Из гангстеров в ортодоксы

Из гангстеров в ортодоксы

Во время вечерней молитвы в местной синагоге незнакомец казался самым обычным прихожанином и чувствовал себя совершенно в своей тарелке. В нужных местах вставал и садился, в нужных местах отвечал кантору, бойко читал ивритский молитвенник, легко находил нужную страницу не дожидаясь подсказки раввина, – да и выглядел он, как и должен выглядеть ортодоксальный еврей – белые кисточки цицит из-под пиджака, белая рубашка, чёрная как смоль борода, чёрная шляпа, чёрный цвет кожи… Ну а поскольку ничего не бывает интереснее судеб человеческих, мне захотелось узнать его историю. И я в который раз убедился, что жизнь куда причудливее любых голливудских сценариев.

Share This Article

Начало его биографии, увы, очень типично. Родители в разводе, мать вышла за белого мужчину, который ребёнка особенно не баловал вниманием. В поисках самоутверждения парень прибился к местной шпане, потом вступил в банду. «Всё сразу стало на свои места, появилась извращённая, но логичная шкала ценностей. Я знал, что надо делать, чтобы меня уважали. И я всё это делал». Он участвовал в ночных дозорах, торговал патронами, грабил наркоторговцев из «конкурирующих организаций». С уголовной системой для несовершеннолетних был знаком не понаслышке, но каждый привод в полицию и каждый арест воспринимал как очередную медаль или повышение. Наконец, в 19 лет он попался на вооруженном ограблении и получил по полной. Во время налёта никто не пострадал, но с учетом всех отягчающих он получил 24 года тюрьмы строгого режима. Поначалу его даже не беспокоило, что он попал на срок длиннее всей доселе прожитой жизни. «Ну я же гангстер, а гангстеры сидят в тюрьме, среди своих. Так положено».

Но потихоньку начал задумываться. Времени в тюрьме было навалом, он много читал, пытался осмыслить происходящее. Одно для себя усвоил – религия не для него. «Я был абсолютно уверен, по Марксу, что религия – это опиум для народа». Мог с лёгкостью ‘срезать’ вопросами тех, кто приходил спасать его душу, католиков ли, мусульман ли. Пока кто-то не позвал его на встречу с еврейским капелланом. «Чисто для прикола». Ну, он пошёл, готовый к бою, стал закидывать раввина вопросами.

-Да успокойся, – рассмеялся раввин в ответ на очередное «мужик, неужели ты вправду хочешь, чтобы я поверил в..».  Ничего я от тебя не хочу.  Мы, евреи, вообще никого в свою веру обращать не собираемся. Будь человеком, живи достойно, и будет тебе счастье!

Парень опешил, он такого не ожидал. Взял почитать книжку по иудаизму. Потом по истории евреев, потом ещё и ещё. И втянулся, даже иврит стал учить. Листая Инстаграм на контрабандном телефоне, познакомился с еврейской девушкой, блондинкой из Канады. – Yeah, man. Your typical Jewish love story! A nice boy from a gated community meets a girl on Instagram. But, for some reason, her family didn’t take it too well.- (Прикинь, мужик, типичная еврейская любовная история. Хороший мальчик из престижного закрытого жилкомплекса, а её семья почему-то против!). Чувства юмора ему точно не занимать. А с девушкой они расстались, несмотря на то, что после одного из свиданий она родила от него ребёнка. Ага, она приезжала его проведать…

Тем временем парень взялся за себя. Поступил заочно в колледж, списался с раввинским судом. И всё это, находясь в тюрьме строгого режима среди отпетых уголовников. «А в тюрьме ты всё время, как на войне, без выходных и перерывов на обед. Скажем, при тебе группа белых скинхедов или мексиканцев нападает на чернокожего собрата. Если ты за него заступишься, то можешь здорово огрести. А если не заступишься, потом свои с тобой ещё хуже поступят. И у белых точно также. Ты постоянно окружён злобой, ненавистью, насилием. Или прикинь, каково Тору учить, когда рядом скинхед с наколотой свастикой и заточкой в кармане прохаживается, а на соседних нарах кокаин нюхают».

Он прожил во всём этом шестнадцать лет. Шестнадцать, Карл! Учил Тору, работал клерком у тюремного раввина. Преподавал первый в истории американских тюрем курс сионизма. Потом вышло послабление законов, ему заменили остаток срока на условный и выпустили. Это было четыре года назад. С тех пор он получил степень бакалавра и мастера, с отличием получил. Прошел ортодоксальный гиюр и стал евреем. Сменил имя Омар на Иегуда. Разыскал ту девушку, мать своего ребёнка, уговорил ее начать соблюдать религиозные законы. Они поженились, сейчас у них трое детей, он готовится к защите доктората. Работает в тюрьмах Лос-Анджелеса, занимается психологической реабилитацией тех, кому предстоит выйти на свободу.

-Я не могу разбрасываться временем, – говорит Иегуда, – мне достался по милости Б-га ещё один шанс, и я не имею права его потерять.

Не знаю, как дальше сложится его судьба, но эти четыре года впечатляют.

-Знаешь, зачем человеку даётся ещё один шанс? – сказал мне когда-то один старый еврей ещё в Москве. – Потому что, «с’из ништу кейн фарфален» – не бывает так, что всё пропало. Как бы низко ни пал человек, всегда можно подняться. Надо только захотеть, и с Б-жьей помощью всё получится.

И он-таки был прав.

P.S. Перед публикацией этой истории, я спросил разрешения у героя повествования. Он разрешил, добавив, что для него будет большой честью, если его история поможет кому-либо приблизиться к идишкайт или раскрыть свой потенциал в преодолении трудностей.

Арик Кругляк

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »