Линия, цвет и смысл

Линия, цвет и смысл

Недавно я побывал на выставке картин известной иерусалимской художницы Маргариты Левин и её учениц. Непростой вопрос: почему в Израиле количество художниц на душу населения, по моим прикидкам – не меньше чем вдвое превосходит такое в любой другой стране?

Share This Article
Маргарита Левин. Пророк.

Самый очевидный ответ я получил около четверти века назад. Прилетев в Иерусалим из Америки, я отправился в Израильский музей посмотреть живопись. Вечером я попал в один дом, и дочь хозяина, конечно, художница, спросила меня о впечатлениях об экспозиции музея.

– Я её не видел – ответил я. – В музее была временная выставка фотографий Израиля, и я провёл всё время на ней. Художница не удивилась: в Израиле красота ландшафтов зачаровывает. Можно рисовать всё.

Первая функция живописи и родственного ей ваяния, до изобретения фотографии – сохранить натуру. Откуда бы мы знали – как выглядел Наполеон, если бы не Жак-Луи Давид?

Конечно, всегда есть сомнения в искренности художника. Пушкин написал, впервые узрев свой портрет работы Кипренского: «Себя как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит». А кто может сказать: была ли столь загадочной улыбка Моны Лизы, как у Леонардо? Давно нет ни Леонардо, ни Моны Лизы, а её загадочная улыбка по-прежнему завораживает.

Всевышний, давая евреям заповеди, второй поставил: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в воде под землею. Не поклоняйся им и не служи им. . .» (Шмот 20:4-5) В апреле 22-го числа середины 80-х прошлого века я сидел и глазел в окошко гостиничного номера в Киеве, где участвовал в шахматном турнире. Под окном кончался бульвар, который венчала статуя Ленина. Неожиданно на безлюдном бульваре появилась группа людей, которую возглавлял глава ЦК КПУ Щербицкий. Единственный раз в жизни я видел живьём члена Политбюро. Группа подошла к скульптуре и стала что-то произносить. Через стекло я не слышал что, и предположил, что молитву. Потом Щербицкий подошёл к истукану и поклонился тому. Возложили откуда-то взявшийся венок.

Таких истуканов, которым принято было поклоняться, по стране стояло бесконечно много. Недаром Галич с его еврейской душой в духе второй заповеди с таким сладострастием описал, как он в образе ЗеКа где-то в Воркуте взрывает памятник Сталину:

Я упал, и он упал,

Завалил пол-станции.

Маргарита Левин. Цветоцитаты.

Недавно в США прошла кампания борьбы с памятниками. Народ (в основном фашисты Антифы) поразрушали массу памятников достойным людям. Так недавно в Нью-Йорке был снят памятник уважаемому президенту США Тедди Рузвельту. Но это не выглядело защитой второй заповеди Торы: взамен вскоре на фронтон городского суда Нью-Йорка власти установили золотую статую языческой богини, символизирующей, как они говорят, победу борцов за свободу абортов.

По мере отступления иудео-христианства, в США наступает язычество. Недавно на вручении премии Грэмми, самой почётной в индустрии развлечений, главную премию получили трансгендерная женщина Ким Петрас и небинарный певец Сэм Смит с «Безбожной» композицией. На сцене имитировалась сексуальная оргия дьявола. Лились струи мочи, видимо, не настоящей. Спонсировала это «искусство» компания Pfizer, прославившаяся своей энигматичной «ковид» вакциной. Америка погружается в будни Римской империи времени упадка.

С появлением фотографии вторая заповедь Торы подзабылась. Вероятно, люди решили, что результатам фотосъёмки поклоняться никто не станет. Да и изображение создаёт не человек, а аппарат. Человек лишь нажимает кнопку. . .

Примерно в одно время с фотографией и, может быть, под влиянием её появления, в живописи родился модернизм, от реальности отделившийся. И с ним появились гениальные художники-евреи. Модернисты вторую заповедь не нарушают. Они не следуют рабски натуре, они её создают. Выдающийся кинорежиссёр Жан Ренуар в книге о своём отце Огюсте, заполнившем написанными им девушками все галереи мира, заметил, что ренуаровских девушек, до того, как их начал писать художник, в природе не существовало.

Одним из основателей импрессионизма стал Камиль Писсарро. Другие евреи-модернисты, ярчайшие звёзды в живописи ХХ века: Амедео Модильяни, Хаим Сутин, Марк Шагал. Ещё был Исаак Левитан. Живопись его столь одухотворена, столь отлична от творчества других российских пейзажистов, что некоторые причисляют его к предтечам импрессионизма.

*     *     *

Если первым шагом еврейских художников-модернистов было недоверие реальности, следующим стало стремление приблизиться к запредельному. В Ницце есть замечательная галерея «Библейское послание Марка Шагала», состоящая из работ художника на темы ТАНАХа. Мне кажется, весь наш мир представлялся гениальному живописцу иллюстрациями к ТАНАХу. А многочисленные его распятия, написанные после ужасов Гражданской войны в России и холокоста, связываются в тему: «Еврей и проклятый ХХ-й век».

Маргарита Левин. Над линией горизонта.

Маргарита Левин, с которой началось повествование, в своём творчестве тоже пребывает в поиске Божьего промысла. Сама она говорит об этом так: «Основное в моей работе – явить сокрытое в Творении, проявить Свет в этом мире, дать зрителю ощущение радости от красоты и осознания Мира. Мы все совершаем здесь и сейчас свою уникальную работу, необходимую для воссоздания единой картины Мира».

А доктор искусствоведения профессор Григорий Островский ещё в 90-х годах прошлого века видел в работах Левин, «по сути исполненных большого символического значения, прорыв из “реальной” трехмерности в иное измерение безмерного пространства космоса…

Поиск изобразительной формулы нерасторжимого единства макро- и микрокосмоса как свидетельства высшего разума Творца, приводит к своеобразному синтезу каббалы, науки и искусства, а это, в свою очередь, может стать исходной точкой в возникновении принципиально нового жанра живописи».

Интересно слушать, как художница говорит о своих картинах, в которых проявляются одновременно её интеллектуализм и эстетика, глубокие замыслы и подсознание.

Маргарита предложила недавно чрезвычайно остроумную теорию, характерную для её восприятия мира, одновременно интеллектуального и визуального – графическое представление отношения мудрости и ума в интеллектуальном поле человечества. На плоскости, можем представить, ограниченной рамками картины, места всех возможных умов определены в системе координат: по вертикали – от нуля мудрости внизу до бесконечности её вверху. И по горизонтали – от максимума ума и сообразительности справа до их отсутствия в нулевой точке слева.

Тогда вверху слева окажется несообразительный мудрец, которому открыты тайны мироздания, который понимает язык птиц, но не может решить простейшую житейскую проблему – поменять перегоревшую лампочку или приготовить яичницу. А внизу справа окажется искусный мастер-«левша», способный подковать блоху, но тупо считающий, что демократия, необходимая Израилю – это диктатура юридической братии, назначающей друг друга на все судейские посты, и имеющей власть отменять любые законы, утверждённые выбранными представителями народа, увольнять не нравящихся им министров. А власть избранного народом парламента, по мнению таких тупых умников – это диктатура.

Со времени получения нами десяти заповедей мы изменились, и изменилось наше отношение к искусству. Художникам стало скучно соревноваться с фотографией, аккуратно перерисовывая «того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в воде под землею». А то, сколь успешен мастер  в одухотворении линии и цвета, в проникновении вглубь смыслов Божьего мира, зависит от доставшегося ему места на графической доске мирового интеллекта в системе координат Маргариты Левин.

Двухтомник «Поиски смыслов». 136 избранных эссе, написанных с 2015 по 2019 годы.

$40 в США, 100 шекелей в Израиле. Е-мейл для заказа: gmgulko@gmail.com

По этому же е-мейлу можно заказать и другие книги Бориса Гулько

Борис Гулько

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »