Мальчики нe растут сами по себе!

Мальчики нe растут сами по себе!

По книге Steve Biddulph “Raising Boys” ЧЕТЫРНАДЦАТЬ И СТАРШЕ: СТАНОВЯСЬ МУЖЧИНОЙ Примерно в возрасте четырнад­цати лет начинается новая стадия отрочества. Как правило, в этом воз­расте мальчики заметно вытягиваются в росте, но и в организме происходит разительная перемена: уровень тесто­стерона повышается почти на 800 про­центов! Хотя все индивидуально, но в этом возрасте у них есть нечто […]

Share This Article

По книге Steve Biddulph “Raising Boys”

ЧЕТЫРНАДЦАТЬ И СТАРШЕ: СТАНОВЯСЬ МУЖЧИНОЙ

Примерно в возрасте четырнад­цати лет начинается новая стадия отрочества. Как правило, в этом воз­расте мальчики заметно вытягиваются в росте, но и в организме происходит разительная перемена: уровень тесто­стерона повышается почти на 800 про­центов!

Хотя все индивидуально, но в этом возрасте у них есть нечто общее: они становятся более упрямыми, беспокойными, у них часто меня­ется настроение. И не то чтобы они меняются в худшую сторону, просто в них рождается новая личность, а рож­дение всегда предполагает борьбу. Им необходимо найти ответы на се­рьезные вопросы, окунуться в новые приключения, поставить перед собой новые цели, определить приоритеты на будущее – а между тем внутренние часы торопят их жить.

Я полагаю, что именно в этом возрасте мы в большей степени теряем контакт с детьми. Так уж повелось, что мы предъ­являем к подросткам стандартный на­бор требований: побольше усердия в школе, побольше работы по дому. Но подростку требуется нечто большее. Он и гормонально, и физически рвется во взрослый мир, а мы хотим задер­жать его в детстве еще лет на пять- шесть! Не удивительно, что возника­ют проблемы. А на самом деле нужно поднять мальчишке дух – направить его азарт в творческое русло, дать ему возможность расправить крылья. Все беды, которые являются родителям в виде ночных кошмаров (подростко­вый авантюризм, алкоголь, наркотики, криминал), происходят от того, что мы не находим каналов для выплеска под­ростковой жажды славы и геройства. Мальчишки смотрят на взрослый мир и не видят ничего, во что им хотелось бы верить или участвовать. Даже их протест оказывается упакованным и предлагается как товар рекламодате­лями и музыкальной индустрией.

Ребятам хочется прорваться туда, где чище и лучше, но такое место не про­сматривается.

КАК ПОСТУПАЛИ ДРЕВНИЕ

В любой цивилизации – от эскимосов до африканских племен, во все вре­мена и на всех континентах мальчики- подростки получали особое внимание и заботу со стороны всей общины.

Древние культуры знали – а мы только еще начинаем этому учиться, – что ро­дители не могут воспитать мальчиков- подростков без помощи других взрослых, которым можно доверять и которые проявляют желание участво­вать в процессе воспитания на долго­срочной основе.

Одна из причин такого подхода заклю­чается в том, что четырнадцатилетние сыновья и их отцы доводят друг друга до бешенства. Зачастую отец способен лишь любить сына. Но любить и обучать уже не получается. (Помните, как ваш отец учил вас водить машину?) Почему-то двое мужчин непременно сталкиваются лбами, и это лишь усу­губляет проблему. Если же кто-то по­сторонний приходит на помощь, отцы и сыновья становятся гораздо спокой­нее. (На эту тему даже снято несколько фильмов – например, “В поисках Бобби Фишера” и “Поездка за город” с Албер­том Финни в главной роли.)

Традиционно практиковались два метода, помогавшие юноше войти во взрослую жизнь. Во-первых, подрост­ков брали под крыло и наставляли на путь истинный взрослые мужчины, которые могли обучить их ремеслу. Во-вторых, на определенных этапах наставничества старейшины рода или племени проводили посвящение юношей в таинства профессии. Этот процесс предполагал серьезные ис­пытания, имевшие целью приобщение мальчиков к взрослой жизни.

Посвящение в племенах лакотов

Коренные жители Америки лакоты, должно быть, известны вам по филь­му “Танцы с волками”. Это было племя энергичных и успешных людей, с бога­той культурой, отмеченное особенно теплыми отношениями между мужчи­нами и женщинами.

Примерно в возрасте четырнадцати лет мальчики-лакоты подвергались своеобразному испытанию на проч­ность, так называемому тесту на виде­ние. Мальчик должен был забраться на вершину горы и сидеть там в ожи­дании видений или галлюцинаций, вы­званных чувством голода. Предполага­лось, что видение предстанет в образе некоего небесного существа, которое станет вести мальчика по жизни. Пока мальчик дрожал на вершине горы, до него доносилось из темноты грозное рычание горных львов. На самом деле эти звуки издавали мужчины племени, которые обеспечивали безопасность ребенка. Мальчики были слишком ценным материалом для племени, и подвергать их бессмысленному риску никто не собирался.

Когда подросток возвращался в племя, его успех шумно отмечался. Но, начи­ная с этого дня и в течение целых двух лет, ему не разрешалось разговари­вать со своей матерью.

Матери в племени лакотов, как и женщины всех племен охотников- собирателей, очень близки и нежны со своими детьми, и дети зачастую так и спят вместе с ними в хижинах. Лакоты полагали, что, если мальчик заговорит с матерью сразу же после обряда по­священия в мужчину, соблазн вернуть­ся в детство будет слишком велик и он опять окажется в женском мире и ни­когда не вырастет.

По прошествии двух лет происходила церемония воссоединения матери и сына, но к этому времени сын уже был мужчиной, и его отношение к матери соответствовало его новому статусу. Женщины, которые слышали это пре­дание из моих уст, находили его очень трогательным, одновременно и груст­ным, и радостным. Матери племени ла­котов сознательно отпускали своих де­тей, уверенные в том, что взамен они получат любовь, уважение и дружбу со стороны своих уже взрослых сыновей.

Резким контрастом с обычаями племе­ни лакотов выступают современные отношения между матерями и сыно­вьями, которые (как подчеркивает Баббетт Смит в книге “Матери и сыно­вья”) зачастую остаются стеснительны­ми, инфантильными и безразличными. Сыновья боятся сохранять близость к матери и вместе с тем, уже стано­вясь мужчинами, все равно не могут оторваться от материнской опеки.

Они переносят свое зависимое поло­жение на отношения с любой другой женщиной. Не прошедшие обряда посвящения в мужское братство, они не доверяют мужчинам и не верят в мужскую дружбу. Они не хотят брать на себя обязательства перед женщи­нами, опасаясь, что к ним опять будут относиться по-матерински и контро­лировать. Так и появляются “никакие” мужчины.

Только покинув женский мир, моло­дые люди могут разорвать материн­скую оболочку и начать относиться к женщинам по-взрослому. Бытовая жестокость, измены, неудачи в супру­жеской жизни совсем не обязательно являются результатом проблем с жен­щинами, причина как раз в том, что мальчики не прошли положенный путь трансформации.

Вы можете усомниться в том, что в древние времена матери, да и отцы тоже, без опаски отдавали своих сы­новей в чужие руки. Но на самом деле оснований бояться не было. В каче­стве наставников выступали мужчи­ны, которых хорошо знали и которым доверяли. Женщины понимали и при­ветствовали эту помощь, поскольку интуитивно чувствовали ее необходи­мость. Выпуская из семьи проблемно­го мальчика-подростка, они получали назад зрелого и самодостаточного мо­лодого мужчину, которым наверняка потом гордились.

Посвящение во взрослую жизнь нель­зя было назвать одноразовым меро­приятием. Иногда требовались меся­цы, чтобы обучить мальчика вести себя по-мужски, брать на себя ответствен­ность, чтобы он набрался сил, стал на­стоящим мужчиной. Мы не слишком хорошо осведомлены о подробностях таких обрядов. Иногда они бывали же­стокими и страшными (и мы ни в коем случае не хотим повторения), но про­водились они с определенной целью, продуманно, и результаты были впе­чатляющими.

Суммируя опыт наших предков, можно сказать: выживание любого племени зависело от воспитания знающих и от­ветственных молодых людей. Это был вопрос жизни и смерти, и относились к нему со всей серьезностью. Каждое общество вырабатывало свою про­грамму воспитания молодых людей, предполагающую объединение уси­лий всего взрослого населения.

В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Сегодня наставничество чаще всего отсутствует или существует в эпизо­дическом виде. Сами наставники – спортивные тренеры, родственники, учителя, начальники – редко понимают свою роль и, как правило, исполняют ее плохо. Наставничество обычно про­водилось на рабочем месте, в рамках программы овладения трудовыми навыками и совершенствования ма­стерства. Все это осталось в прошлом. Работая по выходным в местном су­пермаркете, юноша вряд ли встретит там наставника.

ЕСЛИ НЕТ НАСТАВНИКА

Если рядом нет наставника, юноша может столкнуться с множеством проблем на своем пути во взрослую жизнь. Он может ввязаться в бесполез­ную борьбу со своими родителями в попытках самоутвердиться и отстоять собственную независимость. А может впасть в депрессию и обособиться. Де­тям этого возраста приходится искать ответы на очень сложные вопросы – о сексе, выборе карьеры, об отношении к наркотикам и алкоголю. Если мать и отец по-прежнему уделяют ребенку много времени, живут его интереса­ми, он охотно делится с ними своими мыслями и сомнениями. Но иногда у подростка возникает потребность по­говорить и с другими взрослыми. В ходе одного исследования было выяв­лено, что наличие взрослого друга вне рамок семьи уберегает подростка от преступных связей. (Разумеется, если только этот друг сам не является кри­минальным элементом.)

Молодые люди стараются сами вы­брать свой жизненный путь. Они могут найти свой интерес в религии, могут увязнуть в Интернете, увлечься музы­кой или спортом, серфингом или ро­ком. Если мы не сможем организовать детей по интересам, они сами создадут свои группировки. Но проблема в том, что эти группировки могут стать лишь сообществом одиноких сердец и ни­каких навыков и знаний дети в них не получат. Многие мальчишеские компа­нии основаны лишь на хлипких связях, а общности интересов и поддержки в них нет.

Хуже всего, если мы бросим подростков на произвол судьбы. Вот почему нам просто необходимы по-настоящему профессиональные учителя, спортив­ные тренеры, лидеры скаутских орга­низаций, молодые рабочие – в общем взрослые люди, заинтересованные в подрастающем поколении. Нам нужны люди, которые могут внести порядок в жизнь подростков.

Сегодня наиболее активны в процессе воспитания матери, а отцовство еще только возрождается. И пока еще в обществе остается проблемой найти хороших наставников.

КОРОТКО О ГЛАВНОМ

  1. В период от рождения до шести лет мальчикам необходимо много внимания и нежности, чтобы они на­учились любить. Беседуя с ними, обу­чая, мы помогаем им войти в этот мир. Как правило, лучше всех с этой ролью справляется мать, хотя и отец может принимать участие в процессе.
  2. Примерно в возрасте шести лет мальчик начинает выказывать большой интерес ко всему мужско­му, и отец становится главным ро­дителем. Важно, сколько времени и внимания он будет уделять сыну. Роль матери по-прежнему важна, и она не должна отдаляться от сына лишь пото­му, что он стал старше.
  3. С четырнадцати лет мальчикам необходимы наставники – взрослые, которые проявляют персональную заботу о них и помогают постепен­но продвигаться в большой мир. В древних цивилизациях был принят обряд посвящения, и наставничество являлось непременным атрибутом воспитания.
  4. Одинокие матери могут хорошо воспитать мальчика, но им нужно внимательно подойти к вопросу вы­бора мужчины в качестве достойной модели для подражания. Кроме того, одиноким матерям следует больше времени уделять заботе о собствен­ном здоровье (поскольку они выпол­няют работу за двоих).
Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »