Долгое восхождение в Сион

Share this post

Долгое восхождение в Сион

Два главных гения русской литературы Пушкин и Лермонтов имели общую страсть – загадку предопределённости судьбы. В «Песне о вещем Олеге» у Пушкина «вдохновенный кудесник» верно предсказал князю источник его смерти. Но если судьба предопределена, велик ли риск играть ею? Например, в карточной игре.

Share This Article

Германн в «Пиковой даме» попытался овладеть своей судьбой, выпытав секрет трёх карт. Но в решающий момент:

— Туз выиграл! — сказал Германн и открыл свою карту.

— Дама ваша убита, — сказал ласково Чекалинский.

Германн вздрогнул: в самом деле, вместо туза у него стояла пиковая дама. Он не верил своим глазам, не понимая, как мог он обдернуться.

В эту минуту ему показалось, что пиковая дама прищурилась и усмехнулась.

Чему она усмехнулась? Попытке провести судьбу. Эта попытка тщетна. Вот Германн и обдернулся.

Та же тема – игра с судьбой в карты – в лермонтовской «Тамбовской казначейше» и в неоконченной повести «Штосс».

Особенно остро ощущение судьбы в игре со смертью. У Лермонтова в повести «Фаталист» поручик Вулич предложил пари: «Я вам предлагаю испробовать на себе, может ли человек своевольно располагать своею жизнью, или каждому из нас заранее назначена роковая минута».

Вулич наставил пистолет в свой лоб и нажал курок. Случилась осечка. Такая судьба?

Но в тот же вечер Вулича, возвращавшегося домой, зарубил шашкой пьяный казак.

Однако Лермонтов (в повести он – Печорин) ещё до выстрела Вулича заметил: «Мне казалось, я читал печать смерти на бледном лице его. Я замечал, и многие старые воины подтверждали мое замечание, что часто на лице человека, который должен умереть через несколько часов, есть какой-то странный отпечаток неизбежной судьбы, так что привычным глазам трудно ошибиться». Что же, предопределённость была?

Мне дважды приходилось прощаться с людьми, которым оставалось жить по нескольку часов. Оба были стары, но не то чтобы больны. Я ясно запомнил их лица в момент, когда они почему-то хотели особо попрощаться со мной (с первым это произошло 55 лет назад). Кажется, они чувствовали, что мы расстаёмся навсегда. Лица их несли ту печать, о которой писал Лермонтов. Нечто подобное, кажется, называют «маской Гиппократа».

Игра с судьбой на свою жизнь, сперва пережитая Пушкиным и Лермонтовым при описании ими драматичных событий в их главных книгах, и стоила им жизни.

Я ощутил присутствие потустороннего в своей жизни рано, лет в шесть. Наверное, это потустороннее называется ангелом-хранителем. Мы с друзьями играли на втором этаже недостроенного здания. Неожиданно из тряпья в углу с рыком поднялся спавший в нём незамеченный нами пьяный. Я испугался и побежал от него по доске, перекинутой через стройку. Падение вниз на металлическую арматуру грозило увечьями. Вдруг я почувствовал, как некая тёплая волна поддерживает меня и переносит на другой конец стройки. Ощущение было столь ясным, что осталось в моей тактильной памяти навсегда. Я совсем не утверждаю, что связь с ангелом-хранителем всеобща. Более того, я догадываюсь, что случаются люди без судьбы. Другие её имеют.

Открывшаяся мне поддержка – не обязательно полезное знание. В иные моменты моей жизни я не прилагал необходимые усилия для достижения цели, предполагая, что результат и так предопределён. В другие – не понимал, что для меня лучше, и мой ангел вёл меня по уготованной мне тропе упирающимся.

15 мая 1979 года мы с женой Аней и трёхмесячным Давидом подали заявление о желании покинуть СССР. Мотивы подавантов 70-х годов грубо делились на две группы. Одни после чуда Шестидневной войны 1967 года почувствовали глубинную связь со своим народом и рвались на Святую Землю. Другие после оккупации советскими войсками Чехословакии 21 августа 1968 года ощутили омерзение к своей стране и стремились покинуть её. Я принадлежал ко второй группе. Во время той оккупации я играл в шахматы в маленьком чешском городке, и позор быть советским грыз мою душу.

Мы планировали обосноваться в Германии, где игра за клуб в Бундеслиге гарантировала безбедное шахматное существование. Мне виделось участие в элитных турнирах, проходивших в прелестных европейских городах.

Мне нравилась Европа. В моей генетической памяти осталось воспоминание о черепичных крышах покидаемого моей отлетающей душой места. Каббалистами высказывалась идея, что рождённые после Холокоста евреи являются реинкарнацией убитых европейских евреев. Моё младенческое пред-воспоминание соответствует этой теории.

Наша семья попала в «отказ». С каждым годом таяли наши с Аней шансы побороться за высшие титулы в шахматной иерархии. Однако 7 лет ожидания и борьбы оказались для нас как личностей более важными, чем невыигранные соревнования. Возможность покинуть «империю зла» мы завоевали предельным напряжением наших душевных сил – после месяца ежедневных (кроме шаббатов) демонстраций и арестов. Похоже, всё та же сила, что спасла меня в детстве, продолжала заботиться обо мне взрослом. Победив, мы отправились в Израиль.

Оказавшись здесь, мы, однако, призадумались: что дальше? Шахматной жизни в Израиле в те годы не было никакой. Между нами и этой жизнью пролегло широкое и глубокое Средиземное море. Я получил два приглашения на турниры и через месяц после прибытия в Израиль отправился в Марсель и в Америку. В Новом свете мне предложили спонсорство от существовавшего тогда «Американского шахматного фонда», и на 33 долгих года мы переселились в США.

Наши поиски пути тяжело отражались на нашем сыне Давиде. Мы с ним подсчитали: за 11 школьных лет ему пришлось сменить 11 школ на трёх континентах. К 12 годам Давид был несчастным американским мальчиком в новом для него городке, без друзей, распевавшим рекламные песенки из телепрограмм. Его ангел-хранитель явился ему в образе гостившей у нас моей сестры Бэллы.

Бэлла в детстве воспитывала и образовывала меня – она почти на 8 лет старше. К описываемому моменту они с мужем Володей Кисликом, «Узником Сиона» (из своих 16 отказных лет Володя три – в наказание за сионистскую активность – провёл в заключении), жили в Иерусалиме.  Позже, в знак протеста против договора с Арафатом, они переедут в поселение Долев и станут «поселенцами». Бэлла пригласила Давида пожить год у них.

Через год из Израиля Давид вернулся другим человеком. После обучения в «государственной религиозной школе» он приобрёл веру. Казалось, что в него вдохнули душу. Поразительно – как много Давид выучил за год. После проигранных дискуссий с только что отпраздновавшим бар мицву парнем, соблюдать традицию стал и я (Анин поиск пути был динамичнее моего). Ещё через год Давид объявил нам, что навсегда уезжает в Израиль.

Но в судьбе значилось иное. 14-летний Давид совершил против Израиля серьёзное государственное преступление. Одной из ночей он был арестован за расклеиванием листовок с пропагандой убитого арабским террористом рабби Меира Кахане. Рабби Кахане был отвергнут Израилем, его учение запрещено. Возбудили уголовное дело. Давид улетел в США.

В следующие годы он получил от Колумбийского университета степени в экономике и в юриспруденции, стал магистром в еврейской истории от Yeshiva University, женился, родил четырёх дочерей. Наконец на адрес Бэллы пришло письмо, что за давностью совершённого преступления дело против Давида закрыто.

Он стал вновь бывать Израиле. Но к этому моменту Давид уже профессионально врос в американскую жизнь.

Старшая дочь Давида Несса последние два лета провела в Израиле. На последнюю Хануку мы в Аней полетели в Америку – праздновалась бат мицва Нессы (имя Несса происходит от ивритского Несс – чудо. Она родилась в праздник ханукального чуда несгорающего масла). «Привезли мне подарок?» – спросила Несса. Для ребёнка подарок – всегда чудо. Конечно, и Аня, и Бэлла приготовили для неё подарки.

Несса тоже готовила для нас с Аней подарок. К последнему вечеру нашего пребывания в Америке он был готов.

Мы приехали к дому Давида поздно – посещали лекцию нашего товарища. Несмотря на студёную погоду Несса ждала на улице. Она привела нас в свою комнату и представила законченную ей картину, вдохновлённую, очевидно, месяцев, проведённым у нас в Иерусалиме последним летом. У меня захватил дух. Как будто зазвучало любимое мной «Под небом голубым есть город золотой» на стихи Анри Волохонского (при участии пророка Йехезкэля). Хотя стих Нессе незнаком – русского она не знает.

Несса увидела то, что не видел я. К ней тянется нить, идущая через нас от далёких предков.

Когда-то мой дед кузнец Гилык купил Палестинский бонд. После Гражданской войны папа уговаривал деда совершить алию (алия на иврите означает восхождение, подъём – в Землю Израиля). Гилык не решился. Он не был уверен, сможет ли прокормить в незнакомой стране своих девятерых детей? Летом 41-го года, за 6 лет до моего рождения, деда убили немцы. Или соседи украинцы. А может, выдали его немцам.

Мой папа, офицер-связист, после окончания войны был оставлен служить в Германии. К нему приехали мама с Бэллой. А я родился на месте. Папа думал – не увезти ли семью в американскую зону, а оттуда в Палестину? Но в СССР оставались заложниками родственники.

Предназначено ли Нессе завершить то, что не удавалось предшествовавшим ей поколениям моей семьи?

Борис Гулько

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »