Кто рулит Америкой?
А начать придется с личной справки. Когда-то, с самого приезда в Америку, я был запойным читателем «Нью-Йорк таймс» – по будням спозаранку, а воскресный номер с субботнего вечера, когда его доставляли из типографии в ближайший киоск.
Отчасти по субъективным причинам. Когда мы с же-ной образовали в Москве независимое информационное агентство «Соловьев-Клепикова-пресс», эта газета нас поддержала, регулярно печатала наши бюллетени, посвятила нам большую статью, которая начиналась с Front Page, где тиснули нашу с Леной Клепиковой совместную фотку в московской квартире, а когда приехали сюда, первой опубликовала нашу статью. Но и помимо того, уровень газеты был высокий, приходилось становиться на цыпочки, тянуться, тем более при моем сла-бом знании английского.
Театр одного актера
Разочарование пришло во время прошлой предвыборной президентской кампании, когда «Нью-Йорк таймс» однозначно встала на сторону кандидата-демократа, зато с Трампом расправлялась всеми правдами и неправдами. Отчасти из-за этого огульного отношения к республиканскому кандидату, от противного, мы стали к нему присматриваться, сделали на него ставку и еще до выборов выпустили о нем книгу, с хвалой и хулой, но предсказывая ему победу – чуть ли не единственные из политологов. А теперь, когда «Нью-Йорк таймс» и вовсе заняла по отношению к действующему президенту оголтелую позицию, браня его по любому поводу и без, я просматриваю эту газету бегло, поверхностно, наравне с другими.
А тут вдруг напоролся на комментарий на Ор-Ed. Автор – явный и ярый антитрампист, все импичментные обвинения принимает и выдает за аксиому, но с отчаянием и ужасом признает, что – переведя русской поговоркой – подлецу все к лицу. В том смысле, что даже негатив Трамп ловко поворачивает в свою пользу. Больше того, упивается и кайфует от своего регулярного присутствия на первых страницах и обложках СМИ, на телеэкране и в социальных сетях. Без разницы, в каком качестве – протагониста или антагониста, героя или антигероя. Когда Трамп говорит, что Украингейт поможет ему выиграть президентские выборы, он не блефует.
Как писатель со скандальной, на грани фола, а то и за гранью, репутацией я убедился на собственном опыте, что негативное паблисити ценится кратно больше позитивного. А нью-йорктаймсовская статья так и называется «Импичмент для Трампа – это шоу». Пусть Вашингтон – это Голливуд для уродов, согласно ироническому клише политолога Пола Бегалы. Пусть лицедействующий 45-й президент, превративший политику в театр одного актера, никогда не получит «Оскар» (как и Нобелевскую премию мира). Зато какая аудитория – подарочная: вся Америка. А может, и весь мир.
Вот один из последних сюрпризных выходов Трампа на эту мировую сцену, когда он, как Deus ex machina, отправился с необъявленным визитом в Афганистан и внезапно явился в День благодарения перед потрясенными американскими военными, когда те уплетали за обе щеки праздничную индейку. Что тут было! Военнослужащие повскакали со своих мест, устроили овацию главнокомандующему, стали снимать президента и сниматься с президентом. Бьет на эффект? А хотя бы и так. И чем ближе выборы, тем таких эффектов будет больше.
Стена раздора
Ну да, домашние заготовки его команды во главе с закулисным режиссером всесильным визирем Джаредом Кушнером, который, в противоположность своему тестю, терпеть не может свет рампы, предпочитая действовать келейно, секретно, тайно. Серый кардинал? Министр без портфеля? Или министр со многими портфелями – от ближневосточной политики и реформы тюремной системы до борьбы с наркотиками и реорганизации правительства. Да мало ли? Всех его портфелей не счесть. В столице зубоскалят, что Трамп не всегда в курсе решений, которые принимает от его имени Кушнер.
Нет, Трамп, конечно, не марионетка, а его зять не Карабас-Барабас, но когда читаешь, что президент назначил Кушнера border-wall czar, сам глагол appoint следует заменить на self-appoint. Это сам Джаред Кушнер назначил Джареда Кушнера ответственным за возведение этой пограничной с Мексикой стены, наподобие Великой Китайской. Пока что ее строительство шло ни шатко ни валко. А тут перед Строителем-самоназначенцем (перед самим собой) поставлены жесткие сроки: чтобы эта Великая Американская стена – кровь из носу! – возводилась по 30–35 миль в месяц и была готова к концу будущего года: 400 новых миль вдобавок к уже наличным 83.
Что мне это напоминает? Сказку о Золушке, которой мачеха давала невыполнимые поручения? Или миф о двенадцати подвигах Геракла? Справится ли наш новоявленный Геракл с заданием, которое дал самому себе? Обязан. Потому как стена должна быть готова не просто к концу 2020 года, но аккурат к президентским выборам. На американском политическом жаргоне – October surprise, который может повлиять на исход этих выборов. Один из козырей Трампа в борьбе за Белый дом, чтобы остаться там еще четыре года.
Все ли у него козыри на руках? Нет, конечно, но кой-какие рычаги у действующего президента наличествуют. Хотя, разумеется, пользоваться ими нужно с превеликой осторожностью, дабы избежать обвинения, что президент использует их конспирологически, корыстно – в личных политических целях. Вот почему хоть и ежу понятно, что к чему с этой стеной, но трамписты предусмотрительно объявили о сроках ее возведения впрок – как исполнение предвыборного обещания Трампа оградить США от наплыва персон нон грата, что нам позарез. И демы это прекрасно понимали, когда президентом был Обама и стена понемногу возводилась, но нашла коса на камень, когда президентом стал Трамп, и узкопартийные интересы были поставлены демократами выше государственных. По принципу Маркса (не Карла, а Граучо): Whatever it is, I’m against it. В вольном переводе: «Что бы Трамп ни сделал, демократы против». Вот почему эта стена стала стеной раздора. Или?.. Чтобы не сочли меня крамольником, сошлюсь на бывшего президентского кандидата умненького Патрика Бьюкенена: «Америка президента Трампа желает защитить южную границу от продолжающегося нашествия жителей Латинской Америки и третьего мира, которые вскоре окажутся в состоянии создать новое большинство, голосующее за демократов. Американцы между собой не воюют в буквальном смысле слова, но противоречия между нами настолько глубоки, насколько они не были с 1960-х годов, а то и со времен Гражданской войны. У нас есть республиканцы, объединившиеся против импичмента и ухода с поста президента, за которого подавляющее большинство из них голосовало, и есть Демократическая партия, выступающая как бескомпромиссный идеологический противник Трампа. Похоже, что ни авторитарные режимы, ни демократии не способны лечить болезни, от которых страдает наш несчастный мир».
Кто рулит Америкой?
Кто спорит, президент у нас старенький и хоть в полемиках держит удар, иногда хватая через край, но на все его не хватает. Скорее он представляет страну, чем рулит ею. А кто же тогда правит Америкой? Кто правит бал – ссылкой на известную оперу, но без намека на Сатану. Я бы сказал, что во главе страны стоит триумвират во главе с Трампом.
Другой член этого триумвирата – толковый мужик и ультралояльный Стивен Мнучин, министр финансов. В его руках не только финансы, первейшая функция в США во все времена, а теперь особенно при президенте-бизнесмене, но и значительная часть иностранной политики. Именно санкционная. Да, Америка правит миром с помощью кнута и пряника, но при скуповатом Трампе взамен пряника – коржик, сухарик, а то и вовсе ничего, зато кнутом пользуется лихо и круто, размахивая им что наш классический кучер. Кнут – это американские санкции, под которыми находятся наши враги, соперники, а иногда и партнеры – от Венесуэлы и Ирана до Северной Кореи и России. Всем этим управляет Стивен Мнучин, следуя указаниям президента, а иногда корректируя эти указания. Да, санкции не всегда срабатывают, но часто от них кой-кому реально поплохело – тому же Ирану, например. Как бы кто ни хорохорился, хорошая мина при плохой игре, именно благодаря санкциям Америка выполняет свои жандармские функции и держит мир в узде. По-любому лучше, чем войны, которых Трамп и его команда всячески стараются избегать.
Что касается вездесущего Джареда Кушнера, то да, он сосредоточил в руках невиданную власть, не будучи избранным народом, как Трамп, либо утвержденным сенатом, как Мнучин. Достаточно ли он ответственный человек, чтобы пользоваться этой властью в разумных пределах? Лично меня, к примеру, смущает его мстительность. Вступать с ним в конфликт – все равно что с…ь против ветра. За три года он избавился от всех своих врагов в Белом доме и других властных структурах. Не всегда по принципиальным соображениям, хотя каждый раз даже личного врага он объявлял врагом президентского курса. Как-то ему удалось сделать себя незаменимым для президента, без него Трамп и шага ступить не может. Поначалу невежда в политике, занявший высокий пост по непотизму, Джаред Кушнер начинал с нуля, но, обладая безусловным талантом и фантастической работоспособностью, доказал свою компетентность во всех делах, за которые брался. Остается только надеться, что своей необъятной властью он будет и дальше пользоваться во благо, а не во зло.
Не без его помощи Трамп стал президентом, и сейчас Джаред Кушнер де-факто возглавляет предвыборный штаб. На этот раз шансы у Трампа, пожалуй, даже выше, чем в предыдущий. Помимо указанных выше причин, еще и неопределенность с его будущим соперником. Наверное, отпадут лефтисты Элизабет Уоррен, Берни Сандерс и Питер Бутиджедж по причине своего ультраизма, а Джо Байден – из-за своей подмоченной все-таки репутации. Некоторое время назад я предсказывал, что может выскочить черт из табакерки. Что и произошло: Майкл Блумберг. Репутация у него безупречная, доказал свою эффективность на посту мэра Нью-Йорка, прагматик поверх идеологических барьеров, в деньгах на кампанию не нуждается – своих немерено, девать некуда: $52 миллиарда. Шанс на номинацию в демократическом конвенте, безусловно, есть.
А есть ли шанс у Блумберга на победу над Трампом?
Новая книга Владимира Соловьева «КОТ ШРЁДИНГЕРА» продолжает свое триумфальное шествие. Вслед за серийными публикациями в СМИ по обе стороны океана и электронной версией, в издательстве «ЛИБЕРТИ» выходит традиционное бумажное издание с дополнительной главой. Первые 100 коллекционных экземпляров будут пронумерованы и подписаны автором. Цена – $22 (включая пересылку). Чеки направлять по адресу:
Vladimir Solovyov
144-55 Melbourne Avenue, Apt. 4B
Flushing, NY 11367
Владимир СОЛОВЬЕВ