Аутодафе для Тинтина и Покахонтас

Share this post

Аутодафе для Тинтина и Покахонтас

Для любого, кто видел фильм “Обыкновенный фашизм”, костёр из книг во дворе Берлинского университета остался в памяти зловещим эпизодом истории не только нацистского государства в 30-е годы, но и символической расправы с врагами “новой немецкой культуры”.

Share This Article

Книги, не умеющие постоять за себя, много раз становились первыми жертвами репрессий, бескомпромиссного насаждения определенной идеологии. Так было в Древнем Риме, потом в 15 веке, во Флоренции, позже – в период Реформации. Взяв на вооружение опыт Савонаролы, в сожжении книг преуспели и кардинал-инквизитор Хименес де Сиснерос во времена Реконкисты, и инквизитор Диего де Ланда, уничтоживший все письменное наследие цивилизации майя.

Во всех этих случаях следом за книгами на аутодафе или в газовые камеры, в глубокие колодцы или в изгнание отправлялись и те, от кого нужно было тоже очистить “новое общество” огнём и мечом. Бельгийский художник Эрже не мог даже в страшном сне представить, что героя его комиксов, любимца не одного поколения детей во всём мире, Тинтина ждёт уничтожение в 2021 году в компании с Астериксом, Лаки Люком и Покахонтас.

В рамках новой культуры отрицания и переосмысления истории 4 700 книг были запрещены и изъяты из библиотек франкоязычных школ в Онтарио, сотни сожжены. “Мы хороним пепел расизма, дискриминации и стереотипов в надежде, что вырастем в инклюзивной стране, где все смогут жить в процветании и безопасности”, – говорит один из активистов кампании. На видео, снятом с образовательной целью, он развеивает пепел от “вредных” книг, чтобы “превратить негатив в позитив” и вырастить дерево.

Радио Канады, которое смогло ознакомиться с документами “на изъятие” (перечень на 165 страницах) и проведение оценки (193 произведения), сообщает, что “церемония очищения огнём” стала кульминацией работы комиссии под руководством Сьюзи Кис, так называемой “хранительницы знаний” о нескольких коренных народах Канады. Кто её назначил на эту должность, мы разбирать не будем; появившуюся после “литературной чистки” информацию о том, что её рассказ о своих аборигенных корнях оказался ложью, — тоже. Что действительно интересно в этой связи, так это поиск ответа на вопрос: кому выгодно раздувание пожара культуры отрицания в прямом и переносном смысле?

Приведём лишь факты. Сложно представить, что премьер Канады Джастин Трюдо, выступивший с осуждением “книжных аутодафе”, не в курсе того, что Кис занимает пост сопредседателя Комиссии по аборигенным народам в его собственной Либеральной партии. Давая зелёный свет комиссии признавать содержание ряда детских книг “устаревшим и неуместным”, запрещать в комиксах “излишнюю сексуализацию” женщин или выбрасывать главы из истории в угоду новым веяниям, власть, скорее всего, пытается набрать очки среди избранного в качестве мишени электората накануне досрочных выборов. Либералам наступают на пятки консерваторы, которые обещают сократить раздутые социальные расходы и апеллируют к тем, кто дорожит традиционными ценностями, выступает против бесконтрольной миграции и уважает историю страны, какой бы она ни была.

“Ты мне не нравишься – я тебя стираю”

Восторг от свободы эпохи соцсетей сменился разочарованием и среди пользователей, которые из одного бана тут же попадают в другой, и среди политиков, уже открыто призывающих к контролю интернет-пространства. Марк Леонард, директор Европейского совета по международным отношениям и автор книги «Эпоха без мира – как подключённость вызывает конфликты», недавно обозначил вектор действий: “Усиливаются зависть и ненависть, власти пытаются взять под контроль население, а оно голосуют за таких политиков, как Дональд Трамп, чтобы изолировать свою страну. И что больше всего беспокоит: подключённость, которая связывала народы вместе, теперь используется как оружие, чтобы причинять друг другу вред… Нам придётся пойти на риск и обезвредить эту систему связей”.

Что ж, последние события в США показали, как большие деньги, новые технологии и ставка демократов на раскол общества по социальным, расовым и другим вопросам привели к изменению образовательных программ, отставкам несогласных, делегитимизации оппонентов в жизни и в СМИ, одним словом – такому же стиранию определённой культуры и открытой дискуссии, как твитов Трампа, в угоду определённому электорату.

Впрочем, начиная с уничтожения оппонентов и собственной истории, с признания себя самих “белыми угнетателями и колонизаторами”, внедряя в сознание школьников чувство вины за события вековой и более давности, общество приходит к полной отмене свободы слова, конкурентоспособности и гражданских институтов через цензуру, самоцензуру и молчание. Книги здесь не жгли, но из списка рекомендованной детской литературы изгнали Марка Твена, Харпера Ли и других авторов, которые попали в опалу лишь из-за того, что отражали проблемы, в том числе, расизм и дискриминацию, своего времени.

Принятая в марте этого года программа по этнической истории для студентов в Калифорнии делает акцент на борьбу с расизмом и дискриминацией. И все было бы ничего, если бы в рекомендациях не значились “гайд-лайны”, делая любое дискуссионное поле выжженным: “Выделить главное в борьбе чернокожего населения за свои права и убедиться в том, что все поняли важность этой борьбы в прошлом и необходимость её продолжать в настоящем”. Или: “Постарайтесь минимизировать какое-либо противодействие, следуя чётко поставленной цели”… Авторы программы при полной медийной поддержке надеются на то, что её примут по всей Америке.

Если кто-то думает, что среди “униженных” народов и маргинализированных групп иммигрантов большое место уделяется еврейской общине, — он ошибается. Двух строчек достаточно, а слово “антисемитизм” употребляется только как одна из причин отъезда евреев из Европы. Зато организованные по этническому принципу ассоциации и группы получили в свете новых идей доступ к казне штата. В государственном Калифорнийском университете открывающийся в скором времени “Латиноамериканский инновационный хаб равенства” (Global Hispanic Serving Institution Equity Innovation Hub) уже получил из бюджета 25 миллионов долларов и существенную дотацию со стороны компании Apple (California education news: What’s the latest?).

“Если тебе 20 лет и ты не коммунист – у тебя нет сердца…”

Знаменитая фраза Бернарда Шоу говорит не только о становлении личности: “Если в возрасте 20 лет ты не коммунист, то у тебя нет сердца. Если в возрасте 30 лет ты не капиталист, тогда у тебя нет мозгов”. Здесь речь о том, что юности присущи самые прекрасные идеи равенства, братства и веры в справедливость без “но”. Именно этим уже десятилетия пользуются те, кто, как пишет французская пресса, стал “настоящей гангреной университетов” – левые идеологи и различные неправительственные организации и ассоциации. В условиях затыкания ртов, подмены понятий и анахронизма, с которым они используют исторический опыт, мы получаем тоталитаризм, манипуляцию новыми тенденциями для сведения счётов с более успешными, стирание тех, кого назначили врагом.

“Для образа врага годится любой конфликт: расовый, этнический, конфессиональный, имущественный, территориальный, идеологический – дело, в конце концов, не в нём, а в “процессах за спиной других процессов”, по слову Брехта”, – писала ещё в 1994 году Майя Туровская, один из авторов сценария к фильму Михаила Ромма “Обыкновенный фашизм”.

Власти Китая, кстати, пару недель назад объявили о том, что пересмотрят все старые фильмы, снятые в Гонконге, и проверят на предмет нарушения закона о нацбезопасности. Евросоюз регулярно осуждает отсутствие свободы слова в КНР и грозит новыми санкциями.

А вот недавно попался на глаза пост в ФБ, в котором автор рассказал о наставлениях старшей сестры первокурснику Оксфорда:

“Главное – молчи и думай, что говоришь. Ни в коем случае не подчёркивай свое происхождение, то, что ты учился в частной школе и что у тебя успешные родители. Будь как все – потренируйся есть без ножа и оставь дома хорошие вещи. Если ты видишь, что ты учишься лучше других, получи пару плохих оценок. Не высказывайся на политические и исторические темы…”

Это Британия, XXI век, если кто-то не понял и принял за воспоминания времен революции 1917.

“Мы должны быть начеку – демократия в опасности, – говорит за столом пожилая француженка Анн-Мари, до сих пор работающая консультантом в региональном министерстве образования. – Мы должны сделать всё, чтобы такие, как Трамп и Орбан не избирались. Мы должны чётко отслеживать, что читают дети, какими интернет-ресурсами пользуются, чтобы предотвратить опасность диктатуры. Сжигание книг — это нехорошо. А с другой стороны, если они не служат хорошим идеям или не отражают наших ценностей… На войне как на войне.”

Среди американцев сегодня сильна тенденция учить детей дома. Чем не ответ на новые веяния в образовании? Вполне себе “голосование ногами”.

Что бы ответил Тинтин, сгоревший на аутодафе в канадском Онтарио за то, что стал свидетелем униженного положения коренных народов Америки? Наверное, он бы расстроился, погладил своего верного, неполиткорректного цвета, Милу (Снежка) и сказал: “Что ж, мне больно видеть, что злодей Растапопулос победил сегодня в умах и сердцах, подменив честь и свободу слова догмами, с помощью которых так легко управлять людьми, и мафиозным чистоганом.”

Маша Мирная

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »