Мыслящая, эмоциональная и виртуозная пианистка
Юджа Ванг является, наверное, самой яркой звездой, вспыхнувшей на небосводе фортепианного исполнительства за последние 10-15 лет. Она выглядит хрупкой, но это впечатление обманчиво: в бурных пассажах Юджа демонстрирует фантастический темперамент и, как пишут некоторые рецензенты, «нечеловеческую» мощь. Она иногда упоминает свои маленькие руки. Но как эти маленькие руки управляются с аккордами, превосходящими октаву, понять невозможно. […]
Юджа Ванг является, наверное, самой яркой звездой, вспыхнувшей на небосводе фортепианного исполнительства за последние 10-15 лет.
Она выглядит хрупкой, но это впечатление обманчиво: в бурных пассажах Юджа демонстрирует фантастический темперамент и, как пишут некоторые рецензенты, «нечеловеческую» мощь. Она иногда упоминает свои маленькие руки. Но как эти маленькие руки управляются с аккордами, превосходящими октаву, понять невозможно. Никакой игры на публику. Одевается со вкусом, порой – достаточно смело: этой фарфоровой статуэтке всё к лицу. Уроженка Пекина, 1987 года рождения, дочь балерины и музыканта (ударника), она в восьмилетнем возрасте начала посещать общеобразовательную школу в первой половине дня и Пекинскую консерваторию – во второй. Один из её педагогов прошёл русскую школу исполнительства. В Китае в то время учебный материал заканчивался «до Брамса», студенты не слушали записи, не имели представления о современной музыке. Сейчас, по утверждению Юджи, времена изменились, в Пекине построено новое здание консерватории, а молодые люди начали играть Мессиана и Лигети.
Соревновательность была присуща пианистке с детства, и она успешно выступила в нескольких конкурсах, получив призы в Китае, Японии, Испании и Германии.. Молодость есть молодость. Первым желанием юной пианистки было исполнять виртуозные транскрипции, что у неё получалось самым великолепным образом. Но здравый смысл восторжествовал, и, когда через некоторое время она подписала контракт с Deutsche Grammophon, в первом записанном ею диске были сонаты Шопена, Скрябина, Листа и два этюда Лигети, – очень солидный репертуар.
В четырнадцатилетнем возрасте Юджа поехала в Канаду и стала учиться в Маунт Ройал Колледж Консерватори. В 15-летнем возрасте она выиграла конкурс Музыкального фестиваля в Аспене и переехала в США, где начала заниматься с Гари Графманом в Музыкальном институте Куртиса в Филадельфии, который она закончила в 2008 году. (Графман родился в Америке в семье иммигрантов из России, учился у Изабеллы Венгеровой, затем совершенствовался у Рудольфа Серкина и даже у Владимира Горовица. Блестящую исполнительскую карьеру Гари прервала травма руки. Ему пришлось сконцентрироваться на педагогической деятельности, где он также добился значительных успехов. Среди его учеников – Ланг Ланг и Юджа Ванг).
Юджа Ванг стала сенсацией в тот вечер, когда знаменитая пианистка Марта Аргерих отменила своё выступление с Бостонским симфоническим оркестром, а двадцатилетняя Юджа блистательно заменила её. Несколько раз выступала в Сан-Франциско, где дебютировала в 2006 году с фортепьянным концертом Грига. В том же году она исполнила концерт Равеля соль мажор. В прошлом году играла в Сан-Франциско в четыре руки с МTT; был у нее и сольный концерт. Рецензии – раноречивы, от самых восторженных до почти негативных. Главные претензии к пианистке – играет слишком быстро и слишком громко, т.е. непривычно. У меня есть запись Второго фортепьянного концерта Бартока в исполнении автора. Да, он сыграл этот концерт мягче, чем Ванг на одном из недавних выступлений. Ну и что? Непривычность интерпретации – не критерий для оценки исполнения. Одним из критериев является убедительность трактовки, её органичность. По-моему, здесь у Юджи всё в порядке.
Часто играет с МТТ для обоюдного удовольствия. «Сан-Франциско – как бы мой второй дом, – говорит Юджа. – Мой бойфренд, Мэтью Макки, трубач в Нью-Йорк Филармоник, – из Сакраменто, мы познакомились три года назад, когда я выступала в Сан-Франциско с оркестром. Я с удовольствием жила бы в Сан-Франциско, но это неосуществимо».
Двадцатичетырёхлетняя Юджа Ванг широко признана благодаря спонтанности своей игры, богатству воображения и поразительной технике. Её расхваливают за глубину видения и свежесть интерпретаций. С начала её исполнительского дебюта в 2005 году она уже выступила чуть ли не со всеми ведущими оркестрами мира и многими выдающимися дирижёрами. Дала много сольных концертов. Всего она выступает более 100 раз в году, но хочет упорядочить свою концертную деятельность, опасаясь перегрузок и их возможных последствий.
Не знаю, анекдот это или быль: любитель музыки спросил местного пианиста после ошеломляющего сольного концерта Юджи Ванг :«Идёте домой упражняться?» . «Нет, – ответил тот, – иду домой, чтобы покончить с собой». Очень достоверные переживания музыканта. Рецензенты сравнивают её с Владимиром Горовицем, чьё имя через двадцать лет после его смерти до сих пор является синонимом пианистического мастерства. Когда китайская пресса сопоставляет её с Ланг Лангом или Юнди Ли, она смеётся: у них совершенно различны характер и технический уровень исполнительства.
Второй дисх, записанный Юджей, называется Transformation. Издан в апреле 2010. Игорь Стравинский, Иоханнес Брамс, Морис Равель, перемежающиеся с сонатами Скарлатти. Шопен пока – вне рассмотрения. «Шопен- мой любимый композитор, но всё имеет предел. Я чувствую, что я как бы защищаю себя от слишком частого прослушивания Шопена, так что в этом году я преднамеренно не буду играть много Шопена». Третий диск вышел совсем недавно: Клаудио Аббадо дирижирует камерным оркестром Малера,исполняющим Второй концерт и Рапсодию на тему Паганини Рахманинова (солистка Юджа Ванг). Прекрасная запись!
В июне Сан-Франциско Симфони проводил фактически фестиваль Юджи Ванг, под названием «Project San Francisco». К сожалению (или к счастью для пианистки), она отменила запланированный сольный концерт, опасаясь нежелательной перегрузки. Состоялись камерный концерт с участием Юджи и оркестрантов Сан-Франциско Симфони и четыре вечера с программой, включающей музыку Чайковского из «Лебединого озера и Второй концерт Бартока для фортепьяно с оркестром. Дирижировал Майкл Тилсон Томас. В камерном концерте звучали два фортепьнных квинтета: Дворжака (ля мажор, Ор. 81) и Брамса (фа минор, Ор.34). Исполнители на струнных в двух квинтетах были различны. Оркестранты у нас – мастера высокого класса. Не успев возвратиться из трёхнедельных перенасыщенных европейских гастролей, они, тем не менее, оказались достойными партнёрами Юджи. Когда они успели сыграться, сказать трудно.
В квинтете Дворжака компаньонами пианистки были скрипачки Юкико Кураката и Айми Хирага, альтистка Кэти Кадароч и виолончелист Питер Вирик. Пленительная музыка весьма популярного квинтета Дворжака полностью возместила некоторые помарки исполнения: струнники в первой части заглушали фортепьяно, не всегда одновременными были вступления и.т.д. Но достоинства исполнения полностью перекрыли некоторые недостатки.
Во втором отделении исполнялся квинтет Брамса. Помимо Ванг, играли Мелисса Клейнбарт и Дэн Карлсон (скрипачи), Юн Джи Лиу (альт), и Амос Янг (виолончель). Здесь партия фортепьяно доминировала, изобилуя головокружительными пассажами и встречая адекватную реакцию других инструментов. По сравнению с квинтетом Дворжака, квинтет Брамса является более зрелым, мастерским произведением и предъявляет больше вызовов каждому из инструментов. Все иструменталисты успешно справились с возникавшими проблемами. В частности, Юджа Ванг продемонстрировала прекрасное чувство ансамбля.
Большое впечатление произвела Ванг во Втором концерте Бартока. Так как в свое время Первый концерт Бартока отпугнул как исполнителей, так и слушателей своей невероятной сложностью, композитор решил написать более лёгкий, так сказать, «более съедобный» концерт, но и он переполнен трудностями, с которыми Юджа прекрасно справилась. И, если в первой части она проявляла некую осторожность, то в последующих частях играла безоглядно, наслаждаясь джазовыми элементами музыки и своим собственным полётом. Оркестром дирижировал Майкл Тилсон Томас. Мне кажется, в некоторых эпизодах оркестру следовало играть чуть потише.
С интересом ждём следующих выступлений этой неординарной пианистки. Никто не может предсказать, куда может привести Ванг её карьера. Можно лишь утверждать, что Юджа обладает не по годам развитой проницательностью, блистательной техникой и удивительным талантом.