Двенадцать мужчин по имени “CHANTICLEER”
Давно собираюсь рассказать об этом замечательном коллективе, но всё как-то не получалось. Совсем уж было настроился осуществить это желание к Новому году, да сорвалось – по личным обстоятельствам. Но, как известно, лучше позже, чем никогда. Смеркается. На улицах и в душах многих людей – Рождество Христово. У высокого здания, доминирующего над окружающей местностью, – величественной […]
Давно собираюсь рассказать об этом замечательном коллективе, но всё как-то не получалось. Совсем уж было настроился осуществить это желание к Новому году, да сорвалось – по личным обстоятельствам. Но, как известно, лучше позже, чем никогда.
Смеркается. На улицах и в душах многих людей – Рождество Христово. У высокого здания, доминирующего над окружающей местностью, – величественной церкви Святого Игнатиуса, расположенной на Фултон-Стрит, – собираются толпы людей, верующих и неверующих, которые не спеша проходят в огромный зал и занимают места. Счастливцы с более дешёвыми билетами занимают свободные ненумерованные места в рядах, расположенных слева и справа от сцены. Хуже видимость, но зато прекрасная слышимость.
Ничего определённого не могу сказать о вместимости зала. По моей прикидке, в нем находится свыше 2000 человек. Акустика великолепная. В зале много студенческой молодёжи и солидной интеллигенции, и это неудивительно: рядом – Университет Сан-Франциско. Не вижу никого из знакомых мне русскоговорящих энтузиастов, посещающих Дэвис Симфони Холл. Похоже, они недостаточно информированы о предстоящем событии: концерте всемирно известного мужского вокального ансамбля «СHANTICLEER» («Шантеклер»), родившегося 38 лет назад в Сан-Франциско, «прописанного» в нашем городе, но сравнительно редко приезжающего в родные края.
Внезапно гаснет свет, у входа в зал едва слышится некое движение, одна за другой зажигаются свечи в руках молодых мужчин с накинутыми на тело плащами, которые медленно продвигаются по проходам по направлению к сцене, напевая старинные гимны. Концерт начался. Вот они уже на освещённой сцене, без плащей, продолжают исполнять ангельские напевы ангельскими же голосами, переходя от песни к песне, созданным 500 – 600 лет назад. Вильям Бёрд, Джекоб Хендл, Андриа Габриэли, Кристобал Моралес…Много ли говорят нам эти имена? А ведь это они были первыми создателями музыки, развитие которой привело к нам Баха, Чайковского, Шостаковича…
Ансамбль «CHANTICLEER» насчитывает 12 человек (в описываемом концерте участвовали 11: они обычные, при всей своей необычности, люди, которые могут болеть). В Ансамбле 4 сопрано, 4 альта, 4 тенора и 4 баритона или баса. «Позвольте, – скажет читатель, – вы же только что назвали ансамбль мужским»? Всё верно: партии сопрано и альтов исполняют мужчины. И, в случае надобности, некоторые баритоны успешно переходят в сопрано или альты. Иногда бывает наоборот.
В коллективе есть чернокожие, белые, жёлтые и т.д. И, что удивительно, все они, невзирая на возраст, очень молоды и необычайно красивы. И все наделены красивыми молодыми голосами.
Мы знаем, как часто бывает, что два певца, чисто спевших какую-либо ноту, очень различимы за счёт манеры звукоизвлечения и различия тембров. Как руководителям коллектива удаётся добиваться одной и той же манеры звукоизвлечения, понять невозможно. Но зато как естественно звучат все исполняемые ими произведения!
Исполнение многих произведений требует иной расстановки исполнителей, а часто – и подтанцовки. И, прежде чем начать новое произведение, требуется услышать настройку камертона. У каждого певца в кармане брюк находится небольшой изящный камертон, и каждый исполнитель твёрдо знает, когда он должен задать тональность с помощью своего камертона.
Концерт был с одним антрактом. Значительная часть программы концерта была посвящена Рождеству, что вполне естественно. Правда, поначалу исполнялись произведения 14 – 16 столетий, а затем шаг за шагом репертуар стал приближаться к нашим временам. Усложняются гармонии, чаще используются соло отдельных голосов в сопровождении других. Некоторые сцены исполняются в разных частях зала, и всё – безукоризненно чисто. Мы слышим произведения некоторых современных композиторов. Переводы многих текстов на английский приводятся в сопроводительных брошюрах.
Кто же они, «шантеклерцы»? Очень сложно ответить на этот вопрос. Это 12 человек, различных по характеру, внешности, судьбам, интересам, но очень дружных и сплочённых. Назову их и отмечу продолжительность их пребывания в коллективе. Бас Эрик Алаторре, 26; тенор Майкл Бреснахан, 4; тенор Брайан Хинман, 9; баритон Мэтью Никман, 5; альт Кортез Митчелл, 9; тенор Блэйк Морган, 1; сопрано Нэйт Пенс, 2; сопрано Кори Рейд, 5; альт Элан Рейнхард, 10; бас-баритон Марквес Джеррел, 3; сопрано Дарита Мара Сес, 3; альт Адам Ворд, 10; тенор Бен Джонс, 3. Не обошлось и без женщин. Например, Кристина Буллин является президентом и генеральным директором «Шантеклера».
Буквально завораживает представление о том сизифовом труде, который был вложен в каждого нового участника. Каждый из них – это Личность. Есть женатые, есть и холостые. Алан Рейнхард, например, принимал участие в хоре и выступал в интересных программах Нью-Филармоник. В качестве контртенора он пел в Пермском государственном театре на фестивале, посвящённом Сергею Дягилеву. Майкл Брешахан работал учителем хорового пения в одной из школ Чикаго и пел в одном из лучших церковных хоров города. Хинман увлекался джазом и пел в Нью-Йорке.
Мэтью Никман родился в Корее, пел в знаменитом Вестминстерском хоре, в составе которого выступал с самыми выдающимися дирижёрами мира. Митчелл закончил университет по специальностям «пение», «музыка» и «математика», исполнял ведущие партии в нескольких операх и в составе Балтиморского Симфонического оркестра солировал в рахманиновском «Вечернем звоне» в российском Санкт-Петербурге…
Боюсь утомить читателя и поэтому заканчиваю это перечисление.
За все 38 лет существования коллектива им руководили всего 5 человек, причём предпоследний из руководителей, Роберт Шоу, возглавлял коллектив в течение 25 лет. Он сумел превратить свой хоровой ансамбль из местного сокровища в международную сенсацию. Около года назад он скончался, и его сменил новый музыкальный директор, Уильям Фред Скотт, продожающий развивать традиции предшественников. Он впервые встретился с «Шантеклером» в 1994 году, когда дирижировал им вместе с Симфоническим оркестром Атланты в программе «Музыка мексиканского барокко».
У читателя может сложиться мнение, что единственной задачей «Шантеклера» является возрождение старинной музыки. Это было бы полным заблуждением. За последние 17-18 лет я побывал примерно на семи-восьми концертах этого коллектива, и все услышанные мною концерты были совершенно различными: отдавая дань старине, участники ансамбля исполняли и записывали много современной музыки, уже существующей или заказанной у композиторов. С1987 по 2014 годы коллектив записал 45 СD современной музыки. «Сhаntiсlееr» награжден двумя премиями Grammy.
Уважаемые читатели, не пропустите выступления этого выдающегося коллектива во время его следующего приезда в наши края!
Х. АНАТОЛЬЕВ
Сан-Франциско