Шесть месяцев работы президента Трампа
Несмотря на беспрецедентную обструкцию Трампа левыми СМИ вместе с левыми политиками, а неред-ко и республиканцами, президент достиг рекордных показателей в своей работе за первые шесть ме-сяцев пребывания в Белом доме.
Дональд Трамп:
– добился назначения Нейла Горсача членом Верховного суда США;
– создал самое консервативное в истории США федеральное правительство;
– вывел США из договора Trans-Pacific Partnership;
– увеличил с 7 до 24% искусственно заниженные тарифы на пиломатериалы из Канады;
– утвердил строительство трубопроводов Keystone XL и Dakota;
– отменил большинство обамовских ограничений на развитие американских бизнесов. Это позволило сэкономить им $18 млрд;
– сократил на $600 млн взносы США в бюджет Комитета ООН по поддержанию мира;
– усилил борьбу с нелегальной иммиграцией. В стране проводится массовое выявление нелегалов, совершивших уголовные преступления. Эти нелегалы немедленно депортируются. Затруднено получение социальной помощи нелегалам, проникающим или уже находящимся в Америке. В результате с января этого года число людей, нелегально пересекающих границу США, сократилось почти на 70%;
– подписал закон, разрешающий штатам прекратить финансирование Planned Parenthood;
– прекратил финансирование зарубежных организаций, проводящих аборты. Эти организации активно посещаются американцами;
– восстановил право религиозных деятелей на политические выступления;
– создал комиссии по борьбе с торговлей детьми, по выявлению фальсификаций в процессе выборов 2016 г., по изучению наркотической зависимости от опиоидов – болеутоляющих препаратов;
– заморозил рост заработной платы сотрудникам Белого дома. Сэкономлено при этом $22 млн;
– вынудил Китай согласиться на американский импорт говядины;
– снял ограничения на бурение нефтяных скважин в акваториях США;
– заставил союзников США по НАТО увеличить военные расходы на 4,3%.
Экономические показатели США тоже впечатляющие. В июле прирост новых рабочих мест был заметно выше, чем ожидалось, и составил 213 тыс. По уточнённым данным, в июне была создана 231 тысяча рабочих мест. С момента вступления Трампа в должность президента в экономику страны было добавлено 1,07 млн рабочих мест. Уровень безработицы по категории U3 снизился до 4,3%. Ведущие экономисты говорят о том, что экономика США либо достигла, либо приблизилась к полной занятости. Это означает, что работают практически все, кто готов и хочет работать. Тех, кто может, но не хочет работать и предпочитает получать социальную помощь, некоторые консервативные журналисты называют демократами.
Многие экономисты объясняли низкий рост экономики США при Обаме тем, что рынок рабочей силы практически достиг своего насыщения, у него не было рабочих резервов. Эти экономисты не учитывали, что миллионы работоспособных людей, разочарованных экономической политикой Обамы, покинули рынок труда. При Трампе было создано большое число рабочих мест – и трудовые резервы нашлись. Американцы начали возвращаться на рынок труда и активно искать работу. И они её находили. Этот резерв людей, желающих работать, ещё не исчерпан.
Основная доля роста занятости при Трампе приходится на здравоохранение, сферу социальной помощи, финансовый бизнес и добычу природных ископаемых.
Отмена многих обамовских ограничений на ведение бизнеса привела к ощутимым результатам в финансовом и горнодобывающем секторах экономики.
При Обаме занятость в горнодобывающем секторе в течение долгого времени снижалась. За неполные шесть месяцев этого года было зарегистрировано 56 тыс. новых рабочих мест. Это опровергает утверждение скептиков о том, что потерянные в горнодобывающем секторе рабочие места уже никогда туда не вернутся.
За последние шесть месяцев средняя почасовая заработная плата увеличилась на 2,5%. Выросла также и продолжительность часов работы.
Во втором квартале этого года внутренний валовой продукт составил в годовом исчислении 2,6%. В первом квартале он был равен 1,2%.
По данным опроса Gallup, потребительские расходы в июле выросли на $12 и составили $103 в день. Это лучший показатель с 2008 г. Потребительские расходы определяют около 70% экономической активности США. Поэтому их изменение – один из главных показателей экономического состояния страны.
Индекс потребительского доверия сегодня – самый высокий с 2000 г. А вот цена на бензин – самая низкая за последние 12 лет.
Выступая в 2016 г. на объединённой сессии Конгресса США, Обама похвастался тем, что при нём дефицит сократился на три четверти. Как это произошло? В первый год пребывания Обамы в должности президента дефицит подскочил до астрономической цифры в $1,415 трлн. Затем дефицит начал падать и в 2016 г. был равен $552 млрд. Таким образом, при Обаме дефицит вначале резко увеличился, затем снизился. Этот наименьший при Обаме дефицит был на $108 млрд. выше самого высокого дефицита при Буше.
За первые шесть месяцев президентства Трампа дефицит снизился на $102 млрд. Это снижение сравнивается с уровнем 2016 г., а не с самым высоким дефицитом при Обаме. При Трампе деловая активность возросла, и поэтому расширилась налоговая база. Поступления от уплаты текущих налогов увеличились на 0,6%. Это самый высокий рост с 2012 г.
Департамент казначейства сообщил о том, что в апреле был получен профицит в размере $182 млрд – второй по величине в истории США. Одновременно Трамп сократил, где мог, федеральные расходы. Рост поступления денег в казну и сокращение федеральных расходов привели к снижению дефицита.
В бюджете, предложенном Трампом, предусматривается сокращение расходов на $4,6 трлн в течение 10 лет. Эти сокращения будут стимулировать экономическую активность США. Теперь слово за конгрессом.
Осторожные оценки показывают, что рост ВВП в 2017 г. может превысить 2%. Но без больших инвестиций в инфраструктуру, пересмотра корпоративного налогового кодекса, повышения квалификации американских рабочих трудно ожидать стабильного улучшения экономического состояния страны. Эти изменения заложены в бюджет Трампа, а также в предложенную им налоговую реформу.
Многие руководители крупных компаний обеспокоены постоянной обструкцией планов Трампа законодателями. Провал реформы здравоохранения, не позволивший отменить разорительные налоги Obamacare, и неопределённость судьбы налоговой реформы могут замедлить или даже остановить нынешний рост экономики нашей страны.
Григорий ГУРЕВИЧ