Исповедь атеиста, или Как вам это понравится?

Share this post

Исповедь атеиста, или Как вам это понравится?

Встретил я недавно своего давнего приятеля N., с которым вижусь от случая к случаю. Поговорили о потеплении климата, о судьбе Березовского, о бурных событиях на Среднем и Ближнем Востоке, по всем вопросам приняли решения и уж совсем было собрались разбежаться, как вдруг мой приятель, после небольших колебаний, задержал меня и объявил: «А ещё  хочу сообщить […]

Share This Article

Встретил я недавно своего давнего приятеля N., с которым вижусь от случая к случаю. Поговорили о потеплении климата, о судьбе Березовского, о бурных событиях на Среднем и Ближнем Востоке, по всем вопросам приняли решения и уж совсем было собрались разбежаться, как вдруг мой приятель, после небольших колебаний, задержал меня и объявил: «А ещё  хочу сообщить тебе удивительную вещь, происшедшую недавно со мной». Его небольшое сообщение я ухитрился записать и сейчас представлю на суд читателей.

«Я с пелёнок был атеистом (чуть ли не в пятом поколении). В эмиграции, следуя примеру других эмигрантов, пытался постичь религию или, по крайней мере, её основные положения, но все мои попытки ни к чему не приводили: от меня всё отскакивало, как футбольный мяч. И вот недавно, когда я был занят какими-то домашними делами, меня ударило, как током, я остановился и замер: откуда-то сверху, мне даже показалось, из заоблачных высот, изливалось пение неземной красоты, ничего общего не имевшее ни с одним из направлений классической или какими-либо течениями современной музыки».

Тут мой приятель остановился, вдохнул воздуха и продолжил:

«Я стопроцентно уверен, что ангельское пение могло исходить только от ангела, больше ни от кого, ибо я  хорошо знаком с пением самых выдающихся колоратурных сопрано нашего времени. Но, если это был ангел, то над ним есть начальники, и, продолжая эти умозаключения, я прихожу к убеждению, что над ними всеми есть Он. А как же быть с моим атеизмом?». Я мямлил что-то, не желая задеть самолюбие хорошего человека. И вдруг, как по заказу, из приоткрытой балконной двери одного из верхних этажей высокого здания полился голос… Да, действительно ангельский, и мой собеседник, захватив пуговицу моей куртки, прошептал: «Это он». Мне не удалось разобрать фамилию поющего человека, но создалось убеждение, что названа была русская фамилия, и это в значительной степени усилило моё любопытство.

И вот недавно, участвуя в очередном набеге на замечательный магазин «Амёба», торгующий уникальными записями музыки, в том числе и классической, я споткнулся о СД  (единственный экземпляр!), который безуспешно искал, и сердце подсказало мне: «Это он». На лицевой стороне (в переводе на русский): «Россини. Юлия Лежнева. Варшавский камерный оперный хор. Дирижёр Марк Минковский». Примчался домой, включил проигрыватель, и душа моя вознеслась к небесам. Таких певиц в ХХ – ХХI веках в России, Украине, в Советском Союзе ещё не было. А ведь было много выдающихся исполнительниц: Нежданова, Барсова, Крушельницкая, Корьюс, Пакуль, Гаспарян, Пантофель-Нечецкая, Нетребко и многие другие, но, похоже, молоденькая девушка с Дальнего Востока превзошла всех, а ведь она делает только первые шаги. Как я благодарен своему приятелю, который обратил моё внимание на эту уникальную певицу!

Что же, в первую очередь, подкупает в пении Юлии Лежневой? Красивый, невесомый, чистый голос и безупречное интонирование. Осмысленная фразировка – свидетельство большой культуры пения, когда каждая фраза имеет своё начало и конец, смысловую доминанту и своеобразно изящна. В этом плане пение Юлии является образцовым.

Юлия Лежнева

Совершенная колоратурная техника. Прислушайтесь, например, как Юлия исполняет трели: ровненькие «зубчики», как будто исполненные каким-то механизмом. В подавляющем большинстве случаев даже выдающиеся колоратурные сопрано скорее «обозначают» трели, нежели исполняют их. Отмечу попутно, что в эпоху кастратов самые сильные вокальные педагоги того времени начинали занятия с «новобранцами» с постановки трелей. Может, вокальные успехи той эпохи были порождены именно этим обстоятельством?

И, наконец, эмоциональность исполнения и тонкий вкус.

Из нынешнего поколения певиц, пожалуй, сопрано Юлия Лежнева по манере звукоизвлечения и технической оснащённости ближе всех к несравненному пению меццо-сопрано Чечилии Бартоли. Упомянутый выше компакт-диск с записями Россини – первый СД молодой  певицы. Записано ещё несколько её дисков, ожидающих выхода в свет. В первом– почти все самые трудные в техническом отношении арии из опер Россини. Прекрасные записи, я бы сказал, безукоризненные. Но на YouTube можно найти несколько записей Юлии, в которых она демонстрирует владение ещё более сложной вокальной техникой. Что касается западных исполнительниц, то, возможно, сопрано Дамрау может спеть репертуар, исполняемый Лежневой, но это пока лишь моё предположение, которое нуждается в проверке.

Предложу очень пунктирные сведения о Юлии Лежневой, которые я почерпнул из интернета. Прежде всего, заявляю решительно, что Юлия не является ангелом, она принадлежит к человеческому роду.

Этой маститой певице, одержавшей победы на многих международных конкурсах, совершенствовавшей своё вокальное мастерство под руководством многих знаменитых вокальных педагогов, вызвавшей восторг публики на Зальцбургском фестивале и т.д. , и т.п., недавно исполнилось аж 23 года.

Она очень миловидна, в её облик добавлено чуть-чуть восточной краски, одевается просто и со вкусом, макияж почти не заметен, не пытается выстраивать на голове египетские пирамиды: волосы затянуты и завязаны сзади крупным  узлом.

Очень чётко выражает свои мысли и старается отвечать на вопросы не так, как «нужно», а передавая то, что есть на самом деле. Например, редко посещает оперные спектакли, недостаточно много читает беллетристики, редко посещает музеи (не хватает времени). Занимаясь вокалом в Кардиффе  в течение почти двух лет у педагога Дэнниса О”Нила, знаменитого тенора, она практически ни разу не побывала в Лондоне, опасаясь ездить по большому городу в одиночку. Не считает нужным распеваться перед выступлением, будучи уверена, что для неё достаточно распеться во время выступления (очень рискованная идея). Зато увлекается рисованием и вышиванием. Зато в состоянии спеть свою партию в мессе с листа, практически без предыдущих репетиций! Зато, посещая мастер-классы и концерты многих выдающихся музыкантов, как певцов, так и инструменталистов и дирижёров, она приобретает возможность критического восприятия как своего пения, так и исполнения другими,  – как правило, выдающимися музыкантами.

Родилась Юлия в Южно-Сахалинске в семье геофизиков. Её прадед по отцовской линии был знаменитым врачом, который в течение последнего года жизни Ленина был при нём постоянно. Впоследствии он был арестован и расстрелян. Родители рано осознали талантливость девочки, что побудило их переехать в Москву, когда дочери исполнилось пять лет. Вскоре её приняли в музыкальную школу им. Гречанинова. Как сказала потом Юлия, «это были  восемь лет абсолютного и каждодневного счастья. Мне невероятно повезло с замечательными педагогами: Т.В. Черкасовой по сольному пению, И.Г. Скобелевой – по фортепиано и Э.Б. Верениковской – по хору». Затем девочка поступила в Академический музыкальный колледж при Московской Государственной консерватории на фортепианное и вокальное отделения, который закончила с отличием в 2008 году. Чтобы ее приняли в эти музыкальные заведения на вокальные отделения, родителям приходилось прибавлять к возрасту  ребёнка ещё пару лет. По классу вокала её педагогом была И.М.Журина.

Юлия совершенствовала своё мастерство в мастер-классах Елены Образцовой, Альберта Зедда в Пезаро, Кири Те Канава, Илеаны Котрубас, Важи Чачавы, Терезы Берганца, Чечилии Бартоли.

Девушка завоевала гран-при на двух международных конкурсах Елены Образцовой: Первом конкурсе юных вокалистов в 2006 году и Шестом конкурсе молодых оперных певцов в 2007 году. Певице тогда же был присуждён приз зрительских симпатий. Но при этом она переживает, что до сих пор не имеет высшего образования, и всё ещё мечтает о поступлении в консерваторию.

В августе 2008 года она с успехом выступила вместе с Хуаном Диего Флоресом (тенором №1) на концерте-открытии Фестиваля Россини в Пезаро (Италия). В том же 2008 году Юлия стала обладательницей Российской молодёжной премии «Триумф» за вклад в культуру и искусство. Пресса бурно прореагировала на её дебютный концерт на Зальцбургском фестивале 2010 года с оркестром «Моцартеум» под управлением Марка Минковского. В октябре 2010 года Юлия стала победительницей Международного оперного конкурса в Париже, исполнив в финале арии Россини на сцене театра Елисейских полей. В 2011 году молодая певица участвовала  в нескольких операх в концертном исполнении.

С 2011 года Юлия Лежнева является  эксклюзивным артистом компании DECCA. В этом же году она пела с Кливлендским оркестром в «Большой мессе» Моцарта и выступила в Европе с несколькими сольными программами, а в Кракове и Венском Концертхаусе – в концертном исполнении одной из опер Вивальди. Юлия часто выступает с хорошим пианистом Михаилом Антоненко. 23 марта 2012 года состоялся её концерт с Филиппом Ярусским. Пела она и в гала-концерте, в котором принимали участие Рене Флеминг, Натали Диссей, Филипп Ярусский и Натали Штюцман. Дирижёр Ричард Бонинг (супруг теперь покойной Сазерленд) сказал ей, что она ни в коем случае не должна идти дальше Доницетти. О Верди и Пуччини Юлии думать пока вообще не надо. Очень мудрый совет. Сможет ли Юлия следовать этому совету? Диапазон её голоса очень велик. Не будет ли она злоупотреблять своими возможностями?

Читателя, наверное, заинтересует сопоставление Чечилии Бартоли и Юлии Лежневой. Юлия очень талантлива, но Бартоли пока ещё никем не превзойдена, ни в технике, ни в эмоциональности, ни в раскрытии образов. Однако у Юлии  -большие потенциальные возможности и стремление к совершенству для достижения любых целей. Ждём результатов. А если гастрольная судьба забросит Юлию  Лежневу в Сан-Франциско, уверен, наш город сумеет  достойно встретить её.

 

Х. Анатольев

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »