Берлинский оркестр в Сан-Франциско

Share this post

Берлинский оркестр в Сан-Франциско

Недавно в Дэвис-симфони-холле состоялись два концерта Берлинского филармонического оркестра под руководством сэра Саймона Рэтла. В основном в программах концертов были произведения венских композиторов. Я побывал на втором концерте. В первом отделении исполнялись произведения Шенберга, Веберна и Берга. Арнольд Шенберг (1874–1951) родился в Вене, а завершил свой путь в Лос-Анджелесе. В концерте были исполнены его «Пять […]

Share This Article

Недавно в Дэвис-симфони-холле состоялись два концерта Берлинского филармонического оркестра под руководством сэра Саймона Рэтла. В основном в программах концертов были произведения венских композиторов. Я побывал на втором концерте.

В первом отделении исполнялись произведения Шенберга, Веберна и Берга. Арнольд Шенберг (1874–1951) родился в Вене, а завершил свой путь в Лос-Анджелесе. В концерте были исполнены его «Пять пьес для оркестра» (первоначальная версия). Очень интересное и нелегко воспринимаемое произведение, опирающееся, по утверждению самого автора, на стилистику Баха, Моцарта, Бетховена, Вагнера и Брамса. Особенно на Брамса, с которым он никогда не встречался. Как отмечает сам автор, исполнение этого сочинения создает большие трудности даже для него. Фактически, как утверждает Шенберг, здесь нет архитектуры, как и структуры. Есть чередование цвета, ритма и настроения.

С течением времени автор присвоил каждой части произведения названия: 1. Предостережение, 2. Прошлое, 3. Цветовая гармония, 4. Перипетии, 5. Речитатив.

Оркестр под руководством Саймона Рэтла (около 150 музыкантов) играл великолепно, мгновенно реагируя на все указания дирижера. Очень нелегкое для исполнения произведение Шенберга было сыграно безукоризненно.

Следующим номером программы стали «Шесть пьес для оркестра» Веберна, Опус 6. Антон Фридрих Вильгельм Веберн родился в 1883 году в Вене, умер в 1945 году недалеко от Зальцбурга. Жил вместе с семьей скромно, не привлекая чьего-либо внимания в те тяжелые для Германии и Австрии времена. В свободное время сочинял музыку, интересную, необычную и мало кому известную. Умер он при трагических обстоятельствах.

Начиная с 1946 года на произведения Веберна стало обращать внимание все большее число музыкантов. Особенно много открытий совершил, будучи дирижером, Стравинский, которому активно помогал его друг Роберт Крафт. В 1957 году, после издания фирмой «Колумбия» четырех альбомов, содержащих все произведения Веберна, его имя стало достаточно известным широкому кругу любителей музыки и музыкантов. Он стал одним из наиболее популярных композиторов Германии. При этом следует отметить его политическую наивность, позволявшую ему положительно относиться к Гитлеру.

«Шесть пьес для оркестра», Опус 6, можно, вслед за автором, охарактеризовать следующим образом: «Первая пьеса выражает ожидание катастрофы; вторая – несомненное ее осуществление; третья – мягкое введение в четвертую пьесу – похоронный марш; пятая и шестая – эпилог: воспоминания и смирение». Разумеется, возможны и другие интерпретации этого произведения. Выразительность звучания оркестра, тонкие переходы от одного настроения к другому, эмоциональность и мастерство как дирижера, так и оркестра были справедливо оценены публикой, которая разразилась продолжительной овацией.

Завершилось первое отделение концерта исполнением «Трех пьес для оркестра», Опус 6 Берга. Впервые оно прозвучало, после некоторых усовершенствований, сделанных автором, в 1930 году.

83119-1024x681Альбан Берг родился в Вене в 1885 году. Вырос в семье, ценящей артистические таланты и увлекающейся литературой, театром, музыкой. В конце 1904 года он обратился к Шенбергу и занимался с ним музыкальным творчеством до 1910 года. В 1913 году их занятия возобновились уже в Берлине. Шенберг высоко оценивал талант своего ученика, беспокоился о здоровье и заботился о его будущем. В частности, он первым увидел, что наибольших успехов Берг добивался при сочинении произведений крупных форм. Возникшие расхождения между учителем и учеником привели Берга к созданию фантастических «Трех пьес для оркестра», полных изобретательности и драматизма. Это сочинение он посвятил Шенбергу. Скончался Берг в Вене в 1935 году.

«Три пьесы» обозначили конец ученичества Берга у Шенберга. Одновременно они продемонстрировали появление нового талантливого и оригинального композитора. Следует отметить вдохновенное исполнение этого произведения Берлинским оркестром и дирижером.

Второе отделение концерта было посвящено исполнению Симфонии №2 Брамса.

Иоганнес Брамс родился в 1833 году в Гамбурге, умер в 1897 году в Вене. Симфония №2 была создана им в 1877 году. Первое исполнение ее в США состоялось в 1878 году. Будучи очень требовательным к своему творчеству, он решился приступить к сочинению четырех симфоний лишь после своего сорокалетия.

Вторую симфонию часто называют «солнечной», и не без основания. Однако время от времени чистые небеса покрываются облаками, вызывая задумчивость и даже грусть. Но ненадолго, сменяясь настроением пикантности и веселья. Особенно ярко эта смена настроения демонстрируется во второй части, где суровое начало почти немедленно сменяется великолепной мелодией, полной надежды.

Следующая часть, Allegretto grazioso, звучит контрастно с предыдущей. Здесь чередуются меланхоличность и радость. Четвертая часть – Финал – начинается с тихого звучания, которое взрывается быстрыми возгласами, чередующимися с противоположным характером музыки.

Берлинский оркестр во главе с Саймоном Рэтлом находится в прекрасной форме, демонстрируя все свои технические и интерпретационные возможности. Пожалуй, хотелось бы услышать в некоторых случаях большего изящества звучания. С нетерпением ждем новых встреч с этим замечательным коллективом.

Х. АНАТОЛЬЕВ

Сан-Франциско

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »