6-я Авеню и Голден Гейт Парк
Ни к чему себя не готовьте – просто приходите на пятачок в Парке, названный Шестая Авеню. Воскресный ранний светлый вечер, катание на роликовых коньках. Мимо вас проедут, как на фантасмагорическом карнавале… Женщина, высокая и гордая, как ростральная фигура, прокатывает длинным вольным шагом, смотря вдаль прямо перед собой, ни разу не изменив направление взгляда. У нее […]
Ни к чему себя не готовьте – просто приходите на пятачок в Парке, названный Шестая Авеню. Воскресный ранний светлый вечер, катание на роликовых коньках. Мимо вас проедут, как на фантасмагорическом карнавале…
Женщина, высокая и гордая, как ростральная фигура, прокатывает длинным вольным шагом, смотря вдаль прямо перед собой, ни разу не изменив направление взгляда. У нее длинные молодые, хорошо сформированные ноги и руки, она – в черных колготках, белой тонкой короткой юбочке и розоватой майке без рукавов. Я долго за ней наблюдаю, за ее статью корабельной статуи, пока не всматриваюсь в ее лицо. Это – худое, с застывшими глазами, лицо старой женщины, с подкрашенными щеками.
Вот в Круг вступает высокий, бородой, лбом, неуклюжими плечами и неуверенностью во взоре похожий на профессора из Беркли. Он едет неуверенно, медленно и однообразно на своих голенастных ногах в джинсах. И вдруг – под музыку делает некое движение, от которого черный танцор поворачивается и с восторгом говорит: «Ну, мужик, я и не знал, что ты – такой!» Они дружественно встречаются ладонями. «Профессор» смущенно улыбается. Это было движение танцоров в стиле черного гетто.
А вот – бледное утонченно-изысканное лицо с прекрасными большими темными глазами, красотка пушкинской эпохи, или – нет, это – лицо блоковской Незнакомки. На голове иногда появляется, иногда с нее исчезает дешевая соломенная шляпа с кусочком прозрачной тафты. На тонком теле – бесформенная одежда ярчайшего цвета (такого яркого, что уже спустя час я не могу вспомнить – был то ярко-зеленый или ярко-оранжевый): прямая роба без рукавов и просторные штаны до икр – короче, наряд клоунессы, не Прекрасной Дамы. Но ее катанье – не клоунада. Незнакомка претворилась в сложные, плавно переплетающиеся движенья, перетекающие одно в другое в неустанном, наклонном, завораживающем скольжении. Она – женственна и таинственна, эта клоунесса. Как говорит моя мама – женщина всегда женщина, даже в самом нелепом наряде.
Вот вступил в Круг смешной, похожий на слегка облезлого плюшевого мишку, простоватого вида мужичок с рыжеватой, редкой, тонко-проволочной растительностью на голове и лице (по шевелюре, по смущенному и одновременно невозмутимому выражению лица он похож на ирландца). На среднем пальце каждой руки у него укреплена бомбошка и он, катаясь, выделывает своими бомбошками чудеса быстроты и ловкости, крутя ими и дергая их в такт музыке. Лицо, как отмечено, невозмутимое – и все-таки видно, как «Ирландец» гордится своей удалью. Просто здорово.
Есть еще в Круге и многие другие. Черный танцор без коньков. Он танцует сам по себе, на одном месте, очень переживая песни. Он охает, хлопает себя, подпевает. Иногда «Танцор» подкалывает проезжающих, а иногда кто-то заигрывает с ним. Дама, которая шутливо пикируется с«Танцором». Она стандартно одета по моде «инди» – и катается и выглядит так же, но без изящества, без той трогательной и могущественной женственности, которая есть в Незнакомке. А вот принес и основательно поставил себя посередине Круга (всем – смотреть на меня!) – высокий большой молодой человек, по форме и цвету немного напоминающий кирпич: широкий, без талии, в обязательной майке какой-то спортивной команды и свободных шелковистых шортах до колен. Он тоже двигается, но, в основном, топчется на одном месте и делает руками странные, скованные движения. Однако, заговаривая с кем-то, держится непринужденно (старается) и вскоре больше не пытается кататься. По каким-то тончайшим знакам, но – сразу же – понятно, что все эти люди – даже черный танцор – не аристократы этого Круга. Стиль – не подлинный.
И, наконец, он, самый гармоничный и органичный. Средних лет, с бледной кожей кокаиниста, с острыми чертами подростка и светлыми узкими глазами, он – квинтэссенция этого действа. Белые майка и мягкие брюки, пояс – зеркальная чешуя, на руках – серебряные крылья. Как его душа – они мягки и упруги, чисты и потрепанны, послушны и мятежны. Он взмахивает ими, непринужденно и легко летит вперед. У него – серьезное лицо творца, он вдохновенно создает и играет свою роль Ангела, познавшего горечь Мира, но не сумевшего к нему приспособиться. К «Падшему Ангелу» позже присоединяется женщина с черными крыльями, покрывает ими его серебряные в синхронном танце – но это все не то: она не тянет на такую роль, а он – он по роли должен быть одинок. Иногда он откладывает крылья и просто катается на коньках – но и тут он играет себя, всем своим настороженным, дерзким, отчаянным, беззащитным лицом повзрослевшего подростка.
Ах, как жаль, мне надо уходить, уходить из этого театра, в котором играют роли истинные аристократы этого Круга, пришедшие жить и творить на этой сцене. Вас немного, но вы задаете здесь тон, вы показываете, что истинно и подлинно, а что – нет. Маргинальная культура, как же, черт побери, ты – при всей твоей непрактичности и хрупкости – прекрасна и обаятельна. В этом дурацком, не укладывающемся в рамки здравого смысла, – в этом обворожительном городе.
Маша ВЕНГЕРОВА