Фантастический концерт

Фантастический концерт

Дэвис Симфони Холл обычно предлагает программы чрезвычайно высокого уровня, но случаются  концерты, выделяющиеся даже на этом фоне своей нестандартностью, проникновенностью, поэтичностью и техническим совершенством. Одна из таких программ прошла совсем недавно: французская музыка, французский виолончелист, французский дирижёр (правда, уроженец Швейцарии) и  (в соответствии со сложившимися стереотипами) французское же изящество.   Программа включала  Фантастическую симфонию Гектора […]

Share This Article
Charles Dutoit
Charles Dutoit

Дэвис Симфони Холл обычно предлагает программы чрезвычайно высокого уровня, но случаются  концерты, выделяющиеся даже на этом фоне своей нестандартностью, проникновенностью, поэтичностью и техническим совершенством. Одна из таких программ прошла совсем недавно: французская музыка, французский виолончелист, французский дирижёр (правда, уроженец Швейцарии) и  (в соответствии со сложившимися стереотипами) французское же изящество.

 

Программа включала  Фантастическую симфонию Гектора Берлиоза и концерт для виолончели с оркестром («A Whole Distant World…») Анри Дютилье (Henri Dutilleux). Дирижировал Шарль Дютуа (Charles Dutoit), солировал  тридцатилетний виолончелист Готье Капукон (Gautier Capucon).

Концерт был заказан Мстиславом Ростроповичем, сочинён в 1968 -1970 годах и посвящён ему же. Он же стал первым исполнителем этого сочинения. Произведение  было существенно переработано в 1988 году. В Сан-Франциско концерт был исполнен впервые в апреле нынешнего года. Произведение состоит из пяти частей. Части первая, третья и пятая выглядят более стройными, ритмически определёнными и строгими, тогда как вторая и четвёртая полны недоговорённостей,  загадочности. Дирижёр, солист, оркестр проявили полное взаимопонимание и взаимную увлечённость. Исполнение завораживало своей прозрачностью, местами – причудливостью, местами – чувственностью, и часто –возвышенностью.

 

Этот концерт – подлинный шедевр Анри Дютилье, с необыкновенным мастерством использовавшего, кажется, все возможности отдельных инструментов и их различных комбинаций. Мечтательность, сменяющаяся решительностью, а затем снова увлекающая слушателей к небесам. Оркестровое письмо просто великолепно. Пленительна фразировка и чрезвычайно изящны контакты виолончели  с другими инструментами. Но это уже и о солисте, выдающемся музыканте Готье Капуконе. Прекрасный звук виолончели, утончённое мастерство, глубокое понимание стиля всего произведения в целом и его отдельных частей и умение претворить это понимание в жизнь знаменуют появление на сцене ещё одного музыканта мирового экстра-класса.

 

Gautir Capucon
Gautir Capucon

Это не первая встреча  виолончелиста с  сан-францисской публикой. В ноябре 2009 года он исполнял здесь Виолончельный концерт Шумана. Дирижировал  Семён Бычков. Ночью накануне первого выступления скорая помощь увезла Готье в больницу, где он перенёс операцию по поводу аппендицита. Было ясно, что его дебют в Сан-Франциско не состоится. И действительно, в первый после операции вечер он не принимал участия в концерте. Но уже на следующий день он был на сцене! Подобная самоотверженность присуща многим артистам, но далеко не всем.

Виолончелист  часто выступает в ансамбле со своим братом Рене, скрипачом. Готье женат, его дочери ещё не исполнилось двух лет.

 

Ныне живущий девяностопятилетний композитор Анри Дютилье вырос в семье со славными художественными традициями. Старшие поколения этой семьи, композиторы, музыканты и художники, тесно общались в домашнй обстановке со своими друзьями, такими, как  Коро, Делакруа, Форе, Руссель и другими. Анри  получил прекрасное музыкальное образование и обладает необычайным трудолюбием, но список его сочинений сранительно невелик, что объясняется необычайной требовательностью композитора к себе и своему творчеству. Каждое произведение он сочиняет долго и мучительно, по многу раз переделывая его. В результате большинство его сочинений  становятся шедеврами, получают повсеместное признание,  завоёвывают многочисленные призы и другие награды и интенсивно исполняются. Дютилье называют одним из лучших современных композиторов. Но, как известно, нет пророков в своём отечестве.. Говорят, что во Франции  он пользуется значительно меньшей популярностью, чем за её пределами.

 

Но вернусь к концертной программе. Пятичастная «Фантастическая симфония» исполнялась во втором отделении. Двадцатисемилетний Берлиоз завершил симфонию, которая стала квинтэссенцией музыкального романтизма. Автор вложил в это произведение всю страстность и порывистость своей натуры. Во время работы над симфонией композитор был безумно влюблён в одну из актрис, не подозревавшую о его чувствах. Затем он был отвергнут, однако  вскоре после  премьеры симфонии они поженились, но брак их распался примерно через год. События и переживания этого времени нашли косвенное отражение в содержании и эмоциональном характере этой симфонии.

 

«Фантастическая симфония» стала одним из первых образцов программной музыки. Вкратце программа выглядит следующим образом: Молодой музыкант, впервые увидев женщину своей мечты, страстно и безнадёжно влюбляется в неё. В какие бы обстоятельства он ни попадал, образ любимой не оставляет его и  не приносит  покоя его душе. Оказавшись вечером на природе, герой обретает некую надежду и душевное успокоение, но надежда и сомнения идут рука об руку. Осознав, что его любовь безответна,  герой, пытаясь покончить с собой, принял опиум. Но доза оказалась недостаточной; он не погибает, а погружается в сон, сопровождающийся кошмарами. Ему грезится, что он  убил любимую женщину и осуждён, его ведут на эшафот, и он становится свидетелем своей собственной казни. Часть пятая, последняя: шабаш ведьм. ОНА появляется и присоединяется к шабашу.

 

Понятно, что подобная программа не должна сковывать воображение слушателя. Каждый может создать свою собственную целостную интерпретацию симфонии, а может и просто наслаждаться её музыкальными красотами, не утруждая себя излишними умствованиями.

Сан-Франциско Симфони  и  дирижёр Дютуа проявили такое единодушие и  исполняли программу с таким видимым удовольствием, которые не могли не принести плоды. Это было выдающееся исполнение, одухотворённое, логически и эмоционально выверенное, Дютуа дирижировал без партитуры, чётко и искусно показывая оркестру все необходимые детали сочинения,  а оркестр, испытывая полное доверие к маэстро, с готовностью следовал всем его указаниям. Очень интересно и с большим мастерством показана градация настроений героя: от  томления и  смятения души – к появлению первого чувства – к осознанию любви – к всепоглощающему торжеству любви – в первой части симфонии.

 

Вторая часть, сцена бала, исполняется на фоне хорошо знакомого вальса. Она исполняется с большой ритмической свободой и с некоторыми «придыханиями», что вызвало критические замечания многих рецензентов. Позволю себе не согласиться с их мнением: этот вальс не является самостоятельным концертным номером, а служит лишь цели воспроизвести атмосферу бала и тревожные и радостные надежды героя. С этими задачами Берлиоз и музыканты справились наилучшим образом. Столь же успешно были исполнены и остальные части симфонии.

 

Шарль Дютуа  – главный дирижёр Филадельфийского оркестра и артистический директор и главный дирижёр Лондонского Королевского Филармонического оркестра. До этого он возглавлял многие другие знаменитые коллективы, включая симфонический оркестр Монреаля, которым руководил в течение 25 лет. Впервые выступил с Сан-Франциско Симфони в 1985 году, приезжал и с другими оркестрами, а в предпоследний раз выступал с СФ Симфони в феврале 2010 года. Родился он  в Лозанне в 1936 году. Один из крупнейших современных дирижёров.

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »