Камерное исполнительство альтиста Джонатана Винокура
В 2009 году Джонатан Винокур был приглашён в оркестр Сан-Франциско Симфони на позицию ведущего альтиста. Талантливый музыкант и обаятельный человек, он сразу же завоевал авторитет в новом для себя коллективе и признание публики. Беспокойная художественная натура, он не удовлетворяется одной лишь деятельностью оркестрового музыканта, но ищет и успешно находит другие формы служения любимому искусству. Он […]
В 2009 году Джонатан Винокур был приглашён в оркестр Сан-Франциско Симфони на позицию ведущего альтиста. Талантливый музыкант и обаятельный человек, он сразу же завоевал авторитет в новом для себя коллективе и признание публики.
Беспокойная художественная натура, он не удовлетворяется одной лишь деятельностью оркестрового музыканта, но ищет и успешно находит другие формы служения любимому искусству. Он часто выступает вместе со своими коллегами в воскресных концертах камерной музыки. Очень редко на этих программах можно увидеть наших соотечественников, и об этом можно только сожалеть, ибо именно там артисты демонстрируют высокий уровень исполнительства, который не всегда может быть достигнут другими, даже именитыми, ансамблями.
Реже, чем хотелось бы, Винокур выступает с сольными концертами, где в полной мере проявляются его прекрасная техника, красивое звукоизвлечение и глубокое понимание стиля исполняемых произведений. Винокур играет на альте работы Лоренцо Сториони (1784), который ему предоставил в пользование Сан-Франциско Симфони. Недавно в зале Old First Church, где выступают многие первоклассные исполнители, состоялся один из таких концертов – альтист Джонатан Винокур и пианистка Джун Чой О (June Choi Oh) в очень интересной и со вкусом выстроенной программе: И.С.Бах, Ребекка Кларк, Дэвид Липтак, Иоганнес Брамс.
Концерт начался с исполнения Сонаты И.С. Баха для виолы да гамба, №2, ре мажор. Это произведение создано в стиле барокко и чередует виртуозные части с певучими и эмоционально окрашенными фразами. Виола – тип старинных музыкальных смычковых инструментов. Обладала довольно крупными размерами, и поэтому на ней играли сидя, часто зажав её ногами (по-итальянски «да гамба» -ножная). Со временем виолы были вытеснены нынешними альтами. Винокур сыграл это произведение сдержанно, в благородной манере, прибегая к предельно выразительной фразировке и возвышенности высказывания. В этой небольшой сонате был весь Бах. Однако следует заметить, что пианистка время от времени заглушала альтиста, что случалось порой и в других номерах программы.
Перед следующим произведением, Сонатой Ребекки Кларк (1886-1979) для альта и фортепиано, Винокур в нескольких словах охарактеризовал творчество композитора. Она родилась в Великобритании, там же получила музыкальное образование. Первоначально училась играть на скрипке, потом, по совету педагога, обратилась к альту, который в то время начал завоёвывать позиции в оркестровой музыке. Примерно в это же время она начала сочинять камерную музыку. Несколько раз посещала Соединённые Штаты, выступая как альтистка и продолжая заниматься композиторской деятельностью. Завершила свою жизнь, уже будучи гражданкой Америки. Она написала немного, но привлекла к себе внимание неординарностью своих сочинений. Часть её произведений была опубликована только после кончины автора. Сейчас пробуждается новый интерес к творчеству Кларк.
Сочинённая Ребеккой Кларк Соната носит в какой-то мере авангардный для того времени характер, и её некоторое время приписывали уже известному тогда композитору Блоху. В мелодике первой части прослушиваются некие восточные мотивы, и вся она прозвучала в исполнении Винокура поэтично и завораживающе. Все последующие части (начиная от Vivace (живо) и кончая самыми медленными темпами) – в какой-то степени иллюстрации технических возможностей альта (стаккато, спиккато и т.п.). Альтист преодолел все эти технические трудности играючи.
Во втором отделении после нескольких вступительных слов о композиторе Дэвиде Липтаке, живущем и работающем в Рочестере, Нью-Йорк, Винокур исполнил небольшую и очень приятную пьесу Липтака “The Play of the Winds for Solo Viola”. Но главным событием второго отделения стала романтическая Соната И. Брамса для альта и фортепиано, ми-бемоль мажор, Ор. 120, №2. Пасторальная и очаровательная первая часть с изысканными фразами и меняющимися размерами; лирическая исповедь более энергичной и наполненной дыханием второй, которая ненавязчиво связана тематически с первой; медленная, раздумчивая и печальная третья и, наконец, небольшой и радостный финал – всё это в исполнении Джонатана Винокура и Джун Чой О было сыграно на одном дыхании, очень естественно и изящно.
Джун Чой О солирует во многих оркестрах, – например, New Haven Symphony, Aspen Concert Orchestra и др. Часто выступает и в сольных концертах (в Dag Hammarskjold Auditorium в Нью-Йорке в Организации Объединённых Наций, в Чикаго, Германии, Голландии, Канаде и т.д.). Очень успешно выступает с коллективами, исполняющими камерную музыку. Она преподаёт в Манхэттенской Музыкальной Школе и в Сан-Францисской Музыкальной Консерватории, а также в Калифорнийском Доминиканском Университете, где возглавляет фортепианное отделение и отделение камерной музыки. Получила степени бакалавра и мастера в Джульярдской Школе.
Творческая активность Джонатана Винокура сводится не только к участию во многих престижных фестивалях, но и к совместным выступлениям с выдающимися музыкантами, такими, как Йо Йо Ма, Джейм Ларедо и участниками знаменитых струнных квартетов («Амадеус», «Ардитти», «Кливлэнд», «Гварнери», «Юпитер» и др.). Он один из учредителей камерного оркестра ECCO (East Cost Chamber Orchestra) и регулярно выступает с этим коллективом. Очень интересно набдюдать развитие исполнительного мастерства этого замечательного музыканта.
Х. АНАТОЛЬЕВ
Сан-Франциско