Советский медведь

Share this post

Советский медведь

С Носиком я знаком не был. Не только лично, но и в медийном плане. То есть вот Шендерович, он мой. Латынина – ого-го, еще как моя! Какой-нибудь Проханов, и тот мой, в том смысле, что вот этими руками отвесил бы ему. Что же касается Носика, то сколько ни встречал его – когда-то на страницах «Вестей», потом на телеэкране, порой в интернете, – часто с ним соглашался, иногда высоко, иногда не очень оценивал его высказывания, но ни восхищения, ни возмущения…

Share This Article
Антон Носик. Фото с мемориальной страницы в сети Facebook
Антон Носик. Фото с мемориальной страницы в сети Facebook

Исключение составила статья по сирийскому вопросу, но о ней – чуть ниже.

Неожиданная смерть его, как смерть любого представителя рода людского, если он является именно таковым, а не законченной нелюдью, меня опечалила. И «барух даян хаэмет» я сказал вполне искренне.

А потом пошли воспоминания друзей, в том числе и воспоминания наших с ним общих друзей, и я с изумлением для себя стал обнаруживать, насколько это была яркая, замечательная личность. Прозвучали и другие голоса, в первую очередь голос глубоко уважаемого мною Алекса Тарна, который, отвергая принцип: «О мертвых хорошо или ничего», разнес покойного в пух энд прах. Я-то всегда в жизни этого принципа придерживался – в разумных пределах, конечно, – но никогда не задумывался, насколько он правилен. Так что спорить с Алексом Тарном не буду. Главное, понял я, что покинувший нас великий блогер, при всем своем обаянии, был личностью, мягко говоря, неоднозначной.

Порадовало меня мудрое эссе Марка Радуцкого на странице фейсбука.

«Скандал вокруг некролога Тарна на смерть Носика надо изучать в рамках психологии.

Судя по воспоминаниям правильно скорбящих друзей, самому Носику понравилась бы только одна эпитафия на его смерть. Алекса Тарна.

Именно он не дал посмертно обмазать покойного елеем, от которого, как пишут его друзья, он бежал всю свою жизнь.

Эпатажный хулиган по национальности, любящий пороки, выпивоха и не только, отчаянный тусовщик («компанейский парень» – так это называли раньше) по профессии, скандалист не в бытовом понимании этого слова – таким его рисуют его друзья…

Тем более смешно читать некоторых господ, которые уже пытаются наметить чуть ли не политическое наследие Носика из его политических эпатажей…

 

Вряд ли бы покойный хотел умереть обмазанным елеем и благочестием.

 

Так что оставьте в стороне умиления, каким он парнем был, и помяните его в его духе, как это сделал Тарн».

Все шло хорошо. Друзья вспоминали, каким он парнем был, Тарн упрекал в дезертирстве и пренебрежительных, если не сказать – оскорбительных высказываниях об Израиле, Радуцкий пытался впрячь в одну телегу коня и трепетную лань, и лишь где-то на периферии моей фейсбучной Ойкумены время от времени поминалась пресловутая антисирийская статья, зачастую сопровождаемая антисемитскими репликами. В моем же поле зрения о ней молчали по принципу: «Но любим мы его не за это».

И вдруг молчание было прервано. На амбразуру бросился известный российский писатель Денис Драгунский. По интернету двинулась в путь его статья под названием «Антон Носик и война», хотя правильно было бы назвать «В защиту покойного Носика».

«Представьте себе, – пишет Драгунский, – советского человека, гражданина СССР, который в 1941–1945 году желает всяческих напастей, «вплоть до», Германии и немецкому народу. Думаю, такие люди составляли 99,9% населения СССР. Остальные 0,1% притворялись интернационалистами, глубокомысленно говорили, что-де Гитлеры приходят и уходят, а Германия остается… Но в душе, мне кажется, они думали так же, как остальные 99,9%. Они что, расисты?»

Что такое «вплоть до»? Ага, то самое!

Так вот, моя мама, еврейка, у которой отец погиб на фронте, а чуть ли не все родственники – в гетто, в сорок пятом, будучи девятнадцатилетней девушкой, приходила в ужас, когда соседка по коммунальной квартире вслух зачитывала письма от офицера-мужа из Германии, где он писал: «Посылаю детские вещички для нашего Вовки. Немножко испачканы, ты постирай!» Я сомневаюсь, что те самые «99, 9% советских людей» потирали ручки, представляя себе горы трупов немецких детей. Все-таки я достаточно общался с людьми того поколения, и, мне кажется, большинство, ненавидя палачей, не желало гибели невинным. А меньшинство… А меньшинство – это были люди, которых лишили человечности раны, нанесенные войной либо режимом, при котором они выросли, режимом – двойником нацизма. Причем последнее по части лишения человечности было куда эффективнее.

Между тем Денис Драгунский продолжает: «Антон Носик – еврей и гражданин Израиля. Сирия много лет воюет с его народом и его государством».

Стоп-стоп-стоп! Сирия много лет НЕ воюет с Израилем. Мира с Сирией у Израиля нет, но сирийская граница у нас самая спокойная. Сирийское правительство руками «Хизбаллы» воюет – это да! А при чем здесь население? Его-то кто спрашивал? Диктатор Хафез Асад? Сын Хафеза Асада, диктатор Башар Асад?

«Думается, комментарии излишни, – пишет Д. Драгунский. – А то давайте посмертно осудим Симонова и Эренбурга».

Что касается Эренбурга, он не призывал, подобно Носику, стереть вражескую страну с лица земли и «все выходы заминировать». Да, он писал в 1942 году: «Немцы не люди. Отныне слово «немец» для нас самое страшное проклятье. Отныне слово «немец» разряжает ружье. Не будем говорить. Не будем возмущаться. Будем убивать. Если ты не убил за день хотя бы одного немца, твой день пропал».

Но о ком он это писал? О Гретхен, живущих где-то в Дрездене? Об их тогда еще упитанных детишках? Или о тех, кто пришел на чужую землю убивать?

А Симонов?

 

Так убей фашиста, чтоб он,

А не ты на земле лежал,

Не в твоем дому чтобы стон,

А в его по мертвым стоял.

Так хотел он, его вина, –

Пусть горит его дом, а не твой,

И пускай не твоя жена,

А его пусть будет вдовой.

Пусть исплачется не твоя,

А его родившая мать,

Не твоя, а его семья

Понапрасну пусть будет ждать.

Так убей же хоть одного!

Так убей же его скорей!

Сколько раз увидишь его,

Столько раз его и убей!

 

Жесткие стихи. Жестокие. Но где здесь призыв убивать чужих жен? Чужих матерей? Уничтожать чужие семьи? Так что аналогия Д. Драгунского – увы! – не проходит. При всех его благих намерениях зря он великодушно наделяет нас правом на людоедство. Спасибочки, постоим.

К сожалению, именно покойный Носик решил, что у нас, израильтян, имеется такое право. Фактически с этого начинается его пост: «…Подавляющее большинство из вас (россиян – прим. А.К.) готово выносить суждения по поводу ситуации в далекой стране Сирии…»

И далее: «Ко мне, как и к любому израильтянину, эта реплика относится лишь отчасти, потому что Сирия много лет была для нас не потенциальным, а совершенно реальным военным противником… Кто б ни бомбил сегодня Сирию, я это горячо приветствую, а если ее вообще сотрут с лица земли, не огорчусь ни разу, только спасибо скажу…»

Не то чтобы он говорил от лица всех израильтян, но… немножко и от лица всех. По крайней мере, так, судя по всему, его понял Драгунский и, судя по реакциям в интернете, бесчисленные анти- и филосемиты. Причем ряды первых при этом заметно пополнились.

Парадокс же заключается в том, что подобным образом рассуждает ничтожно малое число израильтян.

Представляю, что было бы, если бы на иврите появился следующий текст: «Министерство обороны РФ хвастается, что наши самолеты козырно вчера отбомбились по сирийским целям, – ну и ура. Что эти цели не имели никакого отношения к «Исламскому государству», совершенно плевать… Любые бомбардировки гражданских объектов имеют один результат: они уничтожают ту страну, на территорию которой падают бомбы. Разрушаются дома, дороги, инфраструктура, гибнут жители…

Х…чь, Владимир Владимирович, ковровыми, не стесняйся, be my guest… А что дети, которые погибли при бомбежках, с тебя на том свете спросят, зачем ты их убил, – лично я в загробную жизнь не верю, так что просто прими иудаизм и расслабься, не спросят они тебя ни о чем. Придет Машиах, и все, кому положено, воскреснут».

Да от таких строк у самого фанатичного поселенца зрачки на лоб вылезут! Позвольте мне, как человеку, прожившему среди поселенцев полтора десятка лет, утверждать это со всей ответственностью. Да тут даже самый правый… Впрочем, при чем тут правые и левые? Выродки среди тех и других встречаются одинаково редко. Не забуду одну иерусалимскую бабулю, которая кричала: «Это не наши земли, и нечего нам там делать!» А когда к ней пришли собирать пожертвования на помощь детям, больным раком, спросила: «Еврейским или арабским?»

«Тем и другим». «На арабских – не дам!»

Скольким поселенцам, включая кахников, я эту историю ни рассказывал, все приходили в ужас.

Так что «правизны» в словах Носика нет никакой. Равно, кстати, как и иудаизма. И не только потому, что без веры в загробную жизнь иудаизм представить трудновато.

Я, пишущий эти строки, – религиозный еврей, голосующий за правые партии, считающий, что ни миллиметра земли нашей нельзя отдавать арабам.

Но при чем здесь уничтожение мирных граждан? Одно дело, когда идет война, когда враг устраивает из женщин и детей живые щиты, когда вопрос, кто кого… Даже в этих условиях ЦАХАЛ умудряется воевать в белых перчатках, устраивая пресловутые точечные ликвидации и предупреждая мирных и не очень жителей о том, куда полетят наши ракеты и снаряды. Возможно, перчатки ЦАХАЛа слишком белые, такие белые, что иной раз на них проступают пятна крови наших солдат, погибших вследствие этой самой белизны, – не берусь судить. Но радоваться гибели женщин и детей? Увольте!

Денис Драгунский
Денис Драгунский

Причем речь идет даже не о Сирии – ее население вообще ни при чем. Даже не о жителях Газы, заложниках ХАМАСа. Речь идет об арабах Иудеи, Самарии и частично об израильских арабах, которых никто, кроме интернета, в бой не гонит, которые бросаются с ножами на наших сограждан или отправляют собственных двенадцатилетних детей заниматься этим, никем к тому не принуждаемые, причем в массовом порядке.

Когда в ответ на убийство трех наших подростков трое еврейских отморозков поймали арабского мальчишку, не имевшего никакого отношения к убийцам, и заживо сожгли, один из лидеров поселенцев, рав Леванон, считающийся, между прочим, ультраправым, осудил это зверство, единственное в своем роде, и объявил, что выродки достойны смерти. В «Циклопедии» на русском языке (с тех пор текст изменен) по этому поводу написали незатейливо: «Перешел на сторону врага». Через несколько дней, беседуя с ним, я спросил, слышал ли он что-либо подобное в свой адрес от ивритоязычных израильтян. Рав Леванон только вытаращил глаза и… Думаю, он не очень мне поверил. Но в русскоязычном израильском интернете такое восприятие неслучайно. На языке Симонова и Эренбурга посыпались обвинения рава Леванона в предательстве, посты в защиту ребят, которые «правильно сделали», и так далее. Что значит «посыпались»? Таких постов было мало, очень мало, но они были.

Не сомневаюсь, что и эта статья будет многими моими русскоязычными «единомышленниками» и «единоверцами» принята в штыки. Почему? Да ответ на поверхности. А. Вудка-Малкиш рассказывает, что когда у них в лагере латвийского патриота начальство упрекало: «Латыш, а плохо работаешь!», тот отвечал: «Так я же советский латыш». Вот именно. Беда в том, что мы – не «русские израильтяне», как порой чуть ли не с гордостью себя кличем, мы – советские израильтяне. Боюсь, в этом-то и кроется разгадка носиковского поста. Этот безусловно талантливейший человек, этот человек, очевидно, обладавший уймой достоинств, нес на себе родимые пятна ментальности, порожденной одним из самых страшных режимов в истории человечества.

При всей отвратительности этого поста, наверно, к нему можно относиться лишь как к «ошибке гения». В конце концов, из-за его кровожадных строк ни одна лишняя капля крови не пролилась. Вряд ли Путин, прочитав их, с радостным криком: «Ура! Теперь я могу их бомбить!» побежал отдавать приказы.

Думаю, что и толерантность Драгунского в отношении эпистолярной выходки Носика тоже объясняется не только и не столько личной симпатией, сколько внутренним пониманием и сходством мышления.

Скажем, свою блестящую статью «Вечный «другой», бичующую антисемитизм и антиизраэлизм, этот (без кавычек) друг нашей страны, один из не слишком многих друзей, заканчивает неожиданным пассажем: «Если Израилю не останется места на карте мира, то он сумеет хлопнуть дверью перед уходом. У него достаточно сил, чтобы… Но не будем описывать словами ядерную катастрофу: слов не хватит.

Нет, не бойтесь, все не умрут. Многие останутся.

И когда-нибудь, примерно в 2040 году, в чилийском городке Пуэрто-Уильямс, на Огненной Земле, что южнее Магелланова пролива, какой-нибудь айтишник найдет на старом сервере эту статью и скажет соседу:

— Вот ведь, предупреждали их! Но они не послушали».

Где, когда, кто из наших угрожал миру чем-то подобным?! Зря пожимаете плечами! Из наших – нет, а вот господин Киселев на Первом канале… Помните радиоактивный пепел, в который он грозил превратить Америку? Увы, на всех наших мозгах, при всех их различиях, стоит штамп одного и того же завода-изготовителя.

Нет, сам Д. Драгунский взглядов Носика, разумеется, не разделяет. Во время операции «Нерушимая скала» он не писал: «Стереть Газу с лица земли!» Он писал: « Конечно, убивать людей – плохо. Детей – тем более.

Вообще слов нет.

…Есть надежный способ прекратить убийство людей вообще и детей в частности.

Берется белая простыня и высовывается в окно».

К сожалению, время от времени из глубин души самого интеллигентного русско-еврейского интеллигента может подавать голос русский… нет, не русский, а советский медведь. И обидно, когда хороший писатель, истинный друг Израиля, угрозами ядерной войны или поддержкой человеконенавистнических выступлений оказывает нам – во всех смыслах – медвежью услугу.

Так что если кто обидится за Носика или за Драгунского – напрасно! Не с ними я воюю, а с медведями.

Теперь еще несколько слов по существу. Обсуждая на «Эхе Москвы» скандал, связанный с тем злополучным постом, Носик вновь заявлял, что сирийцы должны быть уничтожены.

«Ведущая: И женщины, и дети, и старики?

Носик: А мне все равно, если они представляют опасность для Израиля.

Ведущая: Ну какую опасность [представляют] женщины и дети, и старики?

Носик: Женщины? Они рожают сирийских солдат. Если их разбомбят, они не будут рожать сирийских солдат. И слава Богу».

Надо сказать, что аргумент типа «Женщины родят террористов, дети вырастут в террористов» я уже слышал пару раз и, конечно же, лишь на русском языке. По этому поводу вспомнился мидраш.

Когда Ишмаэля, умирающего в пустыне, Вс-вышний вознамерился спасти, ангелы запротестовали: «Евреи будут идти через страну Ишмаэля, и потомки Ишмаэля будут продавать им соленую рыбу и меха, в которые вместо воды будет накачан сжатый воздух. Мучимые жаждой евреи станут припадать к мехам, и воздух будет разрывать им легкие». И ответил Вс-вышний: «Да, так поступят потомки Ишмаэля, но самому ему уготована судьба праведника, и лишать его жизни я не хочу».

Антон Носик призвал Путина принять иудаизм и расслабиться. Мне кажется, что чем больше мы будем, не расслабляясь, стараться – нет, не принять – ПОНЯТЬ иудаизм, тем реже в душе каждого из нас будет рычать советский медведь.

Александр КАЗАРНОВСКИЙ

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »