Лена Вчерашняя о поэтах по zoom
Недавно еще казалось из-за проклятой заразы, зовущейся коронавирусом, будто жизнь замирает. По улицам и магазинам ходим с опаской, шарахаясь от встречных. А уж о лекциях и поэтических вечерах в библиотечных залах пришлось позабыть.
Я, побывавший там, где вы не бывали,
я, повидавший то, чего вы не видали,
я, уже там стоявший одной ногою,
я говорю вам — жизнь все равно прекрасна.
Юрий Левитанский, 1983
Но на днях удалось побывать на двух публичных лекциях о поэтах, причем не выходя из дома, сидя перед экраном ноутбука. Одна была о Юрии Левитанском, другая – о Николае Заболоцком. Обе лекции прочитала, как всегда, интересно и ярко, Лена Вчерашняя.
Среди слушателей были не только проживающие в Сан-Франциско и окрестностях, но и жители Восточного побережья, судя по настенным часам на заднем плане с трехчасовым опережением.
С творчеством Левитанского я не был знаком до лекции. Очень благодарен Лене Вчерашней за рассказ об этом поэте, но сам еще не готов к высказываниям о нем. Поэзию Заболоцкого давно люблю, поэтому поделюсь услышанным на лекции, а также своим восприятием этого поэта. (Личную жизнь поэтов стараюсь обходить стороной, памятуя еще в школе прочитанные строчки Пушкина: «Пока не требует поэта/ К священной жертве Аполлон,/ В заботах суетного света/ Он малодушно погружен»…).
Николай Заболоцкий (1903–1958) был одним из основателей группы ОБЭРИУ (Объединение реального искусства). Другие члены этого литературного объединения – Даниил Хармс (1905–1942), Александр Введенский (1904–1941), Николай Олейников (1898–1937) – были расстреляны или погибли в тюрьме. Выжил только Заболоцкий, пробывший в заключении более пяти лет и вернувшийся в Москву в 1946 году. В 1952 году он напишет «Прощание с друзьями»:
В широких шляпах, длинных пиджаках,
С тетрадями своих стихотворений,
Давным-давно рассыпались вы в прах,
Как ветки облетевшие сирени.
Вы в той стране, где нет готовых форм,
Где все разъято, смешано, разбито,
Где вместо неба – лишь могильный холм
И неподвижна лунная орбита…
Вспоминается пушкинский «Арион» («Нас было много на челне…»).
Поэзию Заболоцкого можно условно разделить на два периода: до и после заключения. Как рассказала Лена Вчерашняя, Иосиф Бродский особенно высоко оценивал второй период творчества Заболоцкого. Вспомним трогательное стихотворение «Некрасивая девочка», 1956 г. Или ста вшее основой для песни обращение к любимой женщине «Зацелована, околдована», 1957.
Стихотворение 1946 года «В этой роще березовой» хочу привести полностью:
В этой роще березовой,
Вдалеке от страданий и бед,
Где колеблется розовый
Немигающий утренний свет,
Где прозрачной лавиною
Льются листья с высоких ветвей, –
Спой мне, иволга, песню пустынную,
Песню жизни моей.
Пролетев над поляною
И людей увидав с высоты,
Избрала деревянную
Неприметную дудочку ты,
Чтобы в свежести утренней,
Посетив человечье жилье,
Целомудренно бедной заутреней
Встретить утро мое.
Но ведь в жизни солдаты мы,
И уже на пределах ума
Содрогаются атомы,
Белым вихрем взметая дома.
Как безумные мельницы,
Машут войны крылами вокруг.
Где ж ты, иволга, леса отшельница?
Что ты смолкла, мой друг?
Окруженная взрывами,
Над рекой, где чернеет камыш,
Ты летишь над обрывами,
Над руинами смерти летишь.
Молчаливая странница,
Ты меня провожаешь на бой,
И смертельное облако тянется
Над твоей головой.
За великими реками
Встанет солнце, и в утренней мгле
С опаленными веками
Припаду я, убитый, к земле.
Крикнув бешеным вороном,
Весь дрожа, замолчит пулемет.
И тогда в моем сердце разорванном
Голос твой запоет.
И над рощей березовой,
Над березовой рощей моей,
Где лавиною розовой
Льются листья с высоких ветвей,
Где под каплей божественной
Холодеет кусочек цветка, –
Встанет утро победы торжественной
На века.
Романс на эти стихи исполняет в фильме «Доживем до понедельника» герой Вячеслава Тихонова. (Кстати, кто-то из критиков заметил, что этот эпизод в фильме излишен, я согласен с этим мнением). Мне очень нравится исполнение этого романса актрисой и певицей Полиной Агуреевой.
Очень своеобразны стихи Заболоцкого первого периода, наполненные поисками формы и необычными метафорами. Вот, например, замечательная зарисовка 1926 года «Лицо коня»:
…Лицо коня прекрасней и умней.
Он слышит говор листьев и камней.
Внимательный! Он знает крик
звериный
И в ветхой роще рокот соловьиный.
И зная все, кому расскажет он
Свои чудесные виденья?
Ночь глубока. На темный небосклон
Восходят звезд соединенья.
И конь стоит, как рыцарь на часах,
Играет ветер в легких волосах,
Глаза горят, как два огромных мира,
И грива стелется, как царская
порфира…
Один из моих любимых героев в поэзии Заболоцкого – это Волк, Великий Летатель Книзу Головой, из поэмы 1931 года «Безумный Волк». Картины, нарисованные в поэме (превращение небольшого ростка в чудесно поющую собачку, а березы – в верблюда или попытка самого Волка стать растением) ассоциируются у меня с некоторыми сюжетами из «Метаморфоз» Овидия. А Медведь, символизирующий воинствующего обывателя, замечает: «Имею я желанье хохотать,/ Но воздержусь, чтоб Волка не обидеть», и далее «Еще есть у нас такие представители,/ Как этот сумасшедший Волк!»
В стихотворении 1929 года «Искушение» критики ищут и находят глубокий философский и даже религиозный смысл. Меня же поразил образ Смерти, весело летающей по воздуху и беспечно стреляющей из ружья в белый свет как в копеечку.
Вот и все, пожалуй, про Заболоцкого. А от Лены Вчерашней ждем с нетерпением новых рассказов о поэтах и их творчестве.
Иван СЕРБИНОВ
Саннивейл