Два месяца с начала восстания в Иране

Share this post

Два месяца с начала восстания в Иране

Восстание в Иране, начавшееся на этот раз из-за убийства молодой женщины, которая «не должным образом носила» обязательный головной убор, заметно отличается от всех предыдущих.

Share This Article
На фотографии, размещенной в социальных сетях, видно, как люди идут к кладбищу на похороны Мехсу Амини на её родине в Секкезе. (Фото: UGC / AFP «Aljazeera»)

Мир пристально следит – а многие группы населения присоединяются, да и иранская армия тоже не торопится подчиняться приказам.

Прошло около двух месяцев с тех пор, как иранская «полиция нравов» убила Мехсу Амини, иранку, относившуюся к курдскому меньшинству, компактно проживающему на северо-западе страны – прилегающем и к иракскому Курдистану, и такому же региону Турции.

Причём вся «вина» Амини заключалась в завитке, вылезшем из-под головного убора, который иранские женщины обязаны одевать всякий раз, когда они выходят на улицу.

Сразу же после убийства, случившегося 16 сентября с.г., в курдском регионе вспыхнули протесты против режима.

Немаловажную роль в них сыграла этническая составляющая. Волна протестов была не только протестом против убийства из-за завитка, но и потому, что Мехса принадлежала к курдам.

Угнетение курдов, как и подавление иных неперсидских меньшинств в Иране, относится как постоянным явлениям, так и непрекращающимся источником насильственных трений между правительством и этими группами населения.

Демонстрации не замкнулись на курдском регионе, а распространились через социальные сети со скоростью лесного пожара по всем частям страны.

По всему Ирану женщины и девушки высыпали на улицы, обнажая головы и размахивая хиджабами в руках в знак протеста против обязательного их ношения. Некоторых даже запечатлели головной убор в костер.

Их выкрики содержали в основном один лозунг: «Марех Бар Диктатор» («Смерть диктатору»), относящийся к верховному лидеру Ирана, аятолле Хаменеи.

В этой борьбе женщин поддержала молодёжь возраста около 20 лет, а также студенты и рабочие. Мужчины в Иране тоже не чувствуют себя свободными, в основном из-за ограничений в отношениях между полами, что добавляет сильное ощущение несвободы.

Огонь гнева подпитывается правительственной коррупцией, плохим экономическим положением населения из-за санкций против Ирана, а также продолжающейся засухи и последствий пандемии коронавируса.

Демонстрации охватили сотни городов и населённых пунктов, а в районах проживания основных меньшинств: белуджей, арабов-ахвази, курдов, азербайджанцев, туркмен, луров и других, демонстрации приняли сепаратистский характер.

То есть не только стремление свергнуть власть духовенства, но и вообще демонтировать это искусственное многонациональное государство, создав на его руинах отдельные национальные страны.

Количество демонстрантов обычно не превышает нескольких сотен или тысяч, так как в них принимают участие отнюдь не все слои населения. Однако в Тегеране уже была одна всеобщая забастовка, парализовавшая весь город.

Сектор рабочих нефтехимических заводов в арабском регионе Ирана, Ахвазе, также был временно парализован.

В Белуджистане, где проживают в основном сунниты, были кровавые столкновения между населением и «силовиками». Да и сейчас кровавые события продолжаются, хотя и не так интенсивно.

Вооруженные столкновения были также с курдами и арабским населением.

Во многих местах демонстранты атаковали полицейские участки, базы «Басидж», армию, Стражей исламской революции (КСИР), а здание военной полиции в городе Ахваз было вообще взорвано.

Постоянной мишенью огня демонстрантов являются развешенные на улицах громадные портреты Хаменеи и Касема Сулеймани.

А в первой половине ноября возникло новое явление – травля проходящих по улице священнослужителей.

Молодые люди сбивали у них с голов чалмы, снимая на камеры и размещая потом клипы в соцсетях. Это довольно ярко отражает ненависть молодежи ко всему, что символизирует религию, которая, по их мнению, является как источником, так и целью подавления свобод.

На сегодняшний день сотни протестующих были убиты, тысячи ранены и десятки тысяч арестованы. Но, когда вы смотрите сотни репортажей про демонстрации против правительства и хиджаба, создается сильнейшее впечатление: общество перестало бояться правительства и стоящих на его страже силовиков.

Единство протестующих заставляет их не чувствовать себя беспомощными, а тот факт, что они борются за святое дело, за свободу, придаёт им ощущение, что за это дело стоит и пострадать.

В отличие от предыдущих витков насилия, нынешний имеет широкий международный резонанс. Демонстрации против религиозного засилья в Иране проходят во множестве городов мира, и многие правительства резко осуждают тамошнее правительство. Даже Роберт Малли, американский политик и переговорщик с Ираном по ядерной проблеме, резко осудил поведение режима, направив ему протест.

Международный резонанс и мировая реакция воодушевляют протестующих и вселяют в них надежду, что на этот раз они добьются успеха.

Правительство еще не рухнуло, но в нем появились трещины: десятки силовиков заявляют перед камерами — а иные при этом даже прячут лиц, о выходе из правительства и переходе на сторону повстанцев. Правительственные чиновники тайно вывозят членов своих семей из страны, в основном в город Бодрум в Турции – вместе с чемоданами, полными наличных денег.

В последние дни Управление КСИР отдало приказ силам, расположенным вдоль границ, не допускать бегства и вывоза средств из страны.

Поступали сообщения о столкновении между КСИР и армией возле города Шираз на западе Ирана, поскольку Корпус Стражей требовал от армии силой разогнать восставших, однако армия отказалась выполнять приказ.

Из-за трудностей, с которыми столкнулось правительство по причине отказа сотрудников службы безопасности действовать против протестующих, правительство запросило подкрепление в виде бойцов «Хизбаллы» из Ливана, иракской «Хизбаллы» и добровольцев из Сирии и Афганистана, дабы было кому чтобы стрелять в демонстрантов.

Основная проблема восстания в том, что у него нет приемлемого руководства. Реза-шах, сын предыдущего шаха, не проявляет признаков лидерства, и пока не позиционирует себя как альтернативу правлению аятолл.

Есть местные вожди, в основном среди неперсидских народов, но между ними идут споры и драки по любому поводу, кроме борьбы за власть.

Есть исламисты, либералы, коммунисты, националисты – и это далеко не конец списка. Некоторые из них подозреваются в сотрудничестве с властью, а уровень доверия между лидерами группировок, борющихся с властью, невысок.

Также у восставших нет общей цели: персидские повстанцы хотят свергнуть правительство, но хотят сохранить Иран в целом, то есть продолжать эксплуатировать нефть Ахваза и природные богатства других областей страны.

Среди неперсидских меньшинств есть те, кто стремится разрушить Иран, и построить на его руинах новые, суверенные этнические государства.

Есть и те, кто хочет сохранить страну и ее суверенитет, но уже как федерацию автономных этнических областей.

В заключение можно сказать, что движущей силой нынешнего бунта является вырвавшийся из бутылки джинн свободы – никто не сможет загнать его обратно и окончательно успокоить страну.

Восстание будет продолжаться волнами разной силы, пока режим не рухнет окончательно.

Могут пройти недели, месяцы, а то и годы, но поезд под названием «Свобода» уже ушел. Когда она доберется до места назначения, в каком состоянии, и сколько трупов останется после этого – знает только Аллах.

* * *

Мордехай Кейдар, израильский политолог, ученый в области арабского языка и ислама

Перевод: «Nautilus»

Мордехай Кейдар

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »