.

В 1965 г. марокканский писатель Саид Гхаллаб так описал отношение своих собратьев-мусульман к их еврейским соседям: «Самое большое оскорбление, какое марокканец мог нанести кому-либо, – это обращаться с ним, как с евреем… Товарищи моего детства остались противниками евреев. Они прячут свой злобный антисемитизм за утверждением, что Государство Израиль – это креатура западного империализма… Гитлеровский миф внедряется в сознание населения. Зверские убийства евреев Гитлером восторженно превозносятся. Утверждают даже, будто Гитлер не мертв, а жив и здоров и что ожидается его приход для того, чтобы освободить арабов от Израиля».

Несмотря на это, король Хасан до своей смерти в 1999 г. старался защищать еврейское население страны, и в настоящее время ситуация в Марокко является наиболее приемлемой для евреев по сравнению с положением в других странах арабского мира. Еврейские эмигранты из Марокко – даже те, кто имеет израильское гражданство, – могут свободно навещать своих друзей и родственников в Марокко. Марокканские евреи занимали руководящие должности в деловом мире и в правительстве. Основная организация, представляющая еврейскую общину, – Conseil des Communaute’s Israelites в Касабланке. Эта организация занимается внешними отношениями, общинными делами, общинным наследием, финансами, поддержанием святых мест, проведением мероприятий среди молодежи, решением вопросов культурной и религиозной жизни.

В начале 2004 г. еврейское население Марракеша насчитывало 260 человек, большинство из которых в возрасте старше 60 лет. В Касабланке проживает самая большая община – более 3 тыс. человек. В Марокко есть синагоги, миквеоты, дома для престарелых и кошерные рестораны в таких городах, как Касабланка, Фес, Марракеш, Могадор, Рабат, Тетуан и Танжер. Однако в 1992 г. большинство еврейских школ было закрыто. Но в Касабланке наблюдается процесс обновления: там сегодня действуют 10 еврейских школ, в которых занимаются 800 учащихся.

Марокко, наверное, самый близкий друг Израиля в арабском мире. Король Хасан старался способствовать продвижению арабо-израильского мирного процесса, действуя за кулисами. В июле 1986 г. он принимал израильского премьер-министра Шимона Переса, стремясь стимулировать прогресс в переговорах. Двумя месяцами позже король Хасан встретился с делегацией евреев марокканского происхождения, в числе которых был депутат израильского кнессета. В 1993 г., после подписания соглашения с ООП, премьер-министр Ицхак Рабин нанес официальный визит в Марокко.

В мае 1999 г. король Хасан организовал в Марракеше первый съезд Всемирного совета марокканских евреев.

В апреле–мае 2000 г. марокканское правительство содействовало проведению собраний и просветительных выступлений, на которых разъяснялась необходимость проявлять уважение к различным религиям. Андре Азулай, королевский советник и видный еврейский деятель, произнес речь, посвященную вопросам терпимости по отношению к разным вероисповеданиям и высказался в поддержку диалога между их представителями.

В октябре 2000 г. два марокканских подростка пытались учинить разгром в Танжерской синагоге. В речи, передававшейся 6 ноября 2000 г. по телевидению, король Мохаммед VI заявил, что правительство не потерпит актов насилия по отношению к марокканским евреям. Впоследствии подростков осудили на год тюремного заключения.

Король Мохаммед VI
Король Мохаммед VI

В мае 2003 г. несколько террористов-смертников взорвали себя поблизости от четырех еврейских объектов в Касабланке, пятый теракт был направлен против испанского посольства. В этих терактах не пострадал ни один еврей, так как взрывы произошли в субботу, когда здания пустовали. Погибли 29 мусульман. Теракты подорвали веру в безопасность и были восприняты большинством марокканцев как покушение на социальный и политический порядок, а также как испытание власти молодого короля, а не как акт антисемитизма. Король Мохаммед VI посетил одно из пострадавших зданий и настоял на том, чтобы еврейская община отстроила его. После этих событий правительство организовало в поддержку еврейской общины большое ралли на улицах Касабланки, а король заверил евреев страны в традиционной поддержке со стороны королевской семьи.

 

Продолжение следует

 

 

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »