Сан-Франциско-симфони продолжает радовать публику прекрасными программами
На сей раз мы услышали вступление к сочинению китайского композитора Брайта Ченга; фортепианный концерт №1 Шостаковича с солистами пианисткой Юджей Ванг и Марком Иное (Inouye), возглавляющим группу трубачей. Во втором отделении были исполнены два произведения Игоря Стравинского: «Песня соловья» и сюита из «Жар-птицы». Начался концерт с первого исполнения нового сочинения китайского композитора Брайта Ченга, которое […]
На сей раз мы услышали вступление к сочинению китайского композитора Брайта Ченга; фортепианный концерт №1 Шостаковича с солистами пианисткой Юджей Ванг и Марком Иное (Inouye), возглавляющим группу трубачей. Во втором отделении были исполнены два произведения Игоря Стравинского: «Песня соловья» и сюита из «Жар-птицы».
Начался концерт с первого исполнения нового сочинения китайского композитора Брайта Ченга, которое было заказано Сан-Франциско-симфони. Музыке предшествовало знакомство композитора с публикой Сан-Франциско. Брайт находился на сцене. Выяснилось, что он превосходно, без малейшего акцента, владеет английским языком, очень живой и остроумный человек.
Родился он в 1955 году в Шанхае. В разгар «культурной революции» его родители, а также дедушка и бабушка, будучи интеллигентными людьми, не вызывали доверия властей, поэтому Брайта Ченга, рано проявившего музыкальную одаренность, отправили на учебу в отдаленные края близ Тибетских гор. Но времена менялись, и это позволило юноше поступить в Шанхайскую консерваторию. В 1982 году он эмигрировал в Соединенные Штаты, обосновался в Нью-Йорке и получил американское гражданство.
Его педагогами оказались талантливые музыканты Леонард Бернстайн, Марио Давидовски и другие. Музыку Ченга начали исполнять не только в США, но и в Европе и Китае. В 1993 году он находился в творческом общении с Сан-Франциско-симфони. В настоящее время является профессором музыки Мичиганского университета.
Опера Ченга «Видения красного зала» основана на популярном классическом сюжете, где злополучная любовь молодого аристократа к двум женщинам приводит к драматическим последствиям. Премьера этого произведения в Сан-Франциско состоялась в сентябре. Увертюра к опере была добавлена по инициативе SFS, и ее премьера состоялась в описываемом концерте. Сам автор считает, что опера может включать эту увертюру или опускать ее. Он посвятил ее Майклу Тилсону Томасу.
Публика уже давно привыкла к тому, что каждое выступление выдающейся пинистки Юджи Ванг привносит новые открытия, а порой и новые убедительные интерпретации. Вспоминаю с улыбкой и, казалось бы, совсем недавнее возмущение многих женщин, которые неизменно начинали свои рецензии с описания «возмутительных» и слишком смелых нарядов этой девчонки, а затем переходили к «недопустимому» исполнению. Как-то незаметно платья Юджи стали восприниматься как эталон вкуса, а ее исполнительство – как образец постижения тех или иных произведений.
Характерные черты исполнительства Юджи Ванг – совершенная техника, ловкость, умение постичь настроение той или иной фразы и обеспечить ее необходимыми средствами воплощения. Исполненный ею Концерт для фортепиано с оркестром №1 Дмитрия Шостаковича предоставляет все возможности для демонстрации блестящего искусства пианистки. Но отмечу еще одну особенность этого концерта: Шостакович наделил его очень важной и сложной партией трубы. Поэтому часто это произведение называют концертом для фортепиано и трубы с оркестром. Партия трубы в этих концертах была предложена украшению нашего оркестра, ведущему трубачу Марку Иное.
Концерт Шостаковича №1 предоставляет все возможности для художественного воплощения этого яркого сочинения и демонстрации, казалось бы, непреодолимых технических трудностей. Оба солиста с удивительной легкостью и изяществом, с улыбкой преодолевают эти трудности. При этом средняя, медленная, часть была исполнена нежности и сердечности. Ноты лежали на рояле, и Юджа исправно перелистывала страницы, не заглядывая в них. По-видимому, это была подстраховка, вызванная большой перегруженностью пианистки.
Шквал воплей зала завершился исполнением пианисткой Сонаты №12 фа мажор Моцарта, а затем «Турецкого марша» в очень интересной интерпретации Володоса и Фазила Сэя. Ничего подобного никогда не слышал!
Прекрасное впечатление произвел и выдающийся трубач Марк Иное. Его сыгранность и взаимопонимание с Юджей Ванг могут служить образцом для многих исполнителей.
После антракта оркестр исполнил два произведения Стравинского. Первое, «Песня соловья», при всех достоинствах музыки не произвело значительного впечатления на слушателей, тогда как второе, созданное Стравинским для Сергея Дягилева и его Русского балета в 1919 году и до сих пор не потерявшее своей популярности, было воспринято очень хорошо. Стравинский дирижировал эти произведения более тысячи раз. На описанном мной концерте исполнялась лишь сюита, состоящая из шести частей произведения Стравинского: «Вступление», «Танец жар-птицы», «Круговой танец принцесс», «Поганый пляс Кащеева царства», «Колыбельная песня», «Финал». Эта часть второго отделения концерта прошла с большим успехом.
Выступления Юджи Ванг проходят со все более бурным и интенсивным размахом и буквально легендарным успехом. Думаю, у нас будет еще много возможностей подробно рассказать об этой стороне ее жизни. Гораздо меньше читатель знает об успехах другого выдающегося музыканта – Марка Иное (Inouye).
После первых колебаний, связанных с выбором профессии, он остановился на музыке. Учился в выдающемся учебном заведении – Джульярдской школе. Увлекаясь в равной мере классической и джазовой музыкой, он занял позиции ведущего трубача в Хьюстон-симфони и Чарльстон-симфони и выступал в Нью-Йорк-филармоник и Израиль-филармоник. Выступал также в камерных коллективах, поездив по США, Европе, Азии и Канаде. Сольный дебют Иное в Сан-Франциско-симфони состоялся в 2010 году. Одним из ярких событий стало исполнение фортепианного концерта №1 до минор Шостаковича с Тибоде. В июле 2015-го он был солистом и лидером в «Джазовой ночи», летней концертной программе джаза популярной классики.
Он оказался первым в истории Сан-Франциско-симфони солистом и лидером одновременно в двух различных жанрах музыки в одной и той же программе. Подобный перечень необычных программ можно легко продолжить. Так, например, он был солистом в Танглвудском духовом ансамбле под руководством Сейджи Озавы и солировал в Disney Channel в концерте в Карнеги-холле. И так далее. Марк Иное также – активный композитор, и целый ряд его сочинений был исполнен в Сан-Франциско-симфони в камерных музыкальных сериях.
Х. АНАТОЛЬЕВ
Сан-Франциско