Евреи или жиды?

Share this post

Евреи или жиды?

Я знавал людей, которые, слыша слово «жид», немедля лезли в драку. Я таким не был. Старшая сестра сохранила в памяти картину: я четырёхлетний сижу на заборе нашего домика и переругиваюсь с уличным мальчишкой. «Жид!» – кричит он мне. «Сам жид!» – я в ответ.

Share This Article
Императрица Екатерина Вторая

Я долго считал, что слово «жид» происходит от похоже звучащего «жадина». От родителей выучить слово «жид» я не мог, они его не использовали. От них я узнал слово еврей.

Оно, это слово, тоже имело на улице отрицательную коннотацию и использовалось как дразнилка. Меня обзывали именно так. Сейчас, когда старые проблемы забылись, пришла пора прояснить различие в смысле этих двух наших названий.

В конце 18 века императрица Екатерина II после удачных для неё разделов Польши обрела значительное иудейское население. До разделов мы в России не жили.

В последний раз это было запрещено указом императрицы Елизаветы.  В славянских языках – в русском, польском, чешском, приверженцы иудаизма назывались «жиды». Жид созвучно идишскому «аид», немецкому «юде», английскому «джю». В этих трёхбуквенных словах прячутся те же буквы: «ж», «и», «д». И, в английском особо заметно, слово это связано с названием религии: «джудаизм» – иудаизм.

Екатерина II сочла, что «жид» звучит обидно, и повелела своих новых подданных называть евреями. На этом её забота о нас закончилась. Императрица ввела «черту оседлости» – иначе бы мы могли экономически потеснить не слишком расторопных аборигенов империи, а также ввела для нас запреты на многие профессии. «Еврей» тоже стало звучать обидно.

Версия происхождения слова «жид» из иудаизма – не единственная. В книге «Евреи Венеции» автор – историк Сесиль Рот, предположил, что слово «жид» пришло из названия острова «Джетто», на котором жили венецианские евреи. А когда на этом острове поселились и немецкие евреи, которые стали произносить название острова на свой лад, и оно из Джетто превратилось в «Гетто», возникло ещё одно важное для евреев слово.

Возможно, одно соображение подкрепило другое, и иудеев, столетиями правивших финансами Европы из Венеции, славяне стали называть производным от названия венецианского острова и от иудаизма словом жиды.

«Еврей» в приказе Екатерины тоже возникло не на пустом месте. В Торе Авраама и его потомков называют «иври». Например, «И пришел спасшийся, и известил Аврама-иври. . .» (Берейшит 14:13), или, жена Потифара, начальника палачей фараона, клевещет мужу на сына Якова Иосифа: «. . . пришел ко мне раб иври, которого ты привел к нам, посмеяться надо мной» (39:17).

Иври обычно переводят как «человек с другого берега», из-за Эфрата. Наш прародитель Авраам происходил из города Ур Касдимский, другое произношение – Халдейский. В Вавилоне халдеи служили жрецами, прорицателями, астрономами, астрологами. Основным населением Ура были шумеры. Из халдеев или шумеров происходил, видимо, изготовитель идолов Терах, отец Авраама. В Ханаан Авраам пришёл не из Ура, располагавшегося на западном берегу Эфрата, а из Харрана, где долго жил, на восточном его берегу. Аврааму пришлось перейти Эфрат, и народ, от него произошедший, получил название «иври» – с той стороны реки.

Другая версия – иври происходит от имени Эвера, правнука Шема, одного из трёх сыновей Ноаха, предка Авраама. Её поддерживает Иосиф Флавий: «от Арфаксада произошел сын Сала, а от последнего Эвер, по которому иудеи в древности назывались евреями» (Иуд. Древ. I. 6.4). Традиция сохранила, что Эвер и Шем руководили йешивой, в которой 14 лет проучился Яков. Поскольку отец и учитель Якова Ицхак в иерархии еврейских пророков и мудрецов стоит неизмеримо выше Эвера и Шема, мне не понятно, чему столь долго учился в той йешиве Яков. Возможно, дело в трудностях еврейской хронологии, которые разрешают 14 лет, проведённые Яковом у Эвера.

Два названия нашего народа отражают две истории и две сущности его. Более старое наше самоназвание – иври, или еврей, использовалось для отношения с другими народами. Так пророк Иона на вопрос спутников на корабле: «что за страна твоя и из какого народа ты?» отвечает «иври я. . .». (1:8-9). Евреи – народ среди прочих народов. Но после Синайского откровения, получения нами Торы и формализации нашей религии и Богослужения, мы стали иудеями, в славянском произношении – жидами, народом, избранным Богом.

Этот факт стал предметом вечной зависти и ненависти, или, по крайней мере, амбивалентных чувств других. Иногда мы вызывали и желание присоединиться к нам. Крупнейший русский теолог ХХ века Павел Флоренский, евреев не любивший, веривший в кровавый навет на Бейлиса, убитый большевиками в 1937 году, евреям завидовал и в письме Розанову писал: «… вопрос в одном: верим ли мы Библии или нет. Верим ап. Павлу или нет. Израилю даны обетования – это факт. И ап. Павел подтверждает: “Весь Израиль спасется”. Не “духовный” Израиль, как утешают себя духовные семинарии, увы не духовный. Ап. Павел ясно говорит о “сродниках плоти” и подтверждает неотменность всех прежних обетований об избранничестве. Мы – только “так”, между прочим. Израиль же стержень мировой истории. Такова Высшая Воля. Если смиримся – в душе радость последней покорности. Если будем упорствовать – отвержемся того самого христианства, ради которого спорим с Израилем, т. е. опять подпадем под пяту Израиля. Обетования Божии нетленны. Это мы в черте оседлости Божественных предназначений, – мы, а не они. Это мы египтяне, обворовываемые и избиваемые и мучимые; это мы – те, у которых “головы младенцев” “разбить о камень” есть блаженство, и это против себя мы поем в церквах ангельскими голосами “на реках Вавилонских”».

Гениальная Марина Цветаева присоединилась к нам со всем своим цехом знаменитыми строками:

В сем христианнейшем из миров
Поэты – жиды».

А прозаики? Интересна история отношений Чехова с евреями, а также с еврейками. Писатель близко дружил с Исааком Левитаном, величайшим пейзажистом России. Одновременно Чехов был дружен с Алексеем Сувориным, издателем антисемитского «Нового времени», публиковавшим Чехова. Рассорились издатель и писатель по поводу дела Дрейфуса. Что было Чехову до французского офицера, дело которого казалось неясным и многим французам?

В юности у Чехова был роман с еврейкой Натальей Гольден, которая позже выйдет замуж за брата Антона Александра и родит тому сына Михаила, великого театрального деятеля, актёра и режиссёра.

В 1886 году состоялась помолвка 26-летнего Чехова с дочерью успешного московского адвоката Дуней Эфрос. В письмах друзьям Чехов намекал, что женится не по любви, а скорее из-за денег: «Хватит мужества у богатой жидовочки принять православие со всеми последствиями — ладно, не хватит — и не нужно…»; «Злючка страшная… Что я с ней разведусь через один-два года после свадьбы, это несомненно». Но разрыв случился ещё до свадьбы. Дуня отказалась креститься. Для Чехова это неожиданно стало жизненной катастрофой. Писатель попытался свести счёты с Дуней, написав нелепейший рассказ «Тина» о еврейке, вульгарной, развратной, нечестной, губящей прекраснодушных русских мужчин. А потом предпринял самоубийственную для себя поездку на Сахалин, откуда вернулся со смертельной в ту пору чахоткой. Жизнерадостный «Антоша Чехонте» превратился в мрачного автора «Палаты № 6».

Я думаю, брак с Дуней подсознательно привлекал Чехова возможностью присоединиться к избранному народу, пугавшему и одновременно привлекавшему его. В конце жизни, в письмах к своей жене немке Ольге Книппер, Чехов называл её: «Моя жидовочка», подсознательно переживая, видно, несостоявшийся брак с жидовкой.

Обратный духовный процесс прошёл Борис Пастернак. В 1912 году он учился в Марбургском университете у знаменитого еврейского философа Германа Когена. Но духовное развитие Пастернака двигалось в иную сторону. Итог его он вложил в уста еврея Гордона, персонаж «Доктора Живаго»: «Отчего… не распустили они (лидеры евреев) этого, неизвестно за что борющегося и за что избиваемого отряда? Отчего не сказали: “Опомнитесь! Довольно. Больше не надо. Не называйтесь, как раньше. Не сбивайтесь в кучу, разойдитесь. Будьте со всеми». «Нет народов, есть личности», – говорит Гордон в другом месте.

Эту дуалистичность: пришельцев «с другой стороны реки», народа без программы, как все, и избранного народа, жидов, мы принесли из диаспоры в Израиль. Множество политических партий с разными комбинациями наших качеств борются между собой в частых в здешней жизни политических предвыборных кампаниях за верховодство в стране.

В недавней аналитической статье к предстоящим выборам Александр Непомнящий предположил, что в финальном анализе израильские избиратели из потомков Якова разделяются на две категории: «В конце концов, все израильские избиратели делятся на тех, кому важно, чтобы Израиль оставался еврейским национальным государством и тех, кому на это либо плевать, либо вообще активно не хочется».

Приняв этот раздел, мы придём к классической двухпартийной системе, соответствующей двум нашим древним названиям.

Двухтомник «Поиски смыслов». 136 избранных эссе, написанных с 2015 по 2019 годы.

$40 в США, 100 шекелей в Израиле. Е-мейл для заказа: gmgulko@gmail.com

По этому же е-мейлу можно заказать и другие книги Бориса Гулько

Борис Гулько

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »