А с ленты памяти былое не сотрешь

Share this post

А с ленты памяти былое не сотрешь

Однажды, вроде бы ни с того ни с сего, я задумался о своем увлечении чтением. Что мне дают книги? Конечно, знания. О минувших временах, об истории, о разных странах. А еще – о чувствах и переживаниях героев, побуждая оценивать, восхищаться или не соглашаться.

Share This Article

Продолжение. Начало

История восьмая. ДВАДЦАТЬ ЧЕТЫРЕ
КАДРА В СЕКУНДУ

 «Всем хорошим во мне я обязан книгам», – сказал когда-то Максим Горький. Категорично, но есть в этом утверждении большая доля правды. И как замечательно, что в школе все десять лет обучения есть уроки литературы – от сказок до классики! А тысячи книг доступны в библиотеках. Правда, не все их читают, но всё же…

И тут же молнией в мозгу мелькнуло: а вот кино смотрят все!

Я любил в те годы кино. Да и сейчас люблю. Может, потому что сам держал в руках камеру и понимаю немного больше, чем рядовой зритель. Но найдется ли сегодня человек, который скажет: «Всем хорошим во мне я обязан кино»? Не думаю. И одна из причин – кажущаяся простота восприятия. Всем всё ясно.

А если бы в школе давали представление о кино как об искусстве? Точно так же, как учат понимать литературные произведения в старших классах? Эта простая мысль показалась мне вполне разумной. Правда, так не делают. А если попробовать?

Форму занятий я нашел быстро – факультатив. Разработал программу. Собрал желающих участвовать в нём. Понимал, что говорить о кино без кино бессмысленно. Но я знал, что в Доме учителя в небольшом зальчике висит экран, а у задней стены стоит настоящий проектор. Используют его редко. Договорился с директором. После чего пошел в кинопрокат. Там, как известно, выдают новые фильмы для показа в кинотеатрах. Через какое-то время их возвращают туда же. Пообещали, что мне будут давать уже бывшие в употреблении копии из запасников.

Первое занятие. Выбранный мною фильм – «Летят журавли». Смотрим, потом обсуждаем. Все высказывания ребят сводятся к сюжету. Я другого и не ожидал. Рассказываю о кинодраматургии, о том, как пьеса Виктора Розова стала сценарием для этого фильма. И, естественно, об исполнителях главных ролей – Татьяне Самойловой и Алексее Баталове. Теперь можно перейти и к режиссеру-постановщику Михаилу Калатозову, и к вопросу о том, почему режиссер – решающая фигура при съемке фильма. Сообщаю, что «Летят журавли» получили в 1957-м «Золотую пальмовую ветвь» – главный приз Каннского кинофестиваля. И что огромную роль в этой награде сыграла работа оператора Сергея Урусевского. По его заказу сделали рельсовую круговую дорожку для движения камеры, с помощью которой он снял потрясающую сцену смерти главного героя – Бориса.

PublicDomainPictures.net

На этом я завершаю свои комментарии, и мы вторично смотрим фильм. На сей раз – другими глазами.

На следующем занятии решил поговорить об истории кино. И сразу обнаружилось, что ученики не имеют представления о том, что камера, по сути, снимает не движение, а цепочку неподвижных кадров. Но запечатлены на них последовательные фазы движения. Поэтому, если прокручивать эту цепочку быстро, получится полная иллюзия движения. И делается это со скоростью 24 кадра в секунду. И съемка, и проекция. Показал ребятам, как самим можно на бумаге сымитировать этот процесс.

Потом были отличные ленты Григория Чухрая, Андрея Тарковского, Михаила Ромма и других. Я связался с НИИ художественного воспитания в Москве. Оказалось, тогда же, на рубеже 60-х и 70-х, при Союзе кинематографистов СССР создали Совет по кинообразованию. Возглавил его профессор ВГИКа Илья Вайсфельд. Мне предложили войти в состав этого совета.

Народу в нём было немного. Кроме нескольких специалистов-киношников – дюжина энтузиастов со всех концов страны. Они вели кружки или факультативы. Мы делились и тем, чем занимаемся, и тем, что получается, и предсказуемыми сложностями. Таким образом вырисовывалась некая модель внеклассного и внешкольного вовлечения детей в знакомство с искусством кино. На базе этого опыта была выпущена книжка со статьями членов совета. Я там был представлен программой своего факультатива.

В то же время Илья Вениаминович вовлек нас в повседневную жизнь кинематографа. Привел нас на Мосфильм, в одном из павильонов которого режиссеры А. Алов и В. Наумов снимали картину «Бег» по произведениям М. Булгакова. Интересно было побеседовать с двумя исполнителями главных ролей – Михаилом Ульяновым и Владиславом Дворжецким. А еще мы получили пригласительные билеты в Московский дом кино на премьеру фильма «Белорусский вокзал». Пришлось пробиваться сквозь толпу безбилетников у входа, стремившихся попасть внутрь. Этот дебют молодого режиссера Андрея Смирнова оказался многообещающим.

Одним словом, всё выглядело прекрасно. Но для моих товарищей по совету занятия с детьми в кружках являлись промежуточной ступенькой в науку, без дальнейшего возврата в школу. Мои же мысли шли совсем в другом направлении. И я попытался на очередном заседании изложить свою концепцию.

Развитие человеческой цивилизации, сказал я, в том числе связано с возникновением и расцветом искусства. Родилось СЛОВО – вслед письменность и ЛИТЕРАТУРА. За скупым РИСУНКОМ – сложное изображение и ЖИВОПИСЬ. От имитации природных ЗВУКОВ люди пришли к их вариациям и МУЗЫКЕ. А в XX веке появилось кино как синтез этих трех великих достижений человеческой культуры. Явление новое и очень впечатляющее.

Школа, формирующая у юной личности восприятие окружающего мира, тоже отдает дань и музыке, и изобразительному искусству через специальные уроки. А литературе – вообще максимум внимания как главному способу постижения и прошлого, и настоящего. Теперь же ситуация круто изменилась – на первый план выходит кино. Оно привлекательней и убедительней. Однако в школьных программах о нём – ни слова! У кино своя специфика, свои выразительные средства, отличные от литературы. Учеников надо с ними знакомить, чтобы они воспринимали не только сюжет, но и могли оценить фильм как явление искусства. Исходя из всего этого, я считаю, что кино следует ввести в школьную программу как отдельный предмет.

Меня выслушали, не перебивая, и тут же охладили мой пыл. Ваша мечта, сказали мне, дело хорошее, но надо смотреть на вещи здраво. Кто, по-вашему, будет вести такой предмет? Значит, надо подготовить учителей, программы, учебники. А это время и деньги. Надо, между прочим, сначала серьезно доказать, что кино в школе действительно нужно и важно. Я согласился с критикой, но заметил, что никуда мы не денемся, всё равно придется заниматься поставленной проблемой. Появилось телевидение, что означает воздействие уже двух источников экранного искусства и на детей, и на взрослых.

В итоге мою идею все-таки признали разумной. Совет обратился в министерство просвещения с предложением о постепенном введении курса искусства кино в старшие классы. Начиная с факультативов. Мы получили ответ за подписью тогдашнего министра просвещения М.А. Прокофьева. Он сообщил, что в настоящее время перед системой образования стоят более серьезные задачи, поэтому наше предложение рассматриваться не будет.

Что ж, когда речь заходит о том, чтобы ввести в школу что-то новое, развивающее свободу мысли, то почему-то всегда находятся более серьезные задачи. Такой ответ можно было предвидеть.

Впрочем, для меня лично тот приезд в Москву оказался незабываемым. Мне удалось посмотреть два знаковых спектакля. Первый – «Гамлет» в Театре имени Вл. Маяковского, поставленный его главным режиссером Н.П. Охлопковым. При входе в зал зрителей сразу поражали огромные ворота во всю ширину и высоту сцены. Кроме того, они были объемными и разделены на несколько секций на разных «этажах». В некоторых из этих отсеков потом происходило действие. По ходу спектакля ворота еще и открывались, и тогда в глубине сцены перед нами разыгрывались захватывающие события шекспировской трагедии. Придумал эту декорацию главный художник театра В.Ф. Рындин.

В роли Гамлета выступал молодой актер Эдуард Марцевич. Он играл хорошо, но не блестяще. Если предположить, что в постановке незримо состязаются между собой игра и оформление, то, на мой взгляд, победило оформление.

Второй спектакль – «Жизнь Галилея» по пьесе замечательного немецкого драматурга Бертольта Брехта. Поставил его легендарный Юрий Любимов в легендарном Театре на Таганке, куда билеты достать было практически невозможно. В кассе они как будто и не появлялись. Я пришел туда за полчаса до открытия. Людское марево уже клубилось перед дверями в ожидании, когда начнут пускать. Я стал медленным шагом огибать толпу по дальнему краю, внимательно присматриваясь к каждому и лелея почти несбыточную надежду. И вдруг заметил девушку, стоявшую чуть поодаль и что-то державшую в руке. Подошел. Спрашиваю: «У вас случайно нет лишнего билетика?» Ее лицо засветилось от радости: «Есть!» Я был счастлив; она, по-моему, тоже.

Любимов, как всегда, оказался изобретательным и оригинальным. В левом портале сцены – хор мальчиков, в правом – хор монахов в черном, головы просунуты в дырки. Так сказать, добро и свет против косности и тьмы. Спектакль идет без декораций, артисты – без грима. В главной роли – Владимир Высоцкий.

Уже в первой сцене Галилей – Высоцкий делает зарядку и стоит на голове. В пьесе жизнь великого ученого проходит от средних лет до старости – от сорока шести до семидесяти. И хотя артисту всего 26, он так же меняется, ему помогает в этом лишь одежда – коричневый балахон. И конечно, талант. Во всех эпизодах, включая сцену отречения, Высоцкий прекрасно передает сложный характер своего героя, его сомнения, слабость, силу и предательство перед наукой. А в финале на авансцену выбегают дети с крутящимися глобусами в руках: а все-таки она вертится! По общему признанию, это лучшая роль Высоцкого в театре.

Возвращаясь к первой постановке с воротами, хочу заметить, что местные товарищи мне тогда рассказали, что в 1955-м с «Гамлетом» приезжал в Москву из Лондона известный режиссер Питер Брук. Его спектакль, неожиданный и интересный, сильно отличался от охлопковского. Удивления у меня эта новость не вызвала – логично, что англичанин больше и лучше понимает шекспировские пьесы, чем русский. Имя Брук мне довелось уже однажды слышать. Потом я столкнулся с ним в связи со спецификой кинематографа и экранизацией театральных шедевров. Понял, что мне нужно обязательно познакомиться с этим режиссером поглубже. А когда обратился к источникам, то сразу окунулся в лавину  увлекательных, а нередко и поразительных фактов.

…Семен Брук жил со своими еврейскими родителями в Двинске (Даугавпилсе), входившем в Российскую империю. А заодно – в черту оседлости. Вступил в РСДРП, примкнул к меньшевикам. За активные выступления был арестован и просидел два месяца в тюрьме. А когда его выпустили, махнул на политические игры рукой и укатил в бельгийский город Льеж. Вместе с невестой – Идой Юдсон. Там и он, и она поступили в университет, Семен стал инженером-электриком, Ида – доктором наук (по химии). В 1914-м поженились. Когда грянула Первая мировая война, успели убежать в Англию.

Старший сын, Алексис, появился на свет в 1920-м. Второй, Питер, спустя пять лет.

Сказать просто, что младший был одаренным, значит не сказать ничего. Вот факты. Питер создал свою четырехчасовую версию «Гамлета» и исполнил ее перед публикой. Вы спросите, что здесь особенного? А то, что сделал он это, когда ему было семь лет. В 12 он прочитал на английском «Войну и мир» Л. Толстого и заявил, что женится только на женщине по имени Наташа. И сдержал слово. Он стал самым юным выпускником Оксфордского университета.

Питер Брук.
This file is made available under the Creative Commons CC0 1.0 Universal Public Domain Dedication.

Да, он родился в Лондоне. Родители говорили между собой по-русски, а с детьми – по-английски. И Питер взял в Оксфорде курс русского языка. К тому же университетскому времени относятся и его первые режиссерские работы. Он очень тонко понимал и трактовал Шекспира, которого считал величайшим драматургом. Но в его активе много постановок и по пьесам других известных авторов, включая Чехова. Трагедии, комедии, оперы, кинофильмы. Его считают крупнейшим режиссером нашего времени.

В ходе его поездки с «Гамлетом» в Москву произошла любопытная история. Бруку, конечно же, хотелось познакомиться с тем, что и как показывают на сценах советской столицы. Он выбрал Театр сатиры, в котором шел «Клоп» по Маяковскому. После спектакля главный режиссер театра Валентин Плучек пригласил гостя обменяться мнениями. Они сидели, разговаривали, и Плучек, который знал о собеседнике только то, что его родители уехали из России, вежливо поинтересовался:

– У вас, наверное, здесь есть какие-нибудь родственники?

Брук неопределенно пожал плечами:

– Отец тогда покинул страну быстро, а его родная сестра Фаня осталась. Никаких сведений ни от нее, ни о ней мы не имели. Очень хотелось бы узнать о ее судьбе. Но как?

Наступила минутная пауза, после чего Плучек произнес:

– Это моя мама.

Они оказались двоюродными братьями, о чём столько лет не знали!

Но меня потрясло другое: разные страны, разная ментальность, различные культурные традиции, и при всём при том оба – театральные режиссёры высокого класса! Мистика, фантастика. Какие гены могли так сработать? Кто сконструировал этот генетический мотор, который выдал такую идентичность?

Когда пишутся эти строки, в конце 2021-го, Питеру Бруку 96. У него масса наград и почетных званий. Он живет в Париже. Совсем недавно, в 2019-м, в нью-йоркском Бруклине он показал спектакль по написанной им (в соавторстве с Marie-Helene Estienne) пьесе. Ее суть – раздумья о жизни и творчестве Всеволода Мейерхольда и о значимости театра вообще. Он назвал пьесу Why? («Почему?») Сам Брук объяснил свой выбор так: «У английского слова Why? магическое звучание вопроса, на который нет возможности дать ответ».

Любопытная трактовка. Побудила задуматься. Каждый день дарит нам целую гамму переживаний: удивление, огорчение, растерянность, восторг и еще много-много подобных им чувств. Так, может, их ценность и смысл как раз в том, что мы не в состоянии дать ответ на вопрос, почему это происходит? Именно однозначный ответ. На первый взгляд, вроде бы так оно и есть.

И все-таки трудно согласиться с Мастером. Скорее всего, Питер Брук действительно прав, когда речь идет об искусстве, о творчестве. О рождении замысла и его воплощении. Возможно даже, при восприятии того или иного произведения искусства.

Однако в круговерти бытия, где радость сменяется горем и наоборот, где мы каждый день наталкиваемся то на правду, то на ложь и где нам приходится принимать иногда сложнейшие решения, мы почти всегда знаем ответ на вопрос «Почему?». Поскольку мы действуем по обстоятельствам и верим своим чувствам. Или точнее: «Потому что так требует жизнь». Пусть эта жизнь не всегда гладкая, порой ухабистая и замысловатая, но она – наша. Собственная. И спасибо ей за то, что она есть.

2019–2022

Сан-Франциско

Самуил КУР

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »